Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:47, доклад
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Масс-медиа
стали одним из компонентов психосоциальной
среды обитания человечества, они
претендуют, и не без основания, на
роль очень мощного фактора
Чтобы выяснить способ влияния СМИ на формирование ценностной ориентации общества, в первую очередь нужно определить систему, упорядоченные ценности общества лежащих в основе целеполагания. Иными словами, нужно выделить в качестве идеала некоторое конечное и абсолютное благо, ради которого осуществляется вся деятельность общества и которому готовы подчинить отдельные его представители свои интересы. Подобный рациональный идеал, а также абсолютизацию рациональности поведения общества и личности постоянно создают СМИ.
Весь процесс формирования социальных ценностей средствами массовой информации можно условно разделить на три этапа. Первый - синтез определенной ценности на основе наблюдения за отдельными фактами общественной жизни и показа этих фактов. Второй – популяризация или включение в систему уже существующих в обществе ценностей способом анализа уже синтезированного идеала или отрицательного явления. И третий - заключительный - инклюзия путем пропаганды данной ценности в обществе.
Исследуя
функции и методы образования
ценностей и трансляции их через
СМИ, нельзя не учитывать характер общения
их с аудиторией читателей, слушателей,
зрителей. Для любой формы СМИ
реципиенты являются анонимными, безличными,
опосредованными в общении и
потому статистически усредненными
индивидами, которые не являются конечным
адресатом ценностной информации, ибо
она предназначена им в равной
степени настолько, насколько они
сами являются участниками агрегатного
объединения, именуемого читателем, зрителем,
слушателем. Поэтому на стадии приема
реципиентом ценностной информации
необходимо учитывать этот фактор и
предвидеть возможные моменты
Один из важных вопросов о роли СМИ в возрождении национальной культуры России, в ее дальнейшем гуманистическом, нравственном наполнении становится сегодня первостепенным, его правильное решение может создать условия для достижения согласия в обществе, позволит сплачивать население и его различные слои на началах согласия и сотрудничества, решать многие злободневные политические, в том числе и геополитические, социальные и экономические проблемы.
Говоря о культуре многонационального российского общества, возрождении обычаев и традиций, нужно подчеркнуть, что одной из главных движущих сил являются средства массовой информации, которые не только описывают или показывают те или иные национальные традиции, но и создают информационную службу инициатив, тем самым подталкивая жителей данного народа в других местах поступать также. Средства массовой информации организовывают общение, объединяют людей, помогают по крупицам восстанавливать народные праздники, традиции, обряды, стимулируют самодеятельное художественное творчество, а также вооружают методикой их проведения.
В настоящее время остро встала
проблема деятельности СМИ по формированию
культурных ценностей в обществе.
К сожалению, пока в России недостаточно
специализирующихся на вопросах культуры
СМИ. Культурная журналистика переживает
кризис. Резко сократилось число
профессиональных обозревателей культуры
и музыки, падает качество работы печатных
и электронных СМИ в этом секторе.
Это привело к потере интереса
широкой публики к вопросам культуры,
замене культурных и музыкальных
новостей светскими, и в конечном
итоге – к трансформации
В то же время, в силу негативных процессов,
сопровождавших развитие России на протяжении
ряда лет, культурная общественность не
имела достаточной
СМИ призваны формировать адекватное отношение общества, в первую очередь – молодежи, к различным аспектам культуры. Их роль особенно важна сейчас, когда коммуникативная функция журналистики существенно расширилась, в том числе за счет Интернета. Реализации мероприятий в сфере культуры приведет к существенному улучшению духовной атмосферы в российском обществе и решению наиболее острых проблем культурной журналистики, к созданию условий для полноценной профессиональной деятельности специалистов в области культуры.
Таким образом, для журналистов, освещающих культурно-массовые события, можно выделить следующие задачи:
Очень часто
люди отождлествляют телевизионные
и радио СМИ как шоу-бизнес,
как область рекламы; но на самом
деле они являются мощным источником
формирования общественного сознания,
нравственного, духовного воспитания
общества. Нужно отметить, что если
в советский период телевидение
формировало утопическое
На данный
момент в кризисное состояние
постепенно переходит и такая
сфера влияния СМИ на культуру
как использование только русского
языка, что вызывает сильнейшую тревогу
многих представителей национальной интеллигенции
и народов различных
Нередкими стали случаи использования в СМИ и той лексики, которая в старину называлась руганью, а сейчас несколько стыдливо именуется ненормативной. Дело доходило до появления газет полностью или в отдельных публикациях сплошь состоящих из этой грязной лексики. Зазвучал мат и с экранов телевизоров.
Т.о., кризисное
состояние характеризует
Информация о работе Роль СМИ в формировании ценностей российского общества