Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:16, курсовая работа
Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусств), или другими словами – информационные продукты.
Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях.
Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды.7
Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.
Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции:
1) критическую – оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности;
2) селективную – отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти;
3)
программирующую – определяя возможные
способы и пути деятельности журналиста
в реальной ситуации.
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»8, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и "злоба дня", и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»9. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста. Еще M. M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»10. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов — явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.11
1. Познавательную деятельность, в
результате которой художник
отражает объективную
2. Преобразовательную
3. Воспитательную деятельность — стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;
4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;
5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.
При субъектно-объектных
Журналист, включаясь в
Таким образом, любые формы
журналистского познания
Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т. д.
Специфика журналистского
Анализ — мысленное
Синтез — это мысленное
Абстрагирование — это метод
познания, заключающийся в мысленном
выделении интересующих
Конкретизация — это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.15
Моделирование — это метод
научного познания, заключающийся
в замене изучаемого предмета,
явления на его аналог —
упрощенную модель и в
Дедукция — переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция — переход в процессе познания от частного к общему.
Данные методы представляют «
В ходе познания различных
объектов и явлений
В журналистском творчестве
Термин
«метод» впервые стали
В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.
В
понятие метода, употребляемое в
журналистском обиходе
В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него – «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом, репортажем, например.19
Какие же есть методы журналистской творческой деятельности?
Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам:
1) познания,
2) отражения,
3) преобразования.
Приведенная выше схема – это своего рода модель, миниатюра журналистского образования. Из этой схемы мы сможем наглядно себе представить, с какими методами имеют дело в журналистике.
Но, можно и нужно выделить еще один метод – 4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе. И. А. Бунин, наоборот, старался себя не возбуждать, чтобы не писать, как он выражался, «на нервах». А. П. Чехов работал в самой лучшей своей одежде. А. И. Куприн любил писать одетым небрежно. Эрнест Хемингуэй работа в прихожей своей виллы, стоя босиком перед старым, видавшим виды бюро.
Писатель Л. Леонов о своем труде: «Я пишу карандашом, пишу медленно и мелким почерком, чтобы видеть всю конструкцию абзаца, страницы в целом. Пишу и стираю до тех пор, пока страница не выйдет чистой, без помарок». А. Н. Толстой, наоборот, любил писать хорошими легкими авторучками. Он говорил: «Карандаши ненавижу», а потому у него на столе, в футляре всегда было несколько авторучек.
Примеры психологии творчества интересны, но процесс нашего приобщения к журналистскому мастерству вряд ли ускорят. Творчество – процесс сугубо индивидуальный.20
Методы в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. Тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой. В сущности, каждый из них имеет свой аналог в другом. Использование нами того или иного приема, скажем, в познании жизни, требует от нас адекватного этому приему ее отражения. 21
Преддверием творчества можно назвать накопление материала, который затем может использоваться при разработке темы.