Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:09, доклад
О среднем классе в зарубежной социальной и экономической науке говорится вот уже сто лет с небольшим. В последнее десятилетие нашего века это понятие активно заиграло и на страницах отечественных изданий.
Средний класс - совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Роль
СМИ в формировании
образа «среднего
класса» в России.
О
среднем классе в зарубежной социальной
и экономической науке говорится вот уже
сто лет с небольшим. В последнее десятилетие
нашего века это понятие активно заиграло
и на страницах отечественных изданий.
Средний класс - совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Для формирования среднего класса в социальной структуре общества помимо характера экономической активности необходимы:
Соответствуют ли всем этим критериям выдвигаемые некоторыми исследователями, властвующей элиты претенденты на статус представителей среднего класса России?
Итак, информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. СМИ выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Массовая информация отражает общественные процессы и имеет свою цель — управление обществом или его подсистемами через управление людьми. Само слово media («посредник») подразумевает, что СМИ являются связующим звеном между публикой и некоей «объективной реальностью». Именно поэтому для распространения идей и манипулирования населения правящие круги используют СМИ, ведь её власть распространяется на все сферы общества. Наиболее ярко это проявляется в социальной сфере.
Отечественные масс-медиа демонстрируют уверенность в наличии среднего класса (именно класса, а не среднего потребительского слоя!) в социальной структуре нашего общества. В российской политической публицистике много упоминаний о среднем классе, который то ли уже существует, то ли должен быть форсировано создан, чтобы образовать основной стержень демократического общества.
С советских времен в сознании застряло представление, согласно которому в обществе должна существовать массовая социальная группа, составляющая опору существующего политического режима. В СССР ею считался рабочий класс. Теперь у нового режима иная социальная опора - средний класс. Если его нет, то его следует создать, а если не получается – то придумать. Ведь средний класс – это символ общественного благополучия и успешной государственной внутренней политики.
Внедрение в массовое сознание стереотипизированных понятий, к которым относятся и понятия, обозначающие социальные группы, является одним из рычагов воздействия. П. Бурдье отмечал, что само обозначение социальных групп является эффективным механизмом управления массового поведения. Достаточно вспомнить "прослойку" между двумя "полноценными" классами в СССР. Это политическое клише не только указывало для интеллигенции место в социальной структуре, но и пресекло ее потребность в самовыражении, на социальное творчество. Таким образом, власть, наклеив достаточно унизительный ярлык на самую независимую и, следовательно, опасную для власти часть общества, предусмотрительно снижала ее социально-психологический статус.
Правящая номенклатура с помощью средств массовой информации стремится утвердить наличие среднего класса в современной России, демонстрируя «успехи» проведенных ими экономических реформ. При помощи СМИ и с помощью СМИ факты интерпретируются с желаниями «верхушки».
Очевидно, такой иллюзорный средний класс сочиняют для оправдания собственных неудач или для сокрытия подлинной направленности своей деятельности политические структуры, творцы реальной социальной политики.
Средний класс — это фантом, воображаемый слой людей, которого в определенном смысле не существует.
Директор института экономики РАН Р. Гринберг отмечает, что при отсутствии в России среднего класса почти половина населения отождествляет себя со средним классом - то есть более или менее довольны жизнью, что еще больше укрепляет уверенность власти в правильности своего поведения. Желание каждого быть средним! В России это и определенная гарантия безопасности.
На мой взгляд, словосочетание "средний класс", благодаря средствам массовой информации для общества стало привычным. В бытовом сознании акцентируется первая часть этого понятия - "средний». Это подтверждает, проведенное красноярскими социологами анкетирования, которое установило, что подавляющее большинство жителей даже самых неблагополучных деревень уверенно относят себя к среднему классу. Действительно, сельский пенсионер, имеющий крышу над головой, живущий с собственного огорода справедливо считает себя "не хуже других", а значит, представителем среднего класса.
Разумеется, в каждом обществе существует иерархия потребления материальных благ. Между самыми обеспеченными и самыми бедными обязательно существует промежуточная, средняя часть. В экономической терминологии - это средний потребительский слой. Однако назвать эту статистическую группу классом нельзя.
Под замещением понятия "среднее потребление" понятием "средний класс" имеется вполне определенная идеологическая основа. Основатель ВЦИОМ проф. Ю.А. Левада замечает: «…потребительская серединка, и та, которая существует реально, и та, которая себя таковой осознает, не составляет никакого класса и не может им быть. Искусственно создать, вырастить такой (или какой-либо иной) «класс» невозможно, да и не нужно. Если нынешнему российскому обществу недостает стабильности и особенно уверенности в будущем (в будущей стабильности), то это не потому, что в нем мало «средних», а потому, что в нем нет структуры, которая связывает в одно общественное целое людей разных профессий, слоев и состояний, задает правовые и моральные рамки социального действия, короче говоря, превращает человеческое множество в народ, а стабильную инертность «середины» в динамическую устойчивость мобильной развивающейся структур. «Средний» человек, который стремится выжить, оставаясь средним, фактор той стабильности, которой, фигурально выражаясь, обладает лежачий камень или стоячее болото. В обществе такая стабильность недостаточна и ненадежна: если люди хотят просто выжить, они будут готовы адаптироваться к любому режиму и любой его перемене. Устойчивость общества и, тем более, общественного прогресса не может опираться на пассивное терпение большинства. Общество стабильно, когда оно организовано, когда люди и группы знают и умеют отстаивать свои права, ориентироваться на высокие образцы, когда есть место для «середины», но есть и механизм, который может преодолеть ее ограниченность».
Средний потребительский слой может быть превращен в полноценный класс, но для этого необходимы такие условия, как модернизация и структурные преобразования экономики, изменение психологии, формирование определенных мировоззренческих характеристик, новых стереотипов социального и политического поведения, т. е. для формирования среднего класса требуется достаточно длительный период. Пока власть пытается доступными ею средствами создать мираж, идя простым путём, думая только о сегодняшнем дне.
Удельный вес среднего потребительского слоя в России не столь статистически значим, как это показано российскими СМИ. В зависимости от методик определения этой "середины" в российской общественной периодике появляются различные величины - от 20 до 60%. Но можно указать на один показатель, отражающий соотношение "весьма состоятельные" и "остальные". Это - количество граждан, имеющих заграничный паспорт, т.е. тот социальный слой, представители которого или совершают зарубежные поездки, или надеются их осуществить. Обладателей загранпаспортов в 2010 г. в России, по данным МВД РФ, было около 10 миллионов человек - взрослое население средней европейской страны. Для европейского обывателя это может создать впечатление о высоком уровне благосостояния россиян. Однако это всего лишь 7% от общего количества населения России. Сюда включены и те, кто имеет загранпаспорт, но никогда им не воспользовался и не воспользуется, и те, кто раз или два съездил в отпуск в Турцию или Египет, где отдых на море намного дешевле, чем в России или в Украине.
Уже как более 10 лет Россия живет в благоприятных условиях, постепенно развиваются все сферы общества. В этих условиях происходит не только рост числа миллиардеров - в 2003 их в России было 11, на апрель 2011 - 101, но и возрастание доли тех, кого можно отнести к среднему потребительскому слою.
Отсутствие иллюзий в наличие среднего класса и принадлежность к нему освободит творческий ресурс так называемого среднего потребительского слоя и направит энергию на действительно модернизацию страны, тем самым формируя средний класс – опору общества.
Заключение.
Исходя
из всего вышесказанного, можно говорить
о том, что принадлежность к среднему
классу представителей 2/3 российского
общества навязывают нашему сознанию
средства массой информации, чтобы создать
стабильность, поддержку власти и предотвратить
социальные катаклизмы. Для того чтобы
средний потребительский слой стал средним
классом необходима правильная социальная
политика, направленная на осознание каждого
своей роли в данном обществе.
Используемые источники.
Информация о работе Роль СМИ в формировании образа «среднего класса» в России