Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 00:36, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.
Объект исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.
Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.
Введение 3
1 Психологическая культура журналиста 7
1.1 Становление личности журналиста 7
1.2 Вербальные навыки общения 17
1.3 Невербальные навыки общения 23
2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29
2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29
2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университетФакультет журналистикиКафедра средств массовой информации |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ–030601.
2010.446.ПЗ КР
Руководитель работы:
____________________Н. А. Шабалина
«__23__»_____мая______2010
г.
Автор работы:
студент группы ФЖ-403
____________________К. А. Бибикова
«__23__»_____мая______2010
г.
Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Психологическая культура журналиста 7
1.1 Становление личности журналиста 7
1.2 Вербальные навыки общения 17
1.3 Невербальные навыки общения 23
2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29
2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29
2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34
Заключение 41
Список использованной
литературы 43
ВВЕДЕНИЕ
Тема этой работы – психологическая культура журналиста. Автор обратился к данной теме, желая понять:
а) каким должен быть журналист с точки зрения психологов;
б) пытались разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.
Мотив выбора данной темы – полученные знания должны способствовать формированию гармоничной психологической культуры автора.
Не секрет, что само понятие «психологическая культура журналиста» достаточно непривычно. Однако образует его психологический опыт, основанный на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте – понятных всем явлениям.
Будут
рассмотрены связь таких
Что изучает психология?
В «Словаре иностранных слов» дано определение: «Психология – 1) Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии – изучение психики человека и ее высшей формы – сознания. 2) Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) Психика, особенности характера, душевный склад».
Второе слово, соответствующее понятие «психологическая культура журналиста» – Термин «Культура» – имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: «Культура – уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности».
Психологическая культура журналиста – культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.
Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам – они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика – особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.
В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные. Журналистика – не только и не столько научная дисциплина, это:
Журналистика – это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире.
Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми.
Высокий
уровень психологической
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.
Объект исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.
Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.
Гипотезы исследования:
В процессе исследования психологической культуры журналиста были поставлены следующие задачи:
Методологическую
основу исследования составили: тест-опросник
Кетелла, психогеометрический тест Сьюзен
Деллингер. Выбранные методические средства
отличаются разными подходами в выявлении
психологических черт личности журналиста.
1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Мы живем в переломную эпоху – одиннадцать лет назад в политической карты мира исчезла огромная держава – СССР. Возникшая позднее Российская Федерация не может называться достойной преемницей Советского Союза, так как ее экономическая мощь намного меньше.
За минувшее десятилетие выросло новое понятие людей, которые уже начали мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному – посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название «посткоммунизм», утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).
Сейчас победила точка зрения, согласно которой СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.
Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.
Социально-
4) Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).
Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:
Все вышеизложенное о развитии личности – не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.
Анализ
психологических качеств
Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно.
Становление «Я» происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента2:
Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса: