Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:31, реферат
Цель работы – изучить особенности становления и развития религиозного радио в России.
Объектом исследования является религиозное радио, как один из видов радиовещания.
Предмет исследования – особенности религиозного радио в России.
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
"Религиозное радио
в России"
Студент 4 курса
группа 1371 ОЗО
Казакова
Л.С.
Казань – 2010
Введение.
Радио сегодня один из самых важных элементов коммуникации и просто неотъемлемая часть нашей жизни. Радиовещание выполняет множество функции, имеет разные виды и жанры, но в истории радио не всегда были элементы религиозной культуры. Радио эволюционировало вместе с обществом, транслируя актуальную информацию и отражая проблемы и мировоззрение определенных периодов нашей жизни. Потребность общества в информации религиозного характера провоцировала появление религиозного радио.
Цель работы – изучить особенности становления и развития религиозного радио в России.
Объектом исследования является религиозное радио, как один из видов радиовещания.
Предмет
исследования – особенности религиозного
радио в России.
В Росси не так давно появились передачи религиозного направления, а также отдельно религиозное радио. Это говорит о том, что произошли значительные изменения в обществе, и возникло стремление к духовному развитию. Религиозное радио – это совершенно новый вид отечественного радиовещания, которое представляет собой совокупность программ с конкретной целевой аудиторией, проблематикой и темами. Религиозные программы относятся к одному из шести основных функциональных типов вещания, выделяемых по соответствию статуса, идейных позиций, финансово-экономических основ вещания и социально-демографическим особенностям целевой аудитории1.
Религиозное вещание имеет свою специфику и ряд свойственных характеристик:
Просветительская, духовная и воспитательная функции являются основными. Религиозное радио имеет различные задачи: не только информирование, но и проповедь. Развитие религиозной журналистики является объективным, закономерным феноменом: сегодня на политические и социальные процессы в России активно влияют надэтнические и национальные религии. Исследование по рейтингам доверия/недоверия институтам общества выявляет абсолютный приоритет Православной Церкви по отношению к оценке прочих общественных структур (в том числе система здравоохранения, армия, служба госбезопасности, СМИ и др.)2.
«Появляются такие феномены, которых раньше не наблюдалось, – Международное общество сознания Кришны, Общество трансцендентальной медитации, Церковь унификации, Церковь Сатаны и пр. Образовались «квазирелигии» – гражданские религии, светские религии, культ личностей, политических вождей, кумиромания и пр. В последние десятилетия прошлого века наблюдался подъем верований в предсказания, астрологию, хироманитию; в средствах массовой информации, на телеэкранах, в концертных и эстрадных залах разыгрываются сеансы экзорцизма, освобождения от «сглаза» и «порчи», ведовства, спиритизма» и т.д.3.
Новой иллюзией массового сознания постсоветского времени является некритичное, доверчивое восприятие сакральных, мистических смыслов, транслируемых посредством СМИ. Этот феномен должен учитываться создателями религиозных программ, а также при концептуальном и тактическом планировании вещания (особенно на государственном радио).
Однако до настоящего времени нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующихся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом «О средствах массовой информации» (1995 г.) и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).
Если в отечественных СМИ типология религиозного радио является самой молодой по времени становления, оригинальной – по тематике, малоизученной – со стороны теории, то религиозное радио за рубежом – распространенный, традиционный и статусный вид творческой деятельности.
Первая радиотрансляция вечерней воскресной мессы епископальной церкви состоялась в январе 1921 г. (США, г. Питсбург). Международное католическое бюро вещания (УНДА) было создано в 1927 г. церковными лидерами шести стран. 12 февраля 1931 г. вышла в эфир первая тематическая религиозная радиопередача. В пасхальное воскресенье 1940 г. – первая телевизионная религиозная программа, подготовленная совместно католиками и протестантами (США). В настоящее время в УНДА состоят более 70 национальных бюро. Ватикан владеет двумя крупными издательствами, международным информационным агентством «Фидес». Ежедневно выходит «политико-религиозная» газета «Обсерваторе романо», с еженедельными приложениями на всех ведущих европейских языках. УНДА издает ежемесячный бюллетень, информирующий о состоянии католического вещания в различных странах мира. В странах Западной Европы действуют Католические центры (институты) средств массовой коммуникации, координирующие деятельность католических СМИ, публикующие обзоры светских радио, телепередач с позиций религиозной точки зрения4.
М. Лукиной тезисно выделены четыре модели организации христианского радиовещания: «общественная», «индивидуальная», «церковная», альтернативная» (или «либеральная теология»)5. При рассмотрении организационных и творческих аспектов зарубежного религиозного радио, классификация получила подтверждение и оказалась верной для вещания в целом (за исключением «альтернативной» модели). Обобщение опыта, традиций оригинальной вещательной типологии – религиозного радио, являющейся за рубежом статусным видом электронных средств массовой коммуникации, позволяет сделать следующие выводы:
1) религиозное радио концептуально обоснованно (особенно в католической церкви) и представлено многообразными жанровыми формами вещания: от традиционной проповеди, трансляции – до художественной, публицистической программы и интерактивного шоу;
2) религиозные темы являются основой для создания культурологических, аналитических передач в контексте общественно-политического, литературно-художественного каналов. Эти программы претендуют на реализацию естественных журналистских функций информирования, образования, просвещения, интеграции общества;
3) история религиозного радио за рубежом, насчитывающая более восьми десятилетий, соотносима как с техническим развитием, так и с особенностями организации радио, телевидения на финансово-экономическом, творческом уровне. Система религиозных станций и программ оригинальным образом выстроена в каждой конкретной стране. Она отражает специфику государственно-церковных отношений, религиозного опыта, деноминационных характеристик, социокультурных ориентиров и коммуникативных стереотипов общества.
В России религиозные программы государственного радио также существуют в системе вещательного поля общественных, церковных и коммерческих радиостанций, информационная политика которых выстроена на освещении тем, сюжетов, связанных с религией.
В СССР, РСФСР религиозные темы, сюжеты абсолютно всех церквей и деноминаций жестко табуировались в электронных средствах массовой информации. Лишь в 1988 г., после 70 лет антагонизма Церкви и государства, фактически на официальном уровне было отмечено тысячелетие крещения Руси. Впервые в российском радио, телеэфире прозвучала информация о событиях праздника, транслировались фрагменты церковных служб. При отсутствии у Русской Православной Церкви до августа 2000 г. собственной концепции взаимодействия с институтами общества (в том числе СМИ) она не стремилась осваивать электронное пространство. Потому вполне объяснимым является лидерство в эфире России зарубежных религиозных вещателей, накопивших большой творческий, организационный опыт, имеющих солидные финансовые ресурсы и представляющих католическую, протестантскую и евангелическую традиции.
С января 1993 г. в С.-Петербурге работает Христианская радиостанция «ТЕОС» (СВ 1089 кГц, или 275, 5 м). «ТЕОС» декларирует себя как межконфессиональное некоммерческое радио, существующее за счет добровольных пожертвований слушателей. Основную информационную и финансовую поддержку оказывают Евангелическая Русская Церковь, Санкт-Петербургская Единая Апостольская Церковь, Церковь Евангельских христиан в Духе Апостолов, а также Католическая церковь Лурдской Божией Матери и Санкт-Петербургская Евангелическая Богословская Академия. Вещательный объем – 16 час. ежедневно, с 7 до 23 час.
С 1997 г. в эфире России ежедневно с 6 до 24 час. звучит Международная христианская радиостанция «Радио Мария» (СВ 1053 кГц). «Радио Мария» – это всемирная сеть радиостанций, вещающих на родном языке в 26 странах, существует за счет фонда «Радио Мария Благодатная» и добровольных пожертвований. Российское отделение станции находится в Санкт-Петербурге. Основными принципами работы являются добровольность и открытость. Автором передач (на правах волонтера) может стать любой, кто предложит концепцию программы, представляющую интерес для слушателей и в рамках формата. Основная цель «Радио Мария» – это проповедь, катехизация, приобщение слушателей к христианской вере и христианским ценностям. Доступный язык, строгая, спокойная манера общения – это стилистика канала, адресованного преимущественно людям среднего и старшего возраста, малообеспеченным слоям населения, творческой интеллигенции. Около 50% передач звучат в прямом эфире, «так как они дают возможность вместе размышлять над актуальными проблемами христианской, общественной и политической жизни»6.
Крупнейшей православной радиостанцией является радио «Радонеж» (СВ 846 кГц, 612 кГц). Станция «Радонеж» появилась в эфире в 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В настоящее время вещательный объем радио – 3 часа ежедневно, с 20 до 23 час. (в Москве и Центральной России). С августа 2001 г. выпуски «Радонеж» звучат на радио «Маяк» (2-я пр., ежедневно, 11.10). Радиостанция – Всемирное Русское Православное вещание радио «Радонеж» является структурной частью общественной организации «Радонеж». Она занимается активной социально-политической, издательской, образовательной деятельностью, среди которой организация православных гимназий (в Вятке, Новосибирске, Екатеринбурге), паломнических экскурсий и путешествий (по православным святыням Москвы, России и за рубежом), издание святоотеческой литературы, производство и распространение телевизионных православных программ7.
Изучение, сопоставление организационных и основных вещательных параметров (жанровой палитры, характеристик целевой аудитории, коммуникативного стиля) ведущих отечественных религиозных радиостанций позволяет сделать предварительные выводы: формирующаяся типология религиозного радио отражает объективные потребности и информационные запросы общества и имеет четко выраженные системные качества в основном по разным признакам аудитории:
1) станции, имеющие лицензию на вещание, преимущественно относятся к типу территориальных (городских и областных). Однако финансовое, техническое развитие религиозных радиостанций предполагает выход на общероссийский, межрегиональный уровень;
2) вещание дифференцированно по конфессиональному признаку (для православных, католиков, протестантов и т.д.). Но моноконфессиональная направленность (за редким исключением радио «Радонеж») не характерна для отечественного религиозного радиовещания;
3) ориентация на различные социальные, возрастные группы населения России предусмотрена в концепции каждой станции и в основном выдерживается на содержательно-тематическом, стилистическом, эстетическом уровне (например, радио «Мария» адресовано пожилым, социально незащищенным людям; радио «ТЕОС» – активной части населения, молодежи; ХЦОК – молодежи, творческой интеллигенции и т.д.);
4) существующие религиозные станции относятся к формату «разговорное» радио, представляют собой тип миссионерских, проповеднических СМИ. Однако апологетическая доминанта на практике реализуется в культурологическом (ХЦОК, радио «Мария), политическом (радио «Радонеж») и даже развлекательном (радио «ТЕОС») контекстах.
При освещении религиозной тематики на первый план выступают морально-этические аспекты журналистского ремесла»8. Но вопросы профессиональной морали и этики оригинальным образом интерпретируются и даже обостряются при деятельности журналиста в религиозной сфере. Конфликтообразующим аспектом являются позиции субъектов коммуникации (в нашем случае – радиостанций, персон) по поводу собственного предназначения: апологетика, миссия, проповедь (конфессиональные передачи) или информация, описание, анализ (светские религиозные).
Также
осложняют вопросы творчества в
религиозной сфере отсутствие опыта,
традиций отечественной религиозной
журналистики и «непрописанность»
государственно-церковных