Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:40, курсовая работа
Поскольку журналистика отражает современные умонастроения, она как лакмусовая бумажка проявляет те или иные общественные приоритеты. О чем пишут сегодня и о чем перестали писать, а если пишут, то как именно, – ответы на эти вопросы есть самый простой способ убедиться в актуальности тех или иных ценностей. Любовь к Родине всегда считалась высшей добродетелью. Благодаря ей выигрывали отечественные войны, восстанавливали страну из руин, выводили из самых жестких экономических и политических передряг. Именно поэтому очень важно сохранять в народе патриотические чувства при любых обстоятельствах. Выяснить, насколько современная российская пресса озабочена такой целью, безусловно, актуально.
Целью исследования является определение сущности национально-патриотического принципа журналистики и качества его реализации на страницах ряда городских и федеральных газетных изданий.
Введение…………………………………………………………….3-5с
Глава I. Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики» и его реализация на страницах печатных СМИ
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «национально-патриотический принцип журналистики»………………………………………………..5-10с
1.2 Реализация национально - патриотических принципов в современных СМИ………………………………………………………11-17с
Глава II. Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»
2.1 Анализ газет «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»……………………………………………………18-21с
2.2 Социологический опрос на тему «Патриотизм в обществе и на страницах газет»……………………………………………………..22-25с
2.3 Патриотизм в современной истории, на страницах газет…….26-27с
Заключение…………………………………………………………………28с
Список использованной литературы……………………………………29-30с
Приложение……………………………………………………………31-3..с
Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.
На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).
Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:
- любовь к Родине;
- бескорыстную преданность и служение ей;
- нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом - значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу - с ее судьбой;
- патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина - это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;
- наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;
- жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;
- признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;
- гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);
- превалирование в человеке общественной ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;
- уважение
к другим народам и культурам (В.А Кольцова. Психологический
журнал: журнал/ В.А Кольцова В.А Соснин .,-
2005.-203с).
1.2 Реализация национально - патриотических принципов в современных СМИ
К одному из важнейших
принципов современной
«При самом горячем желании невозможно отменить закономерную связь: модель прессы хороша постольку, поскольку она адекватна среде, в которой существует. Конечно, речь идет не о сиюминутной конъюнктуре, а о глубинной природе данного общества и перспективах его прогрессивного изменения» (Основы журналистики.- Корконосенко С.Г.,2001- 156с) Это значит, что журналистика способна поменять мировоззрение человечества и изменить среду, в которой это то или иное сообщество существует. Журналистика непосредственно связана с обществом и несет свой непосильный вклад в развитии патриотизма. На страницах газет зачастую встречаются материалы, наполненные патриотическими мотивами. Некоторые газеты призывают к патриотизму, а какие-то пропагандируют европейскую культуру, забывая про вековую историю России. Пресса рассматривалась как орудие государственного строительства и управления делами в стране в духе политики монархической власти, а значит и национально-патриотической идеи. Печатное слово служит, и служило обеспечению единства и целостности государства. В идеологическом отношении монархическую журналистику отличает патриотизм широкого спектра тонов — от искренней преданности своему народу до так называемого казенного и квасного. Разумеется, любовь к отечеству нераздельно сливается в такой печати с прославлением трона. В печати открыто заявляется национальная идея, получившая высочайшее одобрение. В этом контексте нельзя не сослаться на формулу «православие, самодержавие, народность», выработанную министром Николая I графом С. С. Уваровым. В круг идеологических установок монархической прессы входит и забота о народном просвещении. При всей неровности политики царизма в этой сфере несомненно, что журналы и газеты несли населению страны колоссальные объемы знаний о мире, нередко компенсируя недостатки собственно, тем самым формирую историю и отношение к ней.
Можно ли встретить этот симбиоз сейчас в современной прессе? Журналистика берет на себя ответственность формировать общественное мнение, а значит и прививать чувства патриотизма и любви к Родине. Журналист как профессиональный идеологический деятель как минимум должен быть сам глубоко эрудирован и коммуникативно талантлив. А еще – ответственен за свое идеологическое влияние на аудиторию, потому что, отражая и комментируя идеологическую палитру общества, он неизбежно формирует новое содержание индивидуального и массового сознания, поскольку таким свойством от природы обладает любая информация.
Именно благодаря СМИ возможно развить национальную идею. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу(патриотическую), когда стираются отчетливые грани между ними.
Мы убеждаемся в том, что профессия журналиста отличается рядом специфических черт, ее отношения с обществом и миром весьма сложны и временами конфликтны. Журналистика, по объективному своему положению, есть дело сначала общественное, а потом уже производственное или личное. Но, к сожалению в СМИ (и в электронных, и в печатных) явно ощущается острейший дефицит материалов, в которых авторы хотя бы просто воздерживались от обливания собственной страны грязью.
Сейчас на страницах газет, все чаще можно встретить так называемую «развлекаловку», а идеологические материалы. Скорее это зависит от воспитания общества, от его морально-нравственных ценностях. Но появление разнообразия в социальной теории и практике неизбежно должно было привести к перераспределению приоритетов в журналистской деятельности. В немалой степени это наблюдается сегодня, когда резко возросло предложение типов изданий — в частности, благодаря множеству сугубо «неполитических» развлекательных, рекламно-информационных, «семейных» газет и журналов. В конце 80-х годов исследование печати Ленинградской области, проведенное социологами журналистики Ленинградского университета, показало, что освещению деятельности органов власти, партий, общественных движений отводится 24% общего числа поднимаемых в газетах тем. В середине 90-х годов статистический анализ региональных и общенациональных газет, выполненный в рамках российско-шведского исследовательского проекта «Journalism: discursive order and social practice», дал приблизительно такой же показатель — 27%. С точки зрения аспекта освещения событий, их важность именно для политики — внутренней или внешней — подчеркивается в 25% полученных статистических данных (впрограмме 80-х годов — приблизительно та же доля).
В самом конце
десятилетия проводилось еще
одно подобное исследование. Оказалось,
что вопросы политики, власти и
управления по-прежнему преобладают в
тематической структуре изданий (свыше
20%), отодвигая на следующие места производство
и экономику (16,1), духовно-культурную жизнь
(15,2), среду обитания (15,0), качество жизни
населения (11,6%) и т.д. За некоторыми исключениями
в список ведущих попали тревожные темы,
связанные с особыми обстоятельствами
и принятием экстренных антикризисных
решений. В то же время темы, условно говоря,
стабильного, рутинного существования
общества и человека (жилищно-коммунальные
условия, методы государственного управления,
культурные ценности, увлечения, дом и
семья и т.п.) Иначе говоря, перед нами устойчивая
дискурсивная модель отечественной журналистики.
Гражданское общество, обретающее себя в современной России, и массовая психология существуют и меняются, подчиняясь иной социально-исторической логике. Есть основания утверждать, что население все больше утрачивает интерес к патриотической теме и под давлением условий жизни переключает свое внимание на проблемы материального благополучия и частной жизни. Уже стало нормой, что участие в выборах принимает меньшая часть граждан, более того — в некоторых регионах выборы не могут состояться из-за низкой явки людей на участки для голосования. В этой связи не приходится удивляться оттоку интересов аудитории от солидной прессы в сторону развлекательной, если не «желтой», журналистики. Согласно данным петербургских исследователей общественного мнения, наибольший интерес у радиослушателей вызывает полезная информация бытового характера (48%), в то время как политические и экономические новости находятся весьма далеко от лидирующих тематических направлений (23%), а у более чем 40% слушателей они вызывают негативную реакцию. Социологическая служба Союза журналистов в Москве выявила, что концертно-музыкальные передачи, последние известия и программы социально-бытовой направленности интересуют радиослушателей значительно больше, чем политические и экономические выступления: 41, 27 и 22% против 16%. Разговор идет не о том, насколько права публика в своих симпатиях к журнализму «низкого» стиля. В данном случае важно подчеркнуть, что в культурной традиции, в многолетних привычках населения России не заложено повальное увлечение бульварной прессой, вышедшей на авансцену в самые последние годы, и потому перед нами еще одно свидетельство резкого охлаждения в отношениях традиционной журналистики и читателей.
Так же стоит
привести примеры национально-
Духовные ценности (не путать с материальными) — это те достижения цивилизации, из которых складывается культурное богатство общества и на сохранении которых основывается преемственность поколений, несмотря на непрерывное рождение новых ценностных ориентиров. Подобно ценностям и нормам, идеалы формируются, вырабатываются в опыте человечества и фиксируются в фольклоре, философии, науке, религии, искусстве. Идеалы не только отражают реальную жизнь, но и служат формой предвидения будущего, реакцией на нерешенные сегодня вопросы социального бытия.
Журналистка «Литературной газеты» Л. Графо-ва напечатала, по ее словам, не одну сотню статей о бедственном положении беженцев, но поняла, что одними публикациями делу не поможешь. Тогда она создала и возглавила комитет помоши беженцам «Гражданское содействие», затем — координационный совет того же профиля «Форум переселенческих организаций»» чтобы наладить поставки жертвам миграции одежды, лекарств, денег и т.п.
Эти материалы
служат примерами реализации национально-патриотической
идеи (духовной) на страницах современных
газет. Журналистика не находится в стороне
от процесса формирования духовных ценностей
(любви к Родине) — она деятельно участвует
в нем. Журналистика, непосредственно,
нацелена на достижение определенных
сдвигов в социальной практике, в поведении
социальных групп, организаций, людских
масс. Но вырабатывать идеалы, конечно,
не входит в ее прямые задачи. Ее специфический
вклад в духовную жизнь состоит в том,
чтобы наладить их широкий поиск, распространение
через предание гласности, а также сравнение
через примеры вековой истории.
Вывод:
Проанализировав
выписки из словарей, журналов, научных
работ и газет, можно сказать, что единого
общего определения патриотизма нет. В
идеологическом плане печать является
участницей духовного производства, воспитание
в обществе чувства любви к Отечеству
— через отражение, формулирование и внесение
в массовое сознание определенных представлений,
воздействие на идеологическое, морально-нравственное,
художественно-эстетическое содержание
общественной жизни. Духовно-идеологическую
роль журналистики иногда трактуют только
в свете политико-идеологических отношений,
в действительности же идеалы могут иметь
совсем другое происхождение.
Глава II. Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»
2.1 Анализ местной и федеральной прессы, на примере «Российской газеты», «Тольяттинского Обозрения», «Русский вестник»
В течение месяца
мной была проведена работа по анализу
текстов газет «Тольяттинское Обозрение»,
«Русский вестник», «Российская газета».
Сложность заключалось в том, чтобы за
короткий срок выявить, на сколько патриотическая
тема закрепилась в СМИ. Был изучен каждый
материал на присутствии в нем патриотических
принципов. Мной был проанализирован каждая
рубрика и сделан вывод, что в рубрике
«Экономика» патриотизм проявлен в малой
степени 5-7%, в отличии от рубрики «Культура»,
«Воспитание» «Спорт» и «Жизнь города»,
«Интервью» и даже в таком разделе, как
«Цифры номера». Например, в «Российской
газете» в рубрики «Воспитание» Василий
Троицкий говорит о том, что заставляет
нас вновь и вновь обращаться к теме патриотизма?
«Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая
среда, а демократические средства массовой
информации откровенно "работают"
на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически
сокращены программы наших школ по русскому
языку, литературе, отечественной истории
- самым важным предметам, формирующим
любовь к Отечеству. Это не дает возможности
укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию
школьника, не дает возможности должным
образом причаститься русской культуре».
В своем материале Троицкий затрагивает
тему патриотического воспитания граждан.
В большинстве своем журналисты рассматривают
тему патриотизма как военно-патриотическую
- в представленных работах преобладают
воспоминания ветеранов Великой Отечественной
войны, сюжеты о военных событиях в Чечне.
Так же «Российская газета» напечатала
государственную программу "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2005-2010 ГОДЫ", где было сказано «Совершенствование
деятельности институтов государственной
власти в области патриотического воспитания
граждан Российской Федерации
В числе первоочередных мер предусматривается
разработка концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
как системы взглядов на формирование
гражданина - патриота Родины в современных
условиях, которая послужит основой для
подготовки федерального закона о патриотическом
воспитании граждан Российской Федерации,
создающего правовую основу для реализации
государственной политики в области патриотического
воспитания» В теме «Спорт» в газете
Тольяттинское Обозрение встречается
больше всего патриотических тем, например
газета от 25 декабря 2009 года, интервью
с Николем Валуевым: