Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:51, реферат
Целью данной работы является изучение работы радиожурналиста. По моему мнению в наше время интересно и актуально узнать как работают журналисты: на телевидении , на радио в печатных изданиях и.т.д., так как сталкиваемся каждый день с информацией которую подают в СМИ журналисты.
В работе «Работа радиожурналиста», как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки.
Введение
1.Начальный этап
2.Что входит в досье
3.Работа радиожурналиста со звуковым документальным материалом
4.Репортер в прямом эфире
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра
кинотележурналистики
Реферат
По дисциплине: Основы журналистики
Тема: «Работа
радиожурналиста»
Выполнила:
Жукова С.С
Санкт-Петербург
Введение
1.Начальный этап
2.Что входит в досье
3.Работа радиожурналиста со звуковым документальным материалом
4.Репортер в прямом эфире
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Целью данной работы является изучение работы радиожурналиста. По моему мнению в наше время интересно и актуально узнать как работают журналисты: на телевидении , на радио в печатных изданиях и.т.д., так как сталкиваемся каждый день с информацией которую подают в СМИ журналисты.
В работе «Работа радиожурналиста», как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки. Но при этом — потому, что радиожурналистика еще и искусство, причем во многом импровизационное, — этот изначальный этап никогда не завершается, вы всегда должны быть готовы что-то изменить, усилить, добавить к уже задуманному. Особенно это касается программ прямого эфира, когда события разворачиваются перед аудиторией в тот самый момент, когда они происходят. И в этом одна из самых привлекательных черт радио, "изюминка", без которой здесь невозможно никакое творчество. Далее мы рассмотрим подробно, как работают радиожурналисты, какими навыками они должны обладать и как должны себя вести в различных ситуациях в прямом эфире.
1.Начальный этап
Важнейшее слагаемое изначального этапа — выбор темы. В самом общем смысле этот выбор уже предопределен. Прежде всего специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, в которой вы работаете. Ее основными тематическими направлениями, "форматом" станции.
«Этот спектр на сегодня весьма широк. Наряду с традиционными (промышленными, публицистическими, молодежными) редакциями государственных и общественных каналов в эфир выходят десятки станций: "Эхо Москвы", радио "Максимум", "Русское радио", "Авторадио" и т. д.У каждой из них — своя основная проблематика, в которой вы должны разбираться достаточно глубоко и основательно.
Таким образом, выбор редакции, где вы будете работать (если у вас действительно есть выбор), серьезный шаг в определении главной темы журналистского творчества. В русле этой главной темы самое важное — процесс накопления.»1
Часто спрашивают: почему так быстро выдохся этот молодой журналист? Он ведь был так талантлив. Ответ прост: ему не хватило знаний, эрудиции. "Культурный слой", на котором он пытался возвести свое здание, оказался слишком тонок... В один прекрасный день он обнаруживает, что ему уже не на что опираться. (Отсюда, кстати, столь заметное в последние годы стремление к "сильнодействующим" средствам в лексике). Он начинает повторять азбучные истины, пережевывать ставшие общеизвестными факты, повторять примелькавшиеся приемы, вызывая у слушателя ощущение пустоты и досады.
В таких случаях говорят: тема исчерпана. Это неверно — исчерпано знание о теме.
Иными словами, если вы, к примеру, работаете на радиостанции, обращенной к прекрасной половине человечества, или какой-либо другой, сходной с ней по своей направленности, вы должны прекрасно разбираться во всем, многовековой историей вопроса, его развитием, сегодняшним состоянием как у нас, так и за рубежом.
Второй этап освоения темы — специализация в ее общем русле. Это то, что называется "конек" радиожурналиста. Надо заметить, что не найдя свою незаемную тему, вы никогда не сможете стать сколько-нибудь заметной творческой личностью, даже при наличии несомненного таланта.
«Специализация, суживая круг затрагиваемых вопросов, в то же время позволяет глубже заглянуть в их суть и предусматривает не только знакомство с литературой и подбором информации по избранной тематике, но и организацию и постоянное ведение специального справочника журналиста. (Конечно, это вовсе не означает, что на радио нет профессий, априори требующих широты охвата, своеобразного многотемья. Например, деятельность собственного корреспондента в том или ином регионе или работа ведущего информационно-публицистической программы. Но сама широта охвата является также своеобразной специализацией журналиста, как и обязательное знание тех или иных особенностей региона, его истории, не говоря уже о языке и культуре.)»2
Прежде всего — весь ваш жизненный опыт и знания, накопленные в период общей предварительной подготовки; ваше понятие об основных и наиболее актуальных на сегодняшний день сторонах избранной тематики, "подходах" к ней; ваше представление об этических рамках данной проблематики, наконец, знание истории, географии, культуры региона, на который вам приходится работать.
Конечно, надеяться на то, что вы запомните всю сумму знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике — не стоит. Важная часть архива — непосредственно собранные журналистом газетные вырезки, журнальные статьи или выдержки из них, сообщения информационных агентств, брошюры и справочники по избранной специализации.
Радиожурналист всегда должен быть в постоянной готовности использовать весь этот материал. Конечно, чтобы подобные наработки были всегда под рукой, необходима строгая система их подбора и хранения. Она сугубо индивидуальна. И второе условие — не забивать как попало ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей и т. д
«Несколько слов о системе хранения. Обычно предлагается делить собираемые материалы на чисто справочные: адреса, фамилии, (обязательно имена и отчества!), должности людей, цифровые данные, даты и т. д.; проблемные: вырезки из газет и журналов; материалы по избранной тематике как ваши, так и коллег; расшифровки не прошедших в эфир передач и т. д.; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы и т. д., словом, те самые "изюминки", без которых ни одна передача не имеет права быть пущена в эфир.»3
Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы (кстати, могут быть и другие градации — "в зависимости от тематики, специализации, вида вещания и т. д.), вы определяете "места хранения". Для справочного материала это могут быть особые карточки, хранящиеся, как в библиотечном каталоге, в специальных ящичках. Удобнее распределить их в алфавитном порядке.
Что касается творческих заготовок, то здесь вместе с перечисленными выше способами, может оказаться вполне приемлемым занесение записей в журналистский блокнот, особенно это касается работающих в прямом эфире, когда порой нет времени на длительную подготовку передачи.
Одно общее для всех способов хранения замечание. Любая запись, любой архивный документ должен иметь пометку — где, кем, когда (а лучше, и в какой ситуации) написана данная статья или передача, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка и т. д.
И дело не только в культуре журналистского творчества, ответственности перед собой и коллегами. Просто в случае необходимости вы потратите уйму времени на поиски имени автора, статьи или цитаты.
«Можно попасть в весьма неприглядную ситуацию, которую испытал на себе некий известный поэт, опубликовавший на радио стихи Бориса Пастернака под своим именем. Плагиат, конечно, обнаружился, конфуз был большой, но причина его крылась всего лишь в неумении вести личный архив. Некогда, лет за тридцать до этого случая, незадачливому автору понравилось одно стихотворение великого поэта, и он записал его. Потом обнаружил случайно листок с чудесными стихами и принял за свои. ("Пикантность" ситуации заключается еще и в том, что поэт этот считался одним из самых яростных гонителей творчества Б. Пастернака).»4
Все перечисленные способы ведения архива применимы и при использовании компьютера, который, естественно, значительно облегчает хранение и доступ к информации, позволяет увеличить ее объем.
Важный момент организации и ведения архива — его постоянное обновление, вернее сказать, наращивание новым актуальным материалом. Отказываться от старого, если нет крайней необходимости, вряд ли стоит, еще неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие строчки, хранящие дыхание времени.
«Те же принципы применимы и при хранении звукозаписей. Ваш звуковой архив также должен быть отражен в строго оформленном каталоге. Хотя долгое хранение в обычных условиях магнитной пленки, да и кассет (в меньшей степени) — дело рискованное. Пленка сохнет, становится ломкой, теряется качество звука, да и порой сама возможность воспроизведения его на профессиональной аппаратуре.»5
К сожалению, на радио в рамках отдела фонограмм центрального архива фонодокументов так и не выработана культура хранения фонотек известных мастеров радиожурналистики.
Правда, сохранить практически навечно самое дорогое и необходимое в вашей звуковой библиотеке могут помочь лазерные диски, которые к тому же позволят освободить место, занимаемое довольно громоздкими звуковыми архивами.
Предварительная подготовка завершается, когда вы получите конкретное задание в редакции. Вы можете готовиться к нему исподволь, если оно запланировано заранее или журналист является ведущим постоянной программы (цикла). Если же задание связано с необходимостью оперативного освещения события или даже рассказа о нем в тот момент, когда оно будет происходить (это и есть прямой эфир — коренное свойство радио), то время непосредственной подготовки сжимается порой до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия, скажем, в оперативном интервью в редакции.
Но чем острее дефицит времени, тем большее значение приобретает основательность, глубина и, если так можно выразиться, "боеготовность", которую журналист приобрел на первых этапах подготовки.
Последний этап можно назвать так: тема-задание. Здесь вы как бы привязываете все накопленное к конкретно разрабатываемому жизненному материалу. На этой стадии радиожурналист в любом случае — выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи — обязан четко представить себе (а при наличии времени наметить и записать) план действий. В него войдут:
— точное осознание цели задания. Если она вам не очень понятна, нужно переспросить или уточнить;
— пути получения как можно более точных сведений об объекте и обстановке, в которой придется работать;