Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:22, монография
Мониторинг политического плюрализма в новостных передачах на общенациональных российских телеканалах. Недельный Мониторинг событий рынка банковского сектора 12-18 сентября 2011 г.
Содержание.
12-18 сентября
2011 г.
1.Мониторинг политического плюрализма в новостных передачах на общенациональных российских телеканалах.
Отчет № 4
(26 сентября – 19 ноября 2011)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание проекта
2. Образец мониторинга
3. Методология
4. Медийное пространство
5. Законодательная база
6. Общие результаты мониторинга СМИ
7. Заключение
Приложение - Результаты мониторинга СМИ (диаграммы)
1. Описание проекта
Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ) – независимая внепартийная российская негосударственная организация, занимающаяся поддержкой свободы выражения и СМИ, проводит мониторинг освещения российской политической сцены в некоторых вещательных СМИ с января 2010 г. ЦЭЖ использует методологию, разработанную MEMO 98, словацкой организацией, которая проводила аналогичные проекты по мониторингу СМИ в более чем 35 странах за последние 12 лет.[1]
Задача проекта – получение данных профессионального, всестороннего и объективного мониторинга, позволяющих определить, обеспечивают ли общенациональные российские телеканалы плюрализм взглядов, достоверность и сбалансированность в новостных передачах. Проект мониторинга СМИ направлен на анализ политических новостей на основных российских телеканалах и стремится содействовать демократическим ценностям и свободам, а также выявлять возможные нарушения законов о СМИ и несоответствие основным нормам журналистики.
Это – четвертый отчет по проекту, посвященный анализу новостей на шести общенациональных российских телеканалах в период сентября-ноября 2011 г., накануне предстоящих выборов в Думу, назначенных на 4 декабря 2011 г. [2]
2. Образец мониторинга
На основе таких критериев, как собственник СМИ, территория охвата и влиятельность, в мониторинг были включены следующие общенациональные СМИ:
Таблица 1: Вещатели, мониторинг которых проводился
Канал Собственник Программы Территория охвата
Первый канал Государство Новости в прайм-тайм Общенациональный
Россия 1 Государство Новости в прайм-тайм Общенациональный
ТВ-Центр Государство Новости в прайм-тайм Большая часть страны
Пятый канал Государство Новости в прайм-тайм Большая часть страны
НТВ Контролируется государством Новости в прайм-тайм Общенациональный
Рeн ТВ Частный Новости в прайм-тайм Большая часть страны
Группа мониторинга отслеживала то, как СМИ освещают российскую политическую сцену, для того, чтобы:
- определить, всем ли политическим образованиям обеспечен справедливый доступ к СМИ;
- предоставить СМИ, политическим образованиям, органам регулирования, гражданам и международному сообществу данные, позволяющие измерять объективность российских телеканалов;
- повысить осведомленность общественности и побудить журналистов, редакторов и владельцев СМИ соблюдать нормы сбалансированного освещения;
- мотивировать граждан к лучшему пониманию роли СМИ.
Кроме того, предполагается, что проект:
- повысит возможности гражданского и научного сообщества проводить продвинутые медийные исследования;
- окажет общественное давление на журналистов, редакторов и владельцев СМИ с тем, чтобы они предоставляли более достоверную, беспристрастную и справедливую информацию.
Для достижения этих целей ЦЭЖ проводил оценку освещения в СМИ на основесравнения его с российским законодательством и международно признаннымипрофессиональными нормами и принципами журналистской этики, включающими:
- Свободу выражения
- Свободу информации
- Достоверность и прозрачность
- Сбалансированность
- Беспристрастность
- Опору на факты и актуальность
- Своевременность
- Ясность
- Разнообразие
3. Методология
Качественный и количественный методы анализа
Группа мониторинга ЦЭЖ применяла количественные и качественные методологические инструменты в соответствии с международными нормами мониторинга СМИ. Основная методология, использованная в проекте, была испытана и проверена в более чем 35 странах, включая Россию. Ее всесторонний, ориентированный на содержание подход специально разработан для того, чтобы собрать глубокие сведения о плюрализме и многообразии в материалах СМИ, включая освещение выбранных предметов/тем. Тем самым, продуктом мониторинга является не набор пустой и поверхностной статистики, а подробный анализ и оценка текущего уровня политического плюрализма в медийныхматериалах, осуществленные в правильном контексте, включая конкретные сравнения и анализ.
Количественный анализ
Количественный компонент мониторинга включает контент-анализ репрезентативной выборки СМИ. Участники группы мониторинга замеряют общее количество времени, посвященного определенным "субъектам", а также тон, в котором показаны соответствующие субъекты – позитивный, нейтральный или негативный. Эти данные зафиксированы в отношении всей требуемой информации и представлены графически с тем, чтобы проиллюстрировать различия между СМИ, а также динамику во времени.
Для мониторинга вещательных СМИ наблюдатели измеряют реальное "время прямого/косвенного показа" предварительно выбранных субъектов – в секундах. Также они отдельно фиксируют каждый случай косвенного упоминания субъекта (например, ведущим новостей или кем-то еще) в качестве "ссылки".
Важно помнить, что оценка дается поведению СМИ, а не субъектам мониторинга.Позитивные и негативные рейтинги относятся к тому, какое впечатление о субъекте или теме дается зрителю: позитивное или негативное. Участники группы мониторинга ставят оценки всем субъектам, в дополнение к фиксированию времени и упоминания, чтобы передать информацию о том, как именно СМИ показывает субъект. То есть, оценка всех субъектов мониторинга позволяет определить, показывался этот субъект в позитивном, нейтральном или негативном свете. Для этого используется следующая шкала оценок от 1 до 5: оценка 1 и 2 означает, что тот или иной субъект мониторинга был показан соответственно в очень положительном или положительном свете; в обоих случаях освещение его благоприятно. Оценка 3 – "нейтральная оценка", когда освещение состоитисключительно из фактов, без позитивных или негативных коннотаций. Оценки 4 и 5 означают, что субъект был представлен соответственно в негативном или оченьнегативном свете. Такое освещение содержит негативные коннотации, обвинения или одностороннюю критику субъекта, показываемого в материале или сюжете.
Всегда важно учитывать и действительную характеристику субъекта мониторинга(оценочное суждение о нем), и контекст (фон) материала или сюжета. Тон освещения позитивен, если позитивными являются и способ показа субъекта, и контекст, а если и то, и другое негативно, то и тон освещения является негативным.
Нейтральный тон – результат нейтрального характера обоих факторов. Если способпоказа субъекта и контекст сообщения не совпадают, участники группы мониторинга должны определить тон в соответствии с превалирующим фактором (которым может быть либо содержание материала, либо контекст).
Качественный анализ
Качественный анализ оценивает работу СМИ в сравнении с конкретными принципами/эталонами, например, этическими или профессиональными нормами, для которых трудно найти числовое выражение. Участники группы мониторинга фиксируют ложь, искажение фактов, несбалансированное освещение, несправедливость, недостоверность, предубежденность и другие важные аспекты, связанные с качеством репортажей. Эти данные фиксируются отдельно, а затем включаются в комментарии и заключения текстовых отчетов.
Качественная методология сосредоточена на содержании материалов, и тем самымучастники команды мониторинга сосредотачиваются на важных аспектах показанной СМИ информации, таких как качество и разнообразие, дающих представление о ее структуре (предметах и темах), и оценивают общее качество материалов, показанных каждым СМИ, на основе их общей информационной ценности.
С целью исключения возможной субъективности из качественного анализа, ЦЭЖпроводит частые проверки того, как отдельные участники группы мониторингаанализируют СМИ. Для качественного анализа участников группы мониторинга просят оценивать, соблюдались ли основные журналистские нормы.
Сбор и ввод данных
Участник группы мониторинга вносит в анкету мониторинга данные, относящиеся к освещению новостей на каждом телеканале в течение дня или в каждом номере печатного издания. Затем эту анкету проверяет сотрудник, который вводит данные в специальную программу для мониторинга (базу данных). Последний этап работы с данными – это их компьютерная обработка.
Поскольку анкеты для мониторинга включают относительно небольшое число различных типов данных, и данные можно без труда организовать в соответствии с заданными критериями, для обработки результатов процесса мониторинга подходит Microsoft Excel (в комбинации со всем пакетом Microsoft Office). Данные, полученные в ходе мониторинга, включают несколько основных переменных: субъект/принадлежность, время (прямое, непрямое и суммарное) и оценку тона освещения.
Субъекты мониторинга:
- Президент
- Администрация президента
- Премьер-министр
- Правительство (все соответствующие правительственные органы и ведомства)
- Политические партии, зарегистрированные для участия в парламентских выборах 4 декабря [3]
- Другие политические движения и группы. [4]
4. Медийное пространство
В Российской Федерации активно работает множество средств массовой информации. Однако, несмотря на многообразное медийное пространство, независимость СМИ, и в том числе – отсутствие плюрализма взглядов на телевидении, уже давно вызывает озабоченность. Лишь немногие СМИ могут или хотят проводить более независимую редакционную политику, включающую критику государственных чиновников и объективные репортажи. Государственный контроль вещательных СМИ привел к ситуации, когда основные СМИ стали служить не форумом для обмена мнениями, проводником общественных дебатов, анализа и комментариев, а скорее платформой для показа достижений нынешних государственных властей.
Кроме того, страну уже давно характеризуют плохие показатели в области свободывыражения (уровень которой давно оценивается как низкий целым рядом международных организаций, работающих в области свободы выражения)[5], где главной причиной для озабоченности является насилие против журналистов и безнаказанность тех, кто совершает подобные преступления. И действительно, физические нападения на журналистов происходят часто, а кара за них обычно не наступает. По данным Фонда защиты гласности, в 2010 году произошло не меньше 58 физических нападений на журналистов. По данным "Репортеров без границ" (RSF), за последнее десятилетие в России в связи с их профессиональной деятельностью были убиты 26 журналистов.
В результате многие журналисты чувствуют себя в опасности и начинают заниматься само-цензурой или избегать определенных чувствительных тем, таких как коррупция, методы действий правоохранительных органов или проблемы защиты окружающей среды. [6]
Однако некоторые недавние события в медийном пространстве пробуждают осторожный оптимизм. Среди прочего, они включают совсем недавнее (17 ноября) решение о декриминализации клеветы и оскорблений, а также решение конкретно наказывать за угрозы насилия против журналистов, которые приветствовала Представитель ОБСЕ по свободе СМИ, назвавшая их "революционными решениями, которые помогут обеспечить свободу выражения о свободу СМИ в России". [7]