Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты. Можно сказать, что это первичные элементы в структуре любого материала СМИ. Они несут информацию об обыденной жизни и о серьезных, в первую очередь, научных знаниях. С их помощью обобщаются явления, цементируются интересные мысли. Поэтому очень важным моментом журналистской работы является проверка подлинности фактов. Журналист обязан проверять достоверность фактов, о которых пишет. Ведь это очень важно.
Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.
Глава I
1.1 Виды и назначение факта в журналистском произведении
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
1.3 Факт и образ в журналистском произведении
Глава II
2.1 Место факта в информационных жанрах
2.2 Место факта в аналитических жанрах
Заключение
Список использованной литературы
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
по предмету «Процесс журналистского творчества»
на тему «Проверка достоверности фактов».
Нижний Новгород, 2012
Глава I
1.1 Виды и назначение
факта в журналистском
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
1.3 Факт и образ в журналистском произведении
Глава II
2.1 Место факта в информационных жанрах
2.2 Место факта в аналитических жанрах
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты. Можно сказать, что это первичные элементы в структуре любого материала СМИ. Они несут информацию об обыденной жизни и о серьезных, в первую очередь, научных знаниях. С их помощью обобщаются явления, цементируются интересные мысли. Поэтому очень важным моментом журналистской работы является проверка подлинности фактов. Журналист обязан проверять достоверность фактов, о которых пишет. Ведь это очень важно.
Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях. Это и явилось главной целью работы.
Виды и назначение факта в журналистском произведении
В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления, и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта – это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.
Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Можно ли в журналистском
материале достичь объективного
освещения события, учитывая сложную
природу факта? Для журналистов
объективность не означает математическую
или научную точность, а, скорее,
такое освещение новостей, которое
исключает эмоции и отделяет факты
от мнений. Для многих объективность
означает точное освещение фактов и
событий в форме
Что же в таком случае
подразумевают под фактом? Факт в
журналистике можно определить как
достоверное отражение
Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценка, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом, чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Интересная заметка была опубликована в газете «Известия»: «Французский археолог Кристиан Шюнесс демонстрирует ценную находку – череп жившего семь тысячелетий назад мужчины, который носит четкие следы двух перенесенных им операций трепанации. Находка каменного века считается убедительным доказательством того, что древние врачеватели обладали знанием и умением для подобного рода операций. Специалисты предполагают, что пациент благополучно перенес хирургическое вмешательство и умер в 50-летнем возрасте. Череп обнаружен при раскопках могильника в Эльзасе».2
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего. Если признать обыденное сознание “колыбелью” общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности”. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.
В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в журналистском
произведении многофункционально: они
могут стать основой
Развертывание факта в
жанровую структуру произведения всегда
обусловлено задачами, стоящими перед
журналистами. В одном случае необходимо
сообщить о факте, в другом – дать
подробности о событии, в третьем
– разобраться в причинах возникновения
той или иной проблемы, в четвертом
– создать документальный образ
современника и др. В зависимости
от целей сообщения журналисты используют
различные способы подачи, раскрытия,
изображения и истолкования фактов.3 Кроме того, позиционирование
фактов в различных жанрах журналистики
(информационных, аналитических и художественно-
Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике —
достоверное отражение
В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:
• из каких источников они получены;
• какие цели преследовали люди, сообщившие о них;
• четко различать факты науки и обыденные факты.
Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным.4 Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.
Факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт — нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем — определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) да «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только тогда — если окажется, что суждение истинно — то, что описано в этом суждении, становится фактом.
Суждение может быть разным по содержанию.
Факт соответствует самым абстрактным по своему характеру суждениям. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.
Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.
Достоверный факт—это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.
Недостоверный факт— это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.
Если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть и речи.
У события есть только одно свойство или признак — того, что оно произошло (или не произошло). Состоявшиеся выборы губернатора — событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно верифицировать (проверить); в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и оказываются ложными, другие — истинными, подтверждаются и тогда превращаются в факты.
Но есть и оценочные суждения — мнения, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают либо само событие, либо факт, т. е. истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты — как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.
Суждений нередко бывает
несколько, они образуют своего рода
пучок признаков события. Последние
должны характеризовать и участников
события, и характер действия, и обстоятельства,
при которых происходило
Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии — вербального факта.