Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
Курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе мы знакомимся с телевидением как с эффективным инструментом воздействия. Во второй главе уделим внимание основным методам и приёмам воздействия телевидения на зрителя. Третья же приоткроет нам некоторые секреты эффективного влияния, а вот в четвёртой побеседуем немного о белорусском телевидении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Телевидение как эффективный инструмент воздействия ……………5
Глава 2. Методы и приёмы воздействия на аудиторию ……………………….8
2.1. Убеждение …………………………………………………………………...8
2.2. Внушение …………………………………………………………………..11
Глава 3. Секреты эффективного влияния ТВ……………………………….….15
Глава 4. Белорусское телевидение……………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...24
1). Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово "диктатор" имеет в массовом сознании однозначно отрицательное значение, поэтому стоит только телеведущему один раз назвать какого-либо политического деятеля диктатором, как у аудитории сформируется соответствующее отношение к нему. Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения.
2). Учет особенностей речевой динамики.
Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего. Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа его речи активизирует непроизвольное внимание аудитории.
3). Подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами.
Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, как бы неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение.
Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно следовать правилам аутотренинга - избегать отрицательных частиц и слова "нет".
Кроме всего вышеперечисленного, на эффективность внушения влияют также и ситуативные факторы. Люди больше всего подвержены влиянию в неопределенной обстановке, при дефиците времени, при низкой компетентности и осведомленности в данной ситуации.
В распоряжении современных телевизионных средств есть и методики скрытого воздействия на психофизиологическое состояние человека. Кадры на телеэкране меняются с частотой 24 кадра в секунду. Однако на экран 25-м кадром можно выдать специально подобранную цветовую комбинацию, способную оказать определенное влияние на подсознание человека.
Такой метод используется в компьютерном вирусе "666". 25 кадр в нем подобран таким образом, чтобы подсознательное восприятие нового узора вызывало изменение сердечной деятельности - ритма и числа сокращений. В результате артериальное давление в малом круге кровообращения то резко возрастает, то резко падает. Это может привести к разрушению сосудов головного мозга.
Глава 4. Белорусское телевидение
Телевидение в Беларуси на современном этапе характеризуется появлением новых видов передач, которые носят развлекательно-социальный характер и организованы в форме различных шоу: разговорных и дискуссионных (ток-шоу), игровых (капитал-шоу), основанных на реальных событиях (документально-постановочных, «реалити-шоу»). Появилось множество рекламных сюжетов, а также научно-популярных видео- и художественных сериалов. Развиваясь и стремясь максимально удовлетворить социальные потребности уже сформировавшейся аудитории, телепроекты, да и каналы, сменяли и сменяют целевые акценты и концепции. Так, например, телеканал «Лад» изменил семейное направление на развлекательно-спортивное.
Стали популярными проекты с явным финансовым уклоном – «Ваше лото», «Суперлото», «Один против всех».
Любимицами эфира стали в первую очередь общественно-политические передачи. Телемосты, «круглые столы», дискуссии на самые различные темы забрали лучшее время активного зрительского приёма. Они пытаются при помощи приёма контрастности привлечь к себе внимание аудитории.
Надо сказать, что белорусское телевидение мало кто смотрит. Когда просишь людей назвать самого популярного ведущего белорусского телевидения, в ответ часто можно услышать – Ургант, Галкин, Андреева... И уточнение: “Мы не смотрим белорусское телевидение”. Да, нынешние белорусы предпочитают НТВ, ОРТ, Euronews и Discovery. И это зависит от разных причин:
не доверяет зритель нашим каналам;
не удовлетворяет уровень подготовки передач;
некоторых полностью не устраивает организация работы белорусского телевидения.
Поэтому на данный момент наше телевидение находится в такой ситуации, когда необходимо вернуть зрителя к экранам телевизоров, заинтересовать его новыми программами, новыми проектами.
С этой целью появляются новые телепередачи, придумываются новые проекты, проводятся кастинги ведущих, а также принимаются необходимые меры по усовершенствованию старых телевизионных проектов. Некоторые программы выходят в прямом эфире. Потому что интерес к живой передаче информации намного больше, чем к записанному.
Но было бы неправильно сказать, что выйдя в прямой эфир, программа будет иметь успех. Ведь это достаточно трудно. Не каждый может свободно, без изъянов, по намеченному плану провести эфир. Например, утренняя программа «Добрай ранiцы, Беларусь!» выходит в прямом эфире. Но несмотря на то, что ведущие и справляются, но чего-то в ней всё равно не хватает, нету искры.
Да и вообще, мало просто создать новый проект. Необходимо умело его создавать. Например, все вышеперечисленные нами в предыдущих главах, методы и приёмы воздействия на аудиторию на белорусском телевидении практически не используются, лишь небольшой процент. Возможно, мы просто не умеем их использовать, а может быть у нас свои приёмы.
Что же касается новостей, то нам необходимо немного больше говорить о реальности, о том, что происходит. Например, весь мир попал в кризис. И россияне, и все наши соседи говорили об этом, давали информацию своим зрителям, чтобы они могли сами оценить ситуацию и просчитать свой вариант выживания. А у нас ничего, как будто бы кризис и не касался. Возможно, это и есть один из приёмов влияния на белорусскую аудиторию. Но главное всё-таки – давать реальную информацию, а не раскрашивать все время нашу жизнь, делать «фабрику грез».
В белорусских новостях можно заметить использование некоторых приёмов воздействия. Например, приём повторения. Ведь если важная информация или событие, то о нём сообщается на протяжении всего дня.
Также иногда используется приём отвлечения внимания от важной информации. То есть, когда используется видео, которое вроде бы и подходит под сообщение, но акцентирует внимание совсем на другом.
Личность корреспондента и ведущего играет достаточно важную роль. Например, есть на наших телеканалах ведущие, которым не веришь. И голос неуверенный и глаза бегают. А мы ведь говорили, что даже голос влияет на восприятие зрителем информации. Поэтому очень важно, чтобы ведущий был с достаточно сильным и уверенным голосом, и чтобы в нем использовались разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего.
С каждым годом наше телевидение движется вперёд и совершенствуется. И когда-нибудь оно будет достойно высшей похвалы.
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяя отдельные элементы из общей массы культурных явлений, и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры». Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ.
В нашей курсовой работе мы четко выполнили изначально поставленные перед исследованием задачи. Представляя журналистику как массово – информационную деятельность, мы особое внимание в нашей курсовой работе отдали вопросу технологии влияния СМИ на аудиторию и выполнили цель нашего исследования – определили механизмы манипуляции общественным сознанием посредством телевидения.
Мы рассмотрели такие методы воздействия как убеждение и внушение. Изучили множество приёмов, благодаря которым телевидение воздействует на своего зрителя. Среди них используются такие, как приём фрагментарности подачи, приемы ритуализации и персонализации, которые часто уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны явлений, прием "наклеивания ярлыков", "непривлекательного ракурса" и др. Все эти и многие другие приёмы используются во всём мире.
Узнали, что через 20-25 минут просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции.
Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает — «фильтры» рвутся.
Так получилось с комиксами: любой, самый примитивный текст легко залатывался, если сопровождался столь же примитивными рисунками. Комиксы стали первым мощным жанром, формирующим сознание «масс». Телевидение умножило мощность этого принципа. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда — образов, снятых «на месте событий». Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом. Не важно! Эффект вашего присутствия «в тексте» достигается.
Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизирован и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что телевидение по самой своей природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы.
Медуза Горгона – известный персонаж древнегреческих мифов. Люди, смотревшие ей в глаза, превращались в куски мёртвого камня. На сегодняшний день к нашему телевидению всё больше и больше подходит подобная аллюзия.
Человек, застывший перед телевизором, беспомощен перед потоком разрушительной информации.
Литература:
1. Бергер, А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А. Бергер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 288 с.
2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
3. Буданцев, Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. - М.: МНЭПУ,1995.
4. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках / А.С. Вартанов.- М.: КДУ; Высшая школа, 2003.
5. Зелинский, С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик / С.А. Зелинский, - СПб: Скифия, 2008
6. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо,2005.
7. Науменко, Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию / Т.В. Науменко // Вопросы психологии. – 2003. - №12
2
[1] Русский физик Б. Розинг подал заявку на патент на «Способ электрической передачи изображений на расстояние», то есть телевидение.
[2] Реципиент (лат.) – получающий, принимающий.
[3] Мобилизация (фр.) – приводить в движение.
[4] Относительный (лат.) – временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое.
[5] Абсолютный (лат.) – безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное.
[6] Модификация (лат.) -- видоизменение, преобразование, появление новых свойств.
[7] Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.
[8] Препарирование (лат.) – изготовление.
[9] Апатия (греч.) – бесстрастие, невозмутимость, безразличие.
[10] Рациональный (лат.) – разумный.
[11] Апелляция (лат.) – обращение.
Информация о работе Современные формы и методы воздействия телевидения на аудиторию