Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:12, реферат
Конфликт во все времена является постоянным спутником человечества и проявляется в разных формах - от дебатов, споров, дискуссий до таких крайних форм, как: революция, бунт, война, терроризм. Всегда затруднительно определить момент, когда противоборство и насилие перерастает в экстремальную форму, в частности, в вооруженный конфликт, в результате которого гибнут сотни и тысячи людей. И это - жесточайшая реальность современности. И если не удается военные конфликты предупредить, то, по меньшей мере, есть необходимость защитить людей перед лицом реальности войны, попытаться уменьшить ее разрушительные последствия.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
1.1. Военные конфликты – понятие, цели……………………………………4
1.2. СМИ: предотвращение конфликтов и постконфликтное восстановление…………………………………………………………….5
2.1. Роль СМИ в предотвращении конфликтов (Материалы СМИ)………….11
Вывод……………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………… ………………………18
Для национальных СМИ важно культивировать терпимость и стремление к урегулированию конфликтных ситуаций на всех уровнях без применения насилия. Подобный подход к освещению событий поможет придать положительный оттенок репортажам международных СМИ, концентрирующих свое внимание на трагических и негативных событиях, игнорируя при этом предысторию возникновения конфликта и возможные позитивные изменения в сложившейся ситуации.
Использование средств информационной войны предполагает учет, анализ структуры и особенностей СМИ противника. Главная проблема заключается в определении того, как с наибольшей эффективностью можно воздействовать, направляя необходимую информацию в СМИ противника:
• непосредственно - через прямое телерадиовещание, прессу;
• косвенно - через глобальные информационные системы;
• через работников посольств, сотрудников спецслужб, журналистов, ученых и пр.
Специалистам по ведению информационного противоборства в международных отношениях все чаще при работе со СМИ приходится учитывать:
• доступ к определенным элементам информационных, экономических, военных операций противника;
• подготовку информационных релизов;
• непосредственное общение с местным населением для построения взаимопонимания;
• открытое публичное вещание в областях, которые получают пропагандистские новости;
• контрпропагандистскую работу.
Необходимо подчеркнуть, что в ближайшем будущем одной из особенностей информационного воздействия станет усиленная привязка коммуникативного воздействия к конкретному получателю сообщения, т.е. пропаганда как агрессивное информационное воздействие будет носить характер «индивидуализированной». Произойдет смена приоритетов. Если раньше пропаганда шла от лидера к толпе, то в XXI веке, «она будет идти от многих к немногим» т.е. от массы к лидерам общественного мнения.
Информационные операции, став аксиомой современных международных отношений, позволяют очень эффективно, малыми финансовыми и человеческими ресурсами добиваться поставленных целей, все зависит от степени профессионализма реализаторов информационно-психологических операций.
Достаточно любое событие, даже вымышленное (дезинформация), смоделировать, передать в СМИ и информация, материализовавшись, начинает оказывать влияние, т.е. действовать. Американские военные даже шутят по этому поводу «мы не начинаем выигрывать войну пока об этом не передадут по CNN».
2.1. Роль СМИ в предотвращении конфликтов (Материалы СМИ)
Объективность ведущих мировых СМИ может значительно снизить конфликтный потенциал в горячих точках и кризисных регионах планеты. Об этом говорил в Бонне председатель радиокомпании "Голос России" Армен Оганесян на первом глобальном медиафоруме. "Роль СМИ в предотвращении конфликтов и их деятельность для поддержания мира"[Время Новостей радиокомпании "Голос России"].
Первый глобальный медиафорум организован немецкой телерадиокомпанией "Дойче Велле". В его работе принимает участие более 800 представителей ведущих мировых СМИ, ученых и деятелей культуры из 84 стран мира, а также руководители телерадиокомпаний, вещающих на зарубежные страны, "Голоса Америки", Би-би-си, "Голоса России", "Радио Франс Интернасьональ", межарабского телеканала "Аль-Арабия" и других.
Репортажи из горячих точек, сообщения о чрезвычайных и конфликтных ситуациях, привлекающие наибольшее внимание темы. СМИ выступают здесь как мощное орудие воздействия на массовое сознание, поэтому много дискуссий велось о том, как освещать действия террористов и противодействие терактам. По мнению большинства участников форума, первостепенная задача журналистов – это развенчание мифов о террористах, формирование в сознании людей понимания того, что террор в любой форме - одно из самых жестоких и кровавых преступлений. Об этом говорил председатель радиокомпании "Голос России" Армен Оганесян, выступая на медиафоруме в Бонне. "Очень актуальной была тема: можно ли предоставлять слово террористам в СМИ? Наша позиция известна: давать возможность террористам обращаться к массовой аудитории абсолютно недопустимо, это чревато самыми тяжелыми последствиями", подчеркнул он.
Участники форума обсуждали и то, как предотвратить негативную тенденцию использования террористами и экстремистами новых средств массовой информации, в том числе Интернета. Как отметил руководитель "Голоса России", тема "предотвращения конфликтов" особенно близка международным вещателям, поскольку зачастую для жителей многих стран именно такие СМИ являются важным источником информации. "Мы представляем уникальный спектр СМИ, посредством которого аудитория одновременно может узнать разные точки зрения на событие. Поэтому в моменты кризисов люди обращаются к международным вещателям. Ведь полный анализ происходящего не всегда может быть представлен только национальными СМИ. Поэтому так велик интерес к беспристрастному изложению фактов и мнений. В связи с этим отмечу, подчеркнул Оганесян, что аудитория "Голоса России" во время событий 11 сентября 2001 года в США увеличилась на 80% по сравнению с обычным уровнем. Сама аудитория, таким образом, продемонстрировала резкое повышение интереса к международному вещанию"[2].
Он привел классический пример ключевой роли СМИ в предотвращении международного конфликта. Это Карибский кризис в октябре 1962 года, когда мир находился на грани ядерной войны. Избежать военного столкновения между СССР и США удалось при непосредственном участии Московского международного радио (ныне "Голос России"). Тогда заявление советского правительства, снимающее остроту ситуации, было передано по радио до того, как оно было официально получено в Вашингтоне[3].
Факторы, оказывающие значительное влияние на полноценную работу СМИ, наиболее ярко проявились во время вооруженного конфликта в Российской Федерации на территории Чеченской Республики (Ичкерия) [Статья «Чечня глазами СМИ]. Конфликт носит затяжной характер: начавшись в 1994 г. он длится до настоящего времени. Стремление ЧРИ к образованию суверенного государства поставило под угрозу территориальную целостность России. Именно это обстоятельство определяет особенность вооруженного конфликта в Чечне: он происходит на территории России и юридически не является международным, но в него втянуты международные силы.
Чечня - наиболее уязвимый узел северокавказских проблем [4]: эта территория стала «эпицентром борьбы мировых держав за передел сфер влияния,в Кавказском регионе».
По убеждению Президента РФ В. Путина, «Северный Кавказ - это важнейший стратегический: регион России; И: сейчас он одновременно является и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства. Именно здесь идеологи международного терроризма действуют особенно активно. Борясь с проявлениями террора, мы практически не достигли видимых результатов, прежде всего, в ликвидации его источников»[5].
Вооруженный конфликт в Чечне показал, что СМИ представляют огромную мобилизующую и сражающую силу. С помощью этого информационного ресурса достигаются такие важнейшие цели, как рекрутирование рядовых воинов и поддержание их боевого духа, достижение общественного, в том числе международного оправдания действий одной из конфликтующих сторон. Эта война поставила перед редакциями и военными журналистами новые задачи; она обострила проблемы формирования стандартов поведения журналистов, изменила правила взаимоотношений с законом, властям и аудиторией; обострила все процессы и отношения [6].
Каждый журналист при всей претензии на объективность, действует в определенном поле власти и заангажированности (политической, этнической или редакционно-бюрократической). Главным критерием оценки работы журналистов в освещении подобных конфликтов является, критерий достоверности и полноты предоставляемой информации. Роль, которую СМИ играют в урегулировании конфликта, зависит от того, насколько журналисты свободны в своей профессиональной деятельности и насколько открыт для них доступ к важной для общественности информации. Особенно остро приверженность средств массовой информации каким-либо течениям, партиям, лидерам, финансовым группам проявляется во время экстремальных событий и вооруженных конфликтов. Начинается атака на общественное мнение, включаются сложнейшие механизмы воздействия — от простых контраргументов до многоуровневого опровержения, которое строится на анализе фактов и статистике, оценке событий через мнения личностей, авторитетных экспертов. СМИ задействуют агентов воздействия и контрвоздействия, проводят «работу по блокировке и нейтрализации информации, проходящей по альтернативным каналам»[8] с целью лоббирования интересов группы, которой принадлежат или которой сочувствуют.
Заключение
Как показывает история, средства массовой информации всегда уделяли повышенное внимание к экстремальным формам конфликта, который является радикальным средством разрешения национальных, этнических, религиозных и иных противоречий с помощью вооруженной борьбы, которая может иметь как международный, так и внутренний характер.
Роль средств массовой информации в предотвращении военных конфликтов используют ряд подходов, от содействия к диалогу и переговорам между противоречии групп к использованию силы по поддержанию мира на отдельных вооруженных группировок. Включив стратегии средства массовой информации, можно достичь гораздо более широкой аудитории.
Признавая достижения средств массовой информации является лишь первым шагом в использовании своей власти в качестве потенциальной peacebuilder. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы подготовить СМИ, соответственно, для разных ролей она может играть в качестве поставщика информации, сторожевой, мобилизующего и промоутер, среди других. В настоящее время это делается бессистемно, с политиками и миростроительства работниками средств массовой информации часто работают независимо друг от друга и без ссылок на предыдущий опыт.
Список использованной литературы
1. Манофф Р. Роль СМИ в предотвращении и смягчении конфликтов // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М, 2002.
2. http://www.antiterror.ru
3. http://www.antiterror.ru
4. Хасбулатов Р. Размышления о войне и мире. Кремль и российско-чеченская война / Ред. Б. Авсарагов. М, 2002. Чеченский кризис в массовом сознании населения Северного Кавказа. Краснодар, 1997.
5. http://www.federal.rb.ru; Путин В. В. Выступление на совещании правительства. 2004. 13 сентября.
6. Рихтер А. Г. Журналистика и война: освещение российскими журналистами военных действий в Чечне // www medialaw.ru
7. Тишков В. А. СМИ и конфликты // Независимая газета. 1994. 10 апреля.
8. Некляев С. СМИ как субъект информационно-психологической безопасности // Медиа-альманах. М., 2003. С. 25-27.