Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, сочинение
Нужна ли журналисту социологическая грамотность? Безусловно, да. Основной причиной тому является факт, что журналистика – это особый социальный институт. То есть журналист не только собирает, обрабатывает и распространяет информацию – он выступает еще и в роли ученого-социолога. Ведь для того, чтобы получить нужную информацию, необходим определенный инструментарий, которым обладает социология.
Горского
Дмитрия, 4 курс, 4 группа
Нужна ли журналисту социологическая грамотность? Безусловно, да. Основной причиной тому является факт, что журналистика – это особый социальный институт. То есть журналист не только собирает, обрабатывает и распространяет информацию – он выступает еще и в роли ученого-социолога. Ведь для того, чтобы получить нужную информацию, необходим определенный инструментарий, которым обладает социология.
Обратимся к статье одного из самых авторитетных ученых постсоветского пространства в области журналистики Я. Н. Засурского «Культура журналистского исследования». В частности, он отмечает, что «журналисты мало используют богатство возможностей, которые им предоставляет социология для исследования современной действительности». В чем причина? Разберемся. Вполне вероятно, что курс социологии читается студентам слишком поздно. Ведь уже к третьему году обучения они чаще всего определяются с кругом тем, на которые хотели бы писать, а также и с источниками информации. Соответственно, за время до поступления и за время учебы студенты находят и закрепляют свои способы добыть информацию, которые, может быть, не всегда наиболее действенны. Но эти способы им подсказывает жизнь и журналистская практика.
«Социологически грамотный журналист отбирает свои источники, отражающие позиции различных социальных групп, и стремится при этом выделить все те группы, которые важны для понимания ситуации в данном обществе», – пишет Я. Засурский. Однако здесь стоит вести речь, скорее, не о социологической грамотности, а об ответственном отношении журналиста к своей профессии. Ведь практически любой ответственный журналист так или иначе стремится к объективности своих мнений и суждений. А для того, чтобы эти мнения были по-настоящему объективными, их необходимо подкрепить. Чем? Мнениями авторитетов. Но авторитетов следует подбирать исключительно аккуратно – так, чтобы они выражали по меньшей мере разные взгляды на проблему. А еще лучше – противоположные.
О применении журналистом социологической теории на практике Я. Засурский говорит: «Он должен не только понимать и получать результаты опросов, но и смотреть на эти опросы сквозь призму социальных проблем и различных интересов, существующих в обществе». Но, к сожалению, об этом часто забывают. Журналисты нередко ориентируются на большинство, хотя и оно бывает неправым. К тому же опрос на одну и ту же тему может дать совершенно различные результаты, а иногда даже и полярные – это зависит от экономической, политической, социальной и даже культурной ситуации не только в стране, но и в мире.
Однако самая, на мой взгляд, важная мысль этой статьи заключена в следующей цитате: «Существенная сторона журналистской культуры исследования – умение пользоваться теми опросами, которые предлагают социологические службы, и критически оценивать их. Эти опросы, как правило, дают весьма общие ответы на возникающие у журналистов вопросы, и часто индивидуальный набор источников может дать более точные представления о настроениях в обществе и тенденциях его развития, чем усредненные социологические исследования». Нельзя не согласиться, что, например, если социологическая служба будет проводить в обществе опрос на тему политических настроений накануне выборов президента, то она не сможет среди своей огромной аудитории определить некие достаточно конкретные тенденции, симпатии и антипатии – просто потому, что перед службой не стоит такая цель. Они должны сделать усредненную выборку. А вот журналист, если он обладает социологической грамотностью, сможет проникнуть за эту усредненность и, задавая конкретные вопросы, раскрыть поле для анализа и, что самое важное, прогнозирования развития ситуации.
Таким образом, можно сказать, что социологический инструментарий критически необходим любому журналисту для того, чтобы не только воспроизводить чьи-либо мнения, но и оценивать, анализировать их и на этом материале раскрывать свою собственную точку зрения. То есть социологически грамотный журналист может более успешно выполнять основные функции журналистики как социального института – распространять, производить и распределять массовую информацию, а также формировать общественное мнение.