Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является исследование специфики образования и функционирования сатиры и сатирических жанров. Практическая значимость работы представляет Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения сатиры.
2. Определить основные сатирические жанры.
Введение
Глава 1. Сатира как художественный жанр
1.1 История возникновения сатиры
1.2 Виды сатиры
Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века
2.1 Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века
2.2 Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)
Заключение
Список литературы
С первых дней Великой Отечественной войны все содержание "Крокодила" подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Журнал изобличает планы фашистской армии, призывает к беспощадной борьбе с врагами, выражает твердую уверенность в окончательной победе над фашистскими захватчиками. Сатира "Крокодила" мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, "Окнами" ТАСС сатира "Крокодила" в эти годы становится большой агитационной силой.
В военные годы в журнале сотрудничали Н. Адуев, С. Алымов, Ю. Арбат, Арго, В. Ардаматский, В. Ардов, Е. Вермонт, Е. Долматовский, В. Дыховичный, А. Жаров, М. Зощенко, Вл. Иванов, А. Исбах, В. Карбовская, Б. Ке-жун, О. Колычев, Е. Копылов, Б. Котляров, Э. Кроткий, С. Нариньяни, А. Недогонов, А. Прокофьев, А. Раскин, А. Резапкин, И. Рябов, Л. Славин, Ц. Солодарь, А. Твардовский, Ю. Фидлер, А. Флит, Ю. Чаплыгин, М. Червинский, А. Яшин и др.
В постановлении ЦК партии, опубликованном в сентябре 1948 г., журнал подвергся справедливой критике. Отмечался отрыв редакции от жизни, отсутствие необходимой требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывалось на непривлекательный внешний вид.
Центральный Комитет поставил конкретные задачи перед "Крокодилом". "Журнал,— говорилось в постановлении,— должен оружием сатиры обличать расхитителей общественной собственности, пошлости; своевременно откликаться на злободневные международные события, подвергать критике буржуазную культуру Запада, показывать ее идейное ничтожество и вырождение".
Центральный Комитет обязал редколлегию шире использовать различные жанры сатиры и юмора, знакомить читателей с лучшими материалами, напечатанными в местных юмористических журналах и журналах стран народной демократии, сатирическими произведениями прогрессивных зарубежных писателей, публиковать документальные фотоснимки из иностранных газет и журналов, снабжая их политически острыми комментариями.
После постановления журнал заметно улучшился. Он стал печататься на 16 стр., с красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге. Резко улучшилось и его содержание. Вновь появляются "Вилы в бок", расширяется отдел "Дорогой Крокодил", возникает рубрика "Крокодил помог". Критическим сигналом читателей отводятся отделы и рубрики "Сообщаем адреса", "С подлинным скверно", "Как ни странно, но...", "Фотовитрина Крокодила", "Из напечатанного" и др.
21 сентября 1951 г. принимается новое постановление — "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах его улучшения". В этом постановлении вновь отмечалось, что "Крокодил" является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.
"На страницах журнала "Крокодил",— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в "Крокодиле" единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций".
Резкий перелом в советской сатире вообще, в "Крокодиле" в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики.
Уже в первые годы после XX съезда "Крокодил" становится острее, боевитее, теснее связанным с читателем. Ведущая роль в расширении и упрочении связей с читателями вновь отводится отделам "Вилы в бок" и "Дорогой Крокодил". Возникают новые и расцветают старые рубрики, строившиеся исключительно на критических материалах читателей ("Разрешите побеспокоить", "С подлинным скверно" и др.).
Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел "Быт или не быт?"). Тем же проблемам подчинены и некоторые другие рубрики. Регулярно отражается культурная жизнь (отделы "Таланты и поклонники", "Листая страницы", "Среди муз и граций", рубрика "Литературные пародии" и др.). Под рубрикой "Мои интервью" и "Мой вернисаж" читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных деятелей литературы и искусства современности. Часто выступают в "Крокодиле" сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран.
Иными словами, можно сделать вывод о том, что история преобразования сатиры в советских газетах и журналах весьма объемна. Большое количество печатных изданий оказываются недолговечными, среди них журнал "Крокодил" по праву занимает почетное место ведущего журнала в сатирических изданий нашей страны. Массовыми тиражами издаются книжки сатиры и юмора из "Библиотечки "Крокодила"", альбомы, посвященные творчеству крупнейших советских карикатуристов, серии сатирических плакатов на разные темы и т. п.
О популярности "Крокодила" говорит постоянно возрастающий тираж. С 1953 г. по настоящее время он вырос с 300 тыс. экз. до 1700 тыс. экз. Редакция ежемесячно получает 6—7 тыс. писем читателей. Острым оружием смеха журнал активно воздействует на многомиллионные массы читателей, является боевым помощником Коммунистической партии в воспитании масс.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что сатира прежде всего воспринимается в обществе как обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде; сатира имеет множество видов, которые в своём сочетании делают произведение "острым", критическим, своеобразным; история сатиры в России имеет свою специфику и характеризуется яркостью, "злобностью", социальностью, а сами авторы возводятся в ранг "героев", "защитников" народа, которые не только писали "произведения с перцем", но и готовы были жертвовать своим благополучием, вплоть до тюремных заключений; в 20 – 30 годы ХХ века сатира, как литературный жанр, достигла своего апогея по частоте использования данного жанра, по разновидности его применения в журналах, газетах, по созданию, говоря современным языком, бренда "сатиры" как особого популярного среди народа литературного направления; в сатире отразилась вся яркость и противоречивость ума российского человека, умение смеяться и плакать над самим собой.
Данная работа была посвящена сатире и сатирическим жанрам в журналистике 20 – 30-х годов ХХ века.
В процессе работы с научной литературой было выявлено происхождения термина "сатира" и его трансформация в журналистике. Были характеризованы основные жанры сатиры и проведен анализ их использования в сатирических журналах первой половины ХХ века.
Особое внимание было уделено изучению журнала "Крокодил", как одного из ярчайших примеров сатирических журналов ХХ века. Были подробно характеризованы этапы становления печатного издания из вкладыша до главного сатирического журнала 20 – 30-х годов ХХ века.
Можно заключить, что
в ходе работы мы достигли поставленных
задач, описанные данные научного и
практического характера
Осмысление опыта
Список литературы
1. Автухович Т.Е. Сатира и риторика: (Традиции сатиры ХУIII века в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина) // М.Е.Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII — XX веков/ Отв.ред. Д.Н.Николаев./ Т.Е Автухович.- М. : РАГС,1998. с. - 380
2. Алтунян А А.. О собирателях земли Русской: Жириновский как публицист //Вопросы литературы./ А. А. Алтунян, - М. : Аспект Пресс, 1996. Март — апрель. с. 158
3. Блинова Э.В. Проблемы жанра и стиля публицистического фельетона./ Э. В. Блинова. – Томск. : Чародей, 1972. с. 239
4. Бореев Ю. О комическом./ Ю. Бореев. – М. : Политиздат, 1957. с. 289
5. Букчин С.В. Судьба фельетониста./ С. В. Букчин. – М. : Изд. МГУ, 1975. с. 290
6. Вилъчек Л.Ш. Советская публицистика 30 — 50-х годов./ Л. Ш. Вильчек. – М. : Политиздат, 1996. с. 187
7 Виноградов В.В. О языке художественной литературы/ В. В. Виноградов.- М. : Изд-во МГУ: Наука, 1959. с. 359
8. Дмитриев А.В. Социология юмора./ А. В. Дмитриев. - М. : Аспект Пресс, 1996. с. 190
9. Журналист. 1997. № 5., С 19
10. Какорина Б.В. Указ. сочинения./ Б. В. Какорина. –М. : Аспект Пресс, с. 500
11. Крокодил. 1922. № 21. С. 16
12. Крокодил. 1922. № 2. С. 16
13. Литературная газета, 1934. 16-23 авг.
14. Мухомор. Птг., 1922. № 5. С. 20
15. Мыспяков В.И. Искусство сатирического повествования./ В. И. Мыспяков. – Саратов. : Златоус,, 1966. с. 240
16. Николаев Д. С. Смех - оружие сатиры./ Д. С. Николаев. – М. : РИП-холдинг , 1962. с. 249
17. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра./ Б. В. Стрельцов. – Минск. : Видаль, 1983. с 200
18. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать./ С.И Стыкалин., И.К Кременская. - М. : Мысль, 1963. с. 369
19. Тимченко И. С. Типообразующие элементы экстремистского издания //Типология печати: Проблемы теории и практики /Отв.ред. Б.Я.Мисонжников./ И. С. Тимченко, - СПб. : Аспект Пресс, 1999. с. 287
20. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д. Н., издание 1940 г.
21. Ученова В.В. У истоков публицистики./ В. В. Ученова. – М. : Русская книга 1989. с. 389
22. www.evartist.narod.ru
23. www.strana.oz.ru
24. http://ru.wikipedia.org
25. http://www.vkpb.ru/
Информация о работе Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века