Служебное произведение и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, касающейся служебного произведения, заключается как раз – таки в том, что масса существующих законов и постановлений, безусловно, строго контролирует эту область авторского права, но между тем имеет ряд особенностей, на основе которых и возникают многочисленные споры. Если учесть тот факт, что на сегодняшний день служебное произведение распространено гораздо сильнее по сравнению с прошлыми годами, то становится очевидной важность этого вопроса.
Целью данной работы является выяснение характерных особенностей служебного произведения, обозначение пунктов, посредством которых организуются взаимоотношения заказчика и автора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Специфика служебного произведения.
1.1. Служебное произведение……………………………………………5
Признаки служебного произведения……………………………….7
Авторское право на служебное произведение: общая концепция..10
Права работника……………………………………………………...11
Исключительное право работодателя………………………………13
Переход прав…………………………………………………………15
Служебное произведение в практике.
2.1. Оформление отношений в вопросе служебного произведения…..17
2.2. Служебное произведение в СМИ…………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

В ст.19 ЗоАП РФ закреплены случаи свободного использования произведения, но они допустимы только с обязательным указанием имени автора. В отношении  СМИ допустимы следующие случаи свободного использования произведений:

— цитирование в информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

— воспроизведение в  средствах массовой информации правомерно опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если только такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

— воспроизведение в  средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

— воспроизведение или  сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий  средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего  сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.23

Однако и здесь обнаруживается не один камень преткновения: судебная практика богата случаями, касающихся пренебрежения правилами использования служебного произведения. Так, в январе 2010 года возник конфликт между известными фирмами, производящие продукты питания, - «Вимм – Билль - Дан Продукты питания» и «Данон Индустрия». Поводом к пересудам послужил незамысловатый рекламный слоган «В подарок Вашему иммунитету», который, по утверждению истца («Вимм – Билль – Дан»), является служебным произведением их сотрудника и соответственно собственностью компании. В прошлом году в иске компании было отказано, т.к. суд посчитал, что «Вимм – Билль – Дан» не доказал, что рекламный слоган является самостоятельным результатом творческого труда работника истца. Доводы последнего о том, что работник и компания заключили договор, оговаривающий все стороны использования слогана и вознаграждения за него, также не были приняты судом во внимание ввиду отсутствия подлинника данного договора. Кроме того, так и не было установлено, что компания «Данон» использовала в рекламе своей продукции именно слоган «В подарок Вашему иммунитету»: среди многочисленных рекламных девизов «Данона» отсутствует слоган «Вимм -  Билль – Дана».

Похоже, что «пострадавшая» компания пыталась таким образом  избавиться от сильного конкурента и  повысить собственные рейтинги. Иначе, зачем эти бесчисленно – бессмысленные  пересуды?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Служебное произведение занимает особое положение в сфере  авторского права, имея ряд особенностей, недоговоренностей, противоречий. Рассмотренные  выше вопросы не имеют четких, однозначных  ответов, несмотря на существующее законодательство, которое, безусловно, определяет и регулирует отношения субъектов служебного произведения.

Определение служебного произведения, данное как законами РФ, так и многочисленными специализированными  словарями, дает лишь общее представление о продуктах интеллектуального труда, которые могут считаться служебными произведениями. Конечно, ясно, что произведение, созданное в рамках служебных обязанностей, считается таковым. Однако при этом возникает множество оговорок, которые исключает то или иное произведение из ряда служебных (о чем было сказано ранее). И это, к сожалению, относится к просчетам законодательства. Да, достаточно сложно установить четкие границы служебного произведения, но именно из-за подобных недоговоренностей возникает масса споров и конфликтов, перерастающих в судебные тяжбы. Совершенно уверенно можно сказать также, что такое распространенное явление в авторском праве РФ как плагиат есть следствие нечеткого, юлящего законодательства. А как иначе объяснить частые ситуации, когда чужое обнародованное произведение можно признать как допустимым законом заимствованием, так и нечестной кражей интеллектуальной собственности?!

Не менее сложная  ситуация обстоит с правами и  обязанностями субъектов служебного произведения. Несколько странно соотношение этих прав и обязанностей между работодателем и автором: работодатель, не имеющий по большому счету никакого отношения к созданию произведения, имеет больше прав на конечный продукт интеллектуального труда, тогда как автору достаются элементарные права авторства (но и они имеют ряд оговорок) да личные неимущественные права. По этому поводу рождается спор между правом и моралью: следуя этике, все права на произведение должны принадлежать создателю, а закон «нечестно» распределяет их в пользу начальника (работодателя). Смешение трудовых и гражданских отношений и морали опять-таки усложняет проблему, а пункт о возможности перехода прав от работодателя к автору и наоборот запутывают все окончательно. Российское законодательство не только не проработало до конца регулирование отношений в области служебного произведения, но и невероятно усложнило имеющиеся нормы и постановления огромным количеством условий и оговорок. Закон должен преследовать цель четкой организации и контроля, в случае с российским законодательством имеется противоположный итог.

Так или иначе, поставленные в начале данной работы задачи выполнены: раскрыты основные вопросы, касающиеся служебного произведения, определены отношения субъектов, на примере СМИ показана сложность вопроса и поставлена проблема недоработки законодательства в сфере служебного произведения и, соответственно, авторского права РФ в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно – правовые источники:

  1. Бернская конвенция.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Закон об авторском праве.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18. 04. 1986 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из авторских правоотношений».
  5. Проект о типовых положениях ВОИС в области авторских прав.
  6. Трудовой кодекс РФ.

 

Учебники, монографии, брошюры:

  1. Ананьева Е.В. Судебная практика РАО в 2001 году// Современное право, 2002, № 6.
  2. Гаврилов Э.П. Комментарий к ЗоАП РФ. Судебная практика. — М.: Экзамен, 2002.
  3. Гаврилов Э. П. Круг П. Интеллектуальная собственность на радио и телевидении.
  4. Гагин А. «Вечерний плагиат» // «Газета. ру» от 27.02.1999.
  5. Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права// «Дело и право». № 4. 1996.
  6. Сергеев С. Право интеллектуальной собственности в РФ – М.: Проспект, 1996.
  7. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. — Труды по интеллектуальной собственности. Т. 4. 2001.
  8. Хромова А.Л. Подводные камни служебного творчества// www.copyright.ru
  9. «АКДИ «Экономика и жизнь»// «Особенности правового регулирования создания служебного произведения», 2001г.
  10. Энциклопедический словарь экономики и права.
  11. Энциклопедия юриста.

 

Электронные ресурсы:

    1. Лента фондовых новостей. – http//www.quote@rbk.ru
    2. Свободная электронная энциклопедия «Википедия».– http//www.wikipedia.ru

1 Энциклопедия юриста, С-Пб., 1997, с.97.

2 Википедия/ http:www.wikipedia.

3 Энциклопедический словарь экономики и права, М., 1993, с.156.

4 ГК РФ: п.1, ст.1295, п.1.

5 ГК РФ, ст.1295, п.1.

6 ТК РФ, ст.67, ч.2.

7 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. — М.: Проспект, 1996. С. 161.

8 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из авторских правоотношений».

9 Закон «Об авторском праве», ст.14, п.4.

10 Закон «Об авторском праве», ст.11, п.2.

11 Проект о типовых положениях Всероссийского общества по интеллектуальной собственности (ВОИС) в области авторских прав от 11 августа 1989., ст.37.

12 ГК РФ, ст.150.

13 ГК РФ, ст.1295, п.3, а.2.

14 Основы гражданского законодательства 1991 года.

15 ГК РФ, ст.1295, п.2, абзац 2.

16 ГК РФ ст.1295, п.3.

17 ГК РФ, ст.1295.

18 Там же.

19 ГК РФ, ст.395.

20 Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права// «Дело и право». № 4. 1996. С. 27.

21 Там же.

22 Гагин А. Вечерний плагиат, «Газета.ру» от 27.02.1999.

23 ЗоАП РФ, ст.19.

 



                                                                                                     


Информация о работе Служебное произведение и его особенности