Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:59, реферат
Размышляя над темой работы, я задала себе следующие вопросы:
а) какими качествами должен обладать журналист с точки зрения психологов
б) какие черты характера должны быть присущи настоящему журналисту.
Мотивация выбора данной темы в получении знаний, которые поспособствуют формированию гармоничной психологической культуры личности.
1.Понятие термина психология личности.
2.Изучение психологии культуры.
3.Личность и индивидуализация
4.Информационное общение.
5.Ценностные ориентации.
6.Рефлексия.
7.Интеллектуальное пространство.
8.Заключение.
9.Литература
1
- 1 -
Оглавление
1.Понятие термина психология личности.
2.Изучение психологии культуры.
3.Личность и индивидуализация
4.Информационное общение.
5.Ценностные ориентации.
6.Рефлексия.
7.Интеллектуальное пространство.
8.Заключение.
9.Литература
Введение.
Размышляя над темой работы, я задала себе следующие вопросы:
а) какими качествами должен обладать журналист с точки зрения психологов
б) какие черты характера должны быть присущи настоящему журналисту.
Мотивация выбора данной темы в получении знаний, которые поспособствуют формированию гармоничной психологической культуры личности.
Не секрет, что само понятие “психологическая культура журналиста” достаточно непривычно. Однако образуется это понятие из психологического опыта, основанного на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте - понятных всем явлениям.
Работая в коллективе, каждый журналист постоянно сталкивается со множеством людей, вступает в контакт с различными социальными институтами. Этим обусловлена публичность журналиста. Психологический опыт сознательно, а чаще - бессознательно руководит работниками СМИ.
Психологическую культуру журналиста можно также назвать «профессиональным сознанием» или «профессиональным мастерством».
Структура работы проста. Современные взгляды психологов и теоретиков журналистики на составляющие психологической культуры журналиста. Ссылки на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления.
Подводя итог, нельзя не добавить, что журналист мало чем отличается от других людей, но профессия накладывает отпечаток на его сознание, делая его рефлексивным.
1.Понятие термина психологическая личность журналиста.
Впервые в 1590 г, немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман. ввели термин «психология», где (греч.PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение») т.е. “наука о душе”. С тех пор это понятие укоренилось в научной литературе всего мира.
Что изучает психология?
В “Словаре иностранных слов” даны несколько определений, наиболее точным психологи считают следующее:
Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы – сознания.
Что же касается психологической культуры, то сам термин «культура» имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: «Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности».
Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.
Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с другими предметами: социологией, социальной психологией и социопсихолингвистикой. Понимание этого понятия во всей его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений.
Журналистика, особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является «человековедение». Именно поэтому они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний т.к. журналистика, при всей ее индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам. В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные.
Журналистика - не только и не столько научная дисциплина, это
1. Социальный институт общества
2. Система видов деятельности по сбору, обработки информации.
3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики.
4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий.
5. Комплекс каналов передачи массовой информации.
Журналистика - это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире.
Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант и общаться с людьми.
Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного «журналюги» стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции.
Настоящий журналист - всегда в поиске сюжета для материала, всегда думает о работе.
Бесспорно, общество со всеми его противоречиями накладывает оттиск и на личности журналиста, на его психологическую культуру, однако каждый из них имеет право выбирать, каким быть. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры.
2.Изучение психологии культуры.
Деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество.
Сейчас победила точка зрения, согласно которой СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.
Однако, даже в такой стране, как США, ведущий телеканал CNN после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. активно формировал позицию простых американцев громкими слоганами: “America under attack” (Америка под атакой) и “New America’s War” (Новая война Америки). Эти лозунги присутствовали во всех передачах СNN в те дни. Можно ли быть объективным, когда одна из сторон конфликта родная страна? Как должен реагировать журналист? Изучение психологической культуры журналиста помогает принять верное решение...
3.Личность и индивидуализация.
Через всю историю изучения человека проходит дихотомия: тело (организм) и дух (сознание) - материалисты считают сознание атрибутом высокоорганизованной материи, идеалисты понимают, что материю творит из ничего вечный дух. Сама наша психика протестует против столь упрощенного понимания личности. Идею многоуровнего человека выдвигали многие мыслители. По мнению А.Франкла, наиболее важным из возможных измерений человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И. , личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в «эфире» этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его второй реальностью.
Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.
Социально-психологические свойства личности 1) Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).
2) Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.
3) Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)
4) Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).
Социальная роль это фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей: журналист, отец и т.д.
Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития:
1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям)
2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой)
3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость.
4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.
Это означает, что возраст человека физиологический не всегда совпадает с психологическим и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство ( 1-3 года), дошкольный возраст ( 3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60) , старость (свыше 60 лет).
Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:
1. Развитое чувство ответственности у личности.
2. Потребность в заботе о других людях.
3. Способность к полноценному участию в жизни общества.
4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.
5. Толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.
6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.
Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.
Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.
Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность.
Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно.
Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента:
1. Познавательный - знания о себе
2. Эмоциональный - оценка себя
3. Поведенческий - отношение к себе.
Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:
1. личностный выбор деятельности.
2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.
3. освоение новых ролей и осмысление их значимости.
Социализация личности состоит из 3 стадий:
Адаптации, Индивидуализации и Интеграции.
Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.
Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную индивидуальность? Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением баланса между личностью и обществом.
Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений.
Активная - воспроизведение социального опыта, человек становится субъектом социальных отношений.
Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений., способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации проходит посредством подражания, имитации и идентификации.
Институтами социализации выступают семья, школа, непосредственно окружение,надо отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их достижений, распознавание индивидов.
4.Информационное общение.