Статус журналиста в зоне вооруженного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтов, часто оказываются их жертвами. Международным законодательством предусматриваются специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, т. е. некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом. Журналисты получают удостоверение личности единого международного образца. Удостоверение выдается правительством государства гражданства журналиста или государством национальности информационного агентства, в котором журналист работает.

Работа содержит 1 файл

Статус журналиста в зоне вооруженного конфликта_Петрушевская.docx

— 307.92 Кб (Скачать)

Но все-таки есть какая-то мера и начинать сухопутную операцию для Израиля было бы крайне невыгодно, потому что для него достаточно воздушной войны. Если сейчас палестинские бомбежки прекратятся, то Нетаньяху  может сказать, что добился своего.

Журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и  иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от имени  государства своего гражданства. Они  аккредитуются при местных информационных агентствах по соглашениям между  такими агентствами.

Журналистам выдается въездная виза без чрезмерной задержки, выдаются многократные визы сроком на один год  и облегчаются поездки по стране. Многие национальные организации средств  массовой информации принимают кодексы  профессиональной этики журналистов. Международная организация журналистов  с 1946 года пытается выработать единый международный кодекс поведения  журналистов. МОЖ занимается и защитой  прав журналистов.

После второй мировой войны ООН  предлагала установить определенные положения  о защите журналистов. В частности, сделать специальные опознавательные  знаки для журналистов, ввести определенный учет журналистов, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление  журналистов в различные «горячие точки».

Второй Дополнительный протокол говорит  о том, что гражданские лица (в  том числе и журналисты) не могут  быть насильственно перемещены с  территории, на которой происходит вооруженный конфликт, если этого  не требует необходимость военного характера.

Ни Женевские конвенции, ни Дополнительный протокол не содержат норм, посвященных  профессиональной деятельности журналистов  в период вооруженного конфликта.

Журналистам выдаются специальные  брошюры, в которых подробно излагаются формы и методы защиты в случае военного нападения, кроме того, выдаются бронежилеты, которые одеваются  под гражданскую одежду. Журналисту не позволено надевать военную форму, камуфляж в зоне боевых действий, так  как это дает повод принять  журналиста за комбатанта с вытекающими  последствиями.

Журналисту не разрешается брать  в руки оружие, даже если он намерен  защищать себя или членов своей группы. Согласно МГП, в такой ситуации –  это уже не журналист, а участник вооруженного конфликта.

Правилами Конвенции  ООН предусмотрено для особой защиты журналистов использование  специального удостоверения личности, выданное властями страны. На оборотной  стороне этого удостоверения  должна быть запись определенного содержания. Вооруженные силы имеют право  задерживать любого в зоне боевых действий для обеспечения его  безопасности.

Порой военное  командование предлагает помощь журналисту, говорит, например, садись в наш бронетранспортер, вместе доедем из одной точки в  другую. Но потом этот бронетранспортер попадает в засаду, и, естественно, никто  не будет разбираться, журналист  находился в этом бронетранспортере  или военнослужащий. Скорее всего, журналист  будет уничтожен вместе с другими  комбатантами. То же самое следует  отнести и к желанию журналистов  использовать военную форму, камуфляж для сохранения гражданского костюма  и удобства. Но дает лишний повод  принять журналиста за обычного военнослужащего  с вытекающими последствиями.

Также помимо документов, удостоверяющих личность и аккредитацию, журналисту рекомендуют иметь: план-задание  на командировку, выполненный на  фирменном бланке СМИ (если  речь идет о зарубежной командировке - на языке страны пребывания). В плане задания должны быть  четко и, по возможности, детально  указаны задачи, которые возложены  на журналиста (подготовка серии  репортажей, интервью, очерков и  т.д.) и командировочное  предписание, отработанное по  установленной форме. 

Подводя итоги, можно отметить еще  раз, что журналист, находящийся  в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским  лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным  гуманитарным правом гражданским лицам. Однако, случай с Анхар Кочневой говорит о том, что ситуация может принимать такой оборот, когда журналист попадает в плен, и никто ему не может помочь. Возможно, это произошло, потому что журналистка по документам не принадлежала ни к одному СМИ. Также мы увидидели, как журналисты умело используют СМИ для формирования нужной картины происходящих в зоне вооруженного конфликта событий, используя факты, которые еще не проверены или заведомо являются ложными.

 


Информация о работе Статус журналиста в зоне вооруженного конфликта