Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:42, творческая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление причин, затрудняющих защиту авторских прав в сфере web-журналистики как в России, так и в мире в целом. Задачей выступает формулирование вариантов и способов решения поставленных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования
Эмпирическая база
Методологическая база
Цели и задачи исследования

I ЧАСТЬ
WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН

II ЧАСТЬ
КОПИРАЙТ
ВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ 
 
 
 
 
 
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ  ЭССЕ

 

СТУДЕНТКИ  I КУРСА

ЯНКОВОЙ   МАРИАННЫ   СЕРГЕЕВНЫ

 
 
 
 

«Проблемы защиты авторского права

в сфере web-журналистики Рунета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предмет:   СОФ  СМИ

Преподаватель:     Любановская Юлия Олеговна 
 
 
 
 

г. Калининград

2000г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Объект  исследования

Эмпирическая  база

Методологическая  база

Цели  и задачи исследования 
 

I ЧАСТЬ

WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН 
 

II ЧАСТЬ

КОПИРАЙТ

ВАРИАНТЫ  ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          «У  вас есть право  защищать свои права!»

www.uka.ru/copyright

  

ВВЕДЕНИЕ

 
 

      В условиях стремительного развития сети Интернет как четвертого вида средств  массовой информации, web-журналистика получает всё большее распространение. За сравнительно короткий срок она превратилась в могучий фактор, влияющий наряду с печатью, радиожурналистикой и тележурналистикой на все сферы социально-экономической, общественно-политической, научной, культурной и досуговой жизни современного общества. Web-журналистику часто называют сетевой журналистикой, кибер-журналистикой, виртуальной журналистикой или же просто Интернет-журналистикой, что ничуть не меняет её социальной роли.

      В сущности, сетевая журналистика рассматривается  как очередная историческая форма  развития одного из направлений  электронных  средств массовой коммуникации, появившаяся вслед за радио, телевидением, видео. Это утверждение подтверждается не только количеством пользователей Интернета (15% населения страны), но и фактом реализации в виртуальном пространстве её разнообразных функций, аналогичных функциям традиционных СМК.

      Информатизация  открывает новые возможности  традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере часть аудитории  перестаёт читать газеты, пользуясь получением информации через Всемирную паутину. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.

      Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее  значение приобретает защита авторских  прав той или иной информации в  сфере сетевой журналистики. На сегодняшний  день Интернет успел реализовать, пожалуй, все возможные варианты нарушения авторских прав: самовольную публикацию без согласия автора и без ссылок на авторский текст, плагиат, публикацию текста с многочисленными ошибками и даже приписывание текста не тому автору. Виртуальные «похитители» текста порой даже не знают о существовании значка копирайт, что не освобождает их от ответственности.

      К сожалению, не всегда удается обнаружить первоисточник украденной информации вследствие того, что содержание сайтов постоянно обновляется, то есть находится  в процессе замены старых текстов на новые. Особенно остро эта проблема ощущается на сайтах информационно-новостной направленности, где концепцией существования и является постоянная смена заголовков, статей,  рекламных баннеров, онлайновых соцопросов и т.д.

      Объектом  данного исследования являются русскоязычные сайты журналистской направленности, а также общенациональные и региональные виртуальные средства массовой информации Рунета.

      Эмпирической  базой послужили правозащитные  и юридические порталы Рунета. В исследовании также использованы результаты социологических опросов, проведенных на http:\\www.gazeta.ru и http:\\www.lenta.ru.

      Теоретической и методологической основой настоящего исследования послужили аналитические  статьи сайта «Ассоциации по защите авторских прав в сети», законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» от  9 июля 1993 года,  «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., а также международные правовые акты, регулирующие защиту авторских прав.

      Целью исследования является выявление причин, затрудняющих защиту авторских прав в сфере web-журналистики как в России, так и в мире в целом. Задачей выступает формулирование вариантов и способов решения поставленных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧАСТЬ I 
 

WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН 

      На  сегодняшний день законодательная  база для сферы web-журналистики Рунета находится в зачаточном состоянии. Единственный закон, гарантирующий защиту авторского права в Российской Федерации, был принят 9 июля 1993 года («Об авторском праве и смежных правах», № 5351-1). Сегодня, в 2000 году, на него ссылаются лишь некомпетентные web-журналисты и так называемые «сетевые графоманы», так как влияние данного закона в сети Интернет сводится к минимуму.

      Для того, чтобы глубже вникнуть в суть проблемы защиты авторского права, исследователь считает необходимым ввести понятие авторского права. Авторским правом называется раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. Причем, авторское право распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Авторские права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в свою очередь является всего лишь условным собирательным термином, который включает в себя права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, к которым смело можно отнести и авторские права в сфере сетевой журналистики. К международным актам, участником которых является Россия, и действие которых распространяется на защиту прав авторов, относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в 1952 году и Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

В настоящее  время Россия имеет ряд двухсторонних  соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».

      Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав.

      Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел – «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.

      Для обеспечения более эффективной  защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.

      В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально  функционируют: Российское авторское общество (РАО), Ассоциация защиты авторских прав в Сети, Союз Операторов Интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально.

      Фонд  развития Интернет-культуры начал Web-депонирование  сайтов и Интернет-публикаций, что  позволит защитить авторские права  в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта.  
Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.

      На  недавно прошедшем в Сеуле  двухдневном семинаре по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая  и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета. Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую – информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета