Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:04, научная работа
Анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подхода к произведению, акцент на язык позволяет преодолеть субъектизм и объектировать положение, базирующиеся на рассмотрении образного строя произведения. Объектом исследования мы выбрали творчество Виктории Токаревой, потому что её произведения относятся к так называемой женской прозе, где предполагается, что писатель создает некий особый мир, основанный на сугубо женском восприятии. С другой стороны, именно о В.Токаревой говорят как о писательнице с системным, а не ризоматическим типом сознания.
«Способы выражения авторской позиции в рассказах Виктории Токаревой»
Текст, по определению М.М. Бахтина, - это и «первичная данность… Текст является той непосредственной действительностью, действительностью мысли и переживания…Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.
Анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подхода к произведению, акцент на язык позволяет преодолеть субъектизм и объектировать положение, базирующиеся на рассмотрении образного строя произведения.
Особым аспектом анализа текста является рассмотрение способов выражения авторской позиции; где выделяются особенно значимые для интерпретации элементы: заглавие, ключевые слова, имя собственное в структуре текста, непосредственное появление авторского голоса. Обращение к этим элементам позволяет внимательней анализировать текст. Г.О. Винокур подчеркивал, что в художественном тексте «все стремится стать мотивированным, отсюда – значимость любого элемента текста». Поэтому нам показалось интересным рассмотреть лексические и грамматические средства создания образа автора.
Объектом исследования мы выбрали творчество Виктории Токаревой, потому что её произведения относятся к так называемой женской прозе, где предполагается, что писатель создает некий особый мир, основанный на сугубо женском восприятии. С другой стороны, именно о В.Токаревой говорят как о писательнице с системным, а не ризоматическим типом сознания.
Предметом нашего исследования стало четыре рассказа, в каждом из которых представлен другой тип рассказчика.
Нами выдвигалась гипотеза: лексические способы, создающие образ автора, дадут нам яркое представление об авторе-повествователе и позволят оценить тип мышления писательницы.
Мы ставили основные задачи:
1) Посмотреть, как через лексические и синтаксические средства создается образ автора.
2) Выявить, как образ автора соотносится с героями произведения.
3) Определить особенности восприятия мира автором.
В работе нами были использованы следующие методы: выборка, анализ, сопоставление, интерпретация.
Опираясь на работы М.М.Бахтина, В.А.Кухаренко и Н.А.Николиной, мы выявили основные лексические способы создания образа автора, такие, как смысл заглавия в произведении, эффект ожидания, оценочность заглавия, многозначность слова, ключевые слова и фразы, их повторяемость, собственные имена, также этимологию имен. Кроме того, мы обращали внимание на монологичность и диалогичность высказываний, на риторические вопросы и восклицания, виды односоставных предложений в лирических отступлениях.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя анализ лингвистических исследований, посвященных женской прозе и способам выражения авторской позиции в художественном произведении. В основной части нами анализируются четыре рассказа В.Токаревой, где разный тип рассказчика позволяет сопоставить способы выражения позиции автора. Завершает работу заключение.
Подбирая рассказы для анализа, мы остановились на четырех произведениях с разными типами героев: героиня-женщина (Рита), герой-мужчина (Климов), Я - женщина и Я - мужчина. Причем, интересовать нас будет не столько сам герой и его поведение, а авторское отношение к персонажу.
Наиболее интересным с точки зрения способов выражения авторской позиции нам представляется рассказ «Просто свободный вечер». Название станет и ключевыми словами рассказа, будет упомянуто дважды. Впервые при встрече с Володиной бабушкой, грубо вмешавшейся в судьбу молодых героев. Второй раз при свидании с Ромео. Оба вечера героиня планировала провести как встречу друзей в вечернее время, непринужденно, легко провести досуг с приятными людьми. А получила оба раза разочарование, унижение, крах надежд. Она действительно была свободна – могла уйти, и никто и не задерживал. Вечер стал не встречей, а просто частью суток. То есть мы видим, что ожидание героини не совпадали с реальностью.
Главная героиня Маргарита («морская жемчужина»), но ее никто не называет полным именем, она Рита. И действительно, до жемчужины девушка немного не «дотягивает». Ее портрет создается через отрицание: «невысокая, нестройная и не блондинка. Держалась так, будто она красивая». Героиня описана как драгоценный или полудрагоценный камень: «…все краски приобретали свой правильный чистый цвет: глаза зелёные, волосы черные, как антрацит, а зубы белые и перламутровые…» Но не как жемчуг, а «как пуговицы на итальянских кофтах».
Интересно Токарева называет профессию Риты: «косметичка», ирония автора и здесь четко слышна.
Помимо Риты в рассказе еще два героя – мужчины. Такие вроде бы разные на первый взгляд, и в то же время какие-то несостоятельные, несформировавшиеся, как личности, люди. «Володя решил показать Риту бабушке и велел, чтобы она пришла знакомиться». А сам встал за спиной бабушки в момент знакомства, словно провинившийся ребенок. Для него вечер с Ритой был действительно свободным: «девушка ушла – жених не заметил». Не менее ироничен образ другого мужчины – Гошки Лазутина (Ромео). Георгий – это «победоносец». И это тоже не о герое Токаревой. Он – Гошка, суффикс «к» сразу снижает значимость этого взрослого человека. Автор отмечает, что в его жизни ничего нет: ни блестящей карьеры (таксист), ни семьи, ни счастья. И Ромео он только в глазах Риты! «У вас длинные волосы и белая рубашка». Рита пытается наделить героя романтичными чертами, и он даже пытается соответствовать им: соглашается на свидание. Но Ромео способен лишь приехать – дальше машины он взгляд даже не перевел.
Глядя на героев, четко понимаешь, что на романтические свидания здесь никто не способен.
Автор, с одной стороны, сочувствует своей героине с неустроенной судьбой, но, с другой стороны, мы видим, что Рита оценена критически, ее романтические порывы воспринимаются иронично, и для того, чтобы жизнь переменилась, нужно попробовать все-таки стать Маргаритой.
Проанализировав четыре разных рассказа, мы видим, что независимо от типа героя В.Токарева использует сходные приемы в создании персонажей и в их авторской оценке. Писательница обыгрывает имена героев, обращая внимание на этимологию имени и используя снижение звучания за счет уменьшительного суффикса «к». Так своеобразно перекликаются имена героев рассказа «Рубль шестьдесят не деньги»: Игорь Ростиславович, главный герой Славка, две Виктории ассоциативно подводят читателя к размышлениям о славе, об удовлетворении собственных амбиций. В.Токарева активно использует прозвища, вымышленные для героя имена (Не Онисимов), позволяющие раскрыть ярче характер героя и отражающие авторское отношение к герою.
Даже когда автор и героиня вроде бы совпали в «я», мы понимаем, что автор всегда дистанцируется со своим героем, и тогда, когда это Климов, и тогда, когда это безымянная героиня «Центровки». Мы предполагаем, что независимо от типа героя, автор - повествователь мыслит и оценивает происходящее одинаково: осуждает героев за отсутствие совести, за неумение строить свою жизнь, иронизирует над их пустыми целями, задает вопросы читателям, причем, складывается ощущение, что автор – повествователь, безусловно, мужчина, даже когда речь идет о героине женщине, ее оценивает не женщина, понимающая, сострадающая, а мужчина, критически видящий все недостатки. Читатель всегда видит четко выраженную позицию автора, которая отражена в собственных именах героев, в названии рассказов, в эффекте ожидания. Авторская ирония, умение вести диалог с читателем дает возможность понять оценку поведения героев, проследить идею произведения. Такой тип авторского сознания, безусловно, характеризуется как системный, то есть тип мужского сознания.
Информация о работе Способы выражения авторской позиции в рассказах Виктории Токаревой