Реализация национально-патриотического принципа журналистики на страницах региональной и федеральной прессы (на примере газет «Тольятт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение сущности национально-патриотического принципа журналистики и качества его реализации на страницах ряда городских и федеральных газетных изданий.
Цель исследования определила его задачи:
1) Рассмотреть сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики».
2) Проанализировать качество реализации национально-патриотического принципа журналистики на страницах городской прессы.
3) Проанализировать качество реализации национально-патриотического принципа журналистики на страницах федеральной прессы.
4) Произвести сравнительный анализ полученных данных.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-5с
Глава I. Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики» и его реализация на страницах печатных СМИ
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики»………………………………………………..5-10с
1.2 Реализация национально - патриотических принципов в современных СМИ………………………………………………………11-17с
Глава II. Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»
2.1 Анализ газет «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»……………………………………………………18-21с
2.2 Социологический опрос на тему «Патриотизм в обществе и на страницах газет»……………………………………………………..22-25с
2.3 Патриотизм в современной истории, на страницах газет…….26-27с
Заключение…………………………………………………………………28с
Список использованной литературы……………………………………29-30с
Приложение……………………………………………………………31-3..с

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОТДЖ.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

- Ваша семья-это  малая Родина для вас?

-Это большая  Родина, первая Родина, вообще основа  жизни, а потом все отсальное.

Или, например, в  материале « За медалями в Китай» «В очередном чемпионате мира по гандболу, который пройдет с 5 по 20 декабря в пяти городах китайской провинции Цзянсу, тольяттинскую «Ладу» будут представлять гордость нашего гандбола- Надежда Мураева и Людмила Постанова, а так же главный тренер «Лады» Вячеслав Кириленко. Чаще всего патриотические принципы встречаются в аналитическом интервью, газета – «Русский Вестник»

Можно ли сегодня  говорить о наличии в России культурного  сообщества? Я имею в виду не разрозненное собрание индивидуумов, пусть даже ярких, талантливых, а именно сообщество, когда каждый не только сам за себя.

- Есть много  сообществ, и они между собой  не солидарны, и внутри себя  не солидарны, и это, кстати, беда из бед. Смотрите, что происходит. Библиотекари знают все проблемы библиотечного мира. Музейщики знают, что нужно делать, чтобы музейная жизнь развивалась. Но ни музейщики, ни библиотекари не выдвигают лидеров, желающих и способных представительствовать от имени сословия, как это происходило в те годы, когда были Лихачев, Сахаров, Солженицын... Помните, у Пастернака: "Я говорю про всю среду..." Так вот, сейчас нет людей, которые говорили бы "про всю среду". Так же газета «Русский вестник» проводила опрос на тему «что такое патриотизм?» для некоторых это «У слов «Родина» и «родители» - одинаковые корни. И если своих родителей мы так сильно любим и уважаем, то почему мы не должны так же сильно любить и уважать Родину, какая бы они ни была? Вот это, я считаю, и есть патриотизм», у других «Патриотом можно быть, не только служа в армии. Можно служить России, отстаивая её честь в спортивных состязаниях, на международной арене».

«Комсомольская  правда» пишет, что благодаря  успеху российской команды общий  патриотизм растет, - продолжает Галина ПАК. – И мы тоже стараемся идти в ногу со временем. Хорошо, что элементы государственной символики России становятся в каком-то смысле модными. Вот и наши галоши нашли своего потребителя. И более того, люди до сих пор приходят в магазины и спрашивают: «Ну когда же такие галоши вновь появятся в продаже!?

Выделяются те материалы, где показывается не столько видимое проявление героизма, сколько сам человек. Для общества более важны биографии людей. Например, судьбы ветеранов, которые живут не только прошлым, но и сегодняшней жизнью. Например, материал Русской Газеты « Назад в прошлое»

 Обрадовал  тот момент, что региональные  СМИ не уступают федеральным  в публикации национально-патриотических  текстов. Если в «Русском  вестнике»  17%-20%  от номера составляют  патриотические материалы, то в «Тольяттинском Обозрение» 15%.  В «Российской газете» этот процент колеблется 20-25%. Любопытно, что "мастера пера и слова", работающие в провинции, оказались более талантливыми патриотами, чем их коллеги из центральных СМИ - во всяком случае, авторы из регионов посвящают больше внимания патриотизму в своих публикациях. Судя по всему, у местных СМИ больше возможностей соответствовать критериям национально-патриотических изданий.  Это объясняется спецификой регионального вещания. По их словам, от региональных изданий читатели ждут в большинстве случаев сообщений о социальной жизни своего края, области, города, а не горячих сенсаций.

Говоря  образно, в отечественных СМИ  тема патриотического воспитания развивается  с заметным "географическим перекосом", поскольку центральные СМИ уделяют  теме патриотизма недостаточно внимания. В регионах же еще остались компании и журналисты, которые эту тему развивают, несмотря на то что она нерейтинговая, малодоходная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Описание социологического опроса на тему «Патриотизм в обществе и на страницах газет»?:

В ходе исследовательской работы были опрошены разные категории населения:

27 чел. -мужского пола

30чел.- женского пола,

15 чел.- учащихся школы

15чел.- студентов

11чел.-взрослых  людей от 36 до 48 лет,

12 чел.- пожилых людей от 62 до 75 лет

Результаты исследования показали, что великие даты страны, а именно Великую Отечественную знают все. Многие считают, что те огромные потери (человек и экономика), которые принесла война, были не оправданы. В ряде сражений можно было избежать излишних потерь, если бы руководство страны не ставило не выполнимых задач и проявляло бы большую гибкость маневренность и заботу о людях.

На вопрос « Как часто вы встречаете в  СМИ темы о патриотизме?» 75% ответили отрицательно.

Свою  страну в случае опасности готовы защитить 85% опрошенных, даже люди пожилого возраста. Радует, что молодые люди на этот вопрос отвечали утвердительно. А вот в армии Российской Федерации молодые служить не хотят: утвердительно на этот вопрос ответили лишь 20% молодых респондентов.

 Неприятно удивил тот факт, что тема Патриотизма на страницах газет интересна только людям старшего возраста. На вопрос в каких изданиях респонденты больше всего встречают патриотические темы, ответ был затруднительным. Из этого можно сделать вывод, что истинный патриотизм у нашей молодежи отсутствует и в современных изданиях этому вопросу мало уделяют внимания.

Большая часть школьников и некоторых  студентов не смогли указать все  три юбилейные даты.

Оптимизм  в моем исследование вызвало то, что 70% опрошенных испытывают гордость за свое отечество и рады были бы читать и смотреть материалы посвященные патриотическому воспитанию.

По результатам  проведенной работы можно сделать  вывод:

Тему  патриотизма надо в большой мере печатать в СМИ. И к этому вопросу  подходить более тщательно и основательно. 

Вопросы и варианты ответов Старшее поколение:62-75 Взрослые:36-42 г. Молодежь:11-23г.
1.Пол:  мужской

          женский

5

7

6

5

12

18

2.Род  деятельности: рабочий

учащиеся

пенсионеры 

домохозяйки 

 
 
 
12
10 
 
 

2

4

16

3.Назовите даты ВОВ:1941-1945г.г

неверно

12

-

11

-

30

-

4.Были  ли оправданы те огромные потери  в ВОВ.

Да

Нет

 
 
 
9

3

 
 
 
7

4

 
 
 
24

6

5.Как  часто вы встречаете в СМИ  темы о патриотизме?

Часто

Очень Редко

 
 
4

7

 
 
3

8

 
 
5

25

6.Готовы  ли вы защитить свою страну  в случае опасности?

Да

Нет

 
 
 
7

5

 
 
 
9

2

 
 
 
23

7

7.Интересны  ли вам материала в газетах,  посвященный теме патриотизма  и истории России?

Да

Нет

 
 
 
12

-

 
 
 
6

5

 
 
 
9

21

  1. Нужно ли увеличивать в СМИ тему патриотизма?
 Да

Нет

 
 
 
12
 
 
 
9

2

 
 
 
23

7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Патриотизм в современной истории, на страницах газет

Патриотизм  и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев  общества. 83% россиян, как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас - непрестижно и немодно. А значит эта тема весьма актуальна на сегодняшний день.

Интересно, что патриотизм - единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место - выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне - друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

Таким образом, патриотизм оказывается, вплетен  в круг ценностей преимущественно  приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация - главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.

Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и «парадные», фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в  сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы - проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

В настоящее  время исследованием проблем патриотизма занимаются несколько творческих коллективов в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте психологии РАН, Главном управлении воспитательной работы ВС РФ, Центре военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, Военном университете Министерства обороны РФ, Екатеринбургском государственном педагогическом университете и др. В проблемное поле их исследований включены такие вопросы, как переоценка ценностей, изменение ценностных оснований идентификации, отношение к патриотизму различных социальных групп, роль патриотических ценностей в формировании общественного мнения и др. (Кошнева К. Патриотизм в культуре современной России // Русский литературный журнал).

В данных источниках приводятся примеры современного патриотизма. В настоящее время люди не перестали ценить патриотизм, как важный пункт совей жизни, но и воспринимают его не как раньше.

Проанализировав следующие источники, проведя собственный  социологический опрос и проанализировав его, а так же проанализировав газеты ««Российская газета», «Тольяттинское Обозрение», «Русский вестник» мы можем говорить о возрождении патриотизма. В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. 

Заключение

Рассмотрев  различные источники по данной теме, проанализировав газеты, можем сделать ряд выводов.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близкими не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

Зарождение  патриотизма связанно с возникновением Русского государства и менялось на различных этапах его развития, а связывалось оно с именами русских князей, царей, императоров и вождей. Со временем менялись лозунги, которые олицетворяли патриотизм, так и главная его идея (вера, царь, отечество).

В отечественных СМИ тема патриотического воспитания развивается с заметным "географическим перекосом", поскольку центральные СМИ уделяют теме патриотизма недостаточно внимания. В регионах же еще остались компании и журналисты, которые эту тему развивают, несмотря на то что она нерейтинговая, малодоходная. Веди именно СМИ формирует общественное мнение. Это приводит к тому, что далеко не многие разбираются в истории и готовы сражаться за независимость и сохранность государства, а всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мы были рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины, ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям. Именно в формирования таких чувств заключается основная задача СМИ, как одного из основного органа государства.  

Список использованной литературы:

       Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М.: Гардарика, 1996. — 296 с.

Информация о работе Реализация национально-патриотического принципа журналистики на страницах региональной и федеральной прессы (на примере газет «Тольятт