Пражурналистские явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:56, доклад

Описание работы

Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности - могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что письменный текст появился в различных странах за 8 - 6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения - знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей

Работа содержит 1 файл

Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности.docx

— 26.66 Кб (Скачать)

Пражурналистские  явления

 

Потребность в обмене информацией  между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась  после изобретения письменности - могущественного средства общения  на дальние расстояния (считается, что  письменный текст появился в различных  странах за 8 - 6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения - знаковому письму, связанное с  нарастанием сложности в экономических  и политических отношениях родоплеменных  сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные  и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма разнились стили  выступлений грека Демосфена  и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво  говорит Марк Тулий!» А когда  слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну - Филиппу!»  Информацию распространяли и правительственные  гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая  послания, реляции, рескрипты, буллы. О  пражурналистских явлениях древности  ныне напоминают слова «форум» (площадь  в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского веет - совет), и следы этих явлений  можно найти в названиях или  частях названий газет - «трибун», «курьер», «почта» и т. д. К примеру, в  кратком справочнике «Зарубежная  печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названиях которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна»  издаются в Гондурасе, Чехии и  т. д.

Но в чрезвычайно больших  государствах древности устные формы  распространения сведений, актуальные сообщения были малоэффективны и  потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев - торгового народа древнего Средиземноморья. Финикийские купцы передали и  опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах  правителей, на металле гравировались  своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход  в Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел  он с собою, а вел он всех, над  коими властвовал».

Уже с образованием государства  стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а  также специально обработанная кожа животных - пергамент, названный в  честь города Пергама в Малой  Азии, где его впервые начали изготовлять  во II веке до н. э.

Первые рукописи создавались  и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и  другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящички».

В Древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой  краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о  благоприятных и неблагоприятных  днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. Далее эти дощатые щиты - таблицы - складывались в архив. При  Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего  обозрения, оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и  содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх  и т. д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус  рерум новарум» («Записки о новых  событиях») переписывали 300 рабов.

Античная культура вплотную подошла к созданию института  журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, появившиеся  папирусные свитки и дорогостоящий  пергамент - это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные  формы обмена информацией (слишком  узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже I и II веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V - X века н. э.) на сознание и поведение  воздействует нравоучительные трактаты и проповеди.

Тем временем победное шествие  начинает бумага (от итальянского - хлопок): впервые полученная в Китае еще  в I - II веках н. э., она оказалась  сначала в Японии (VI век), затем  уже в X веке арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а  на Руси - бересту.

В 1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению  искусства гравюры (на дереве вырезался  рисунок или текст, потом с  деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных  листах). Средневековые рукописи украшают заставки, орнаменты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337 - 1453 гг.) возникают  агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.

Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной  передачи новостей, и в крупных  городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже  отмечалось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим  особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «scrittori d`avise» (переписчики новостей), которые вскоре появляются в Риме под названием novellanti или gazettanti». Подобные бюро создаются и в других европейских городах.

Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало  возможным обеспечить оперативность  передачи информации и давать ее населению  в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия - 1465г., Швейцария - 1468г., Франция - 1470г., Бельгия, Венгрия, Польша - 1473г., Чехия и Англия - 1482г., Австрия  и Дания - 1482г., Швеция - 1483г., Португалия - 1487г.

На Руси письменными документами  стали летописи, а эпос бытовал  в форме былин и исторических песен. На рубеже XV - XVI веков творчеством  дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник  Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем  выпускает первую печатную русскую  книгу «Апостол». Печатный станок становится мощным оружием идеологической и  политической борьбы. Иван Грозный  борется против мятежного боярства не только с помощью опричников, но и широко используя могущество слова.

Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и  патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная  инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя  типография в Кремле (1678 - 1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого - наставника детей  царя Алексея Михайловича. Первыми  печатными изданиями были книги  религиозного содержания, но в последней  четверти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они  не могли заменить собой газету или  журнал, призванные освещать важнейшие  вопросы современной жизни.

Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые  песни», или «Куранты» (от французского слова «courant» - текущий). «Курантами»  обычно назывались голландские периодические  органы XVII века («Amsterdamische Courant» и  др.), откуда и было заимствовано название русских рукописных газет.

Из донесений заграничных  агентов в Московском Посольском приказе составлялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться  «Курантами». А с 1631 года начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражениях, взятии городов, появлении  комет, приемах послов и т. п. в  русском переводе заносились на узкие  длинные листы бумаги - «столбцы», которые подклеивались один к  другому (получался свиток в несколько  саженей). Составлялись «Куранты» 2 - 4 раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность такого издания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.

 

Ранние этапы  развития прессы

 

Между тем, в XVII веке печатные газеты возникают во многих странах  Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции  и др. Рассчитанные на купцов, отвечающие запросам молодой буржуазии, утверждающейся в экономической жизни, они вскоре начинают публиковать и политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используемое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными  кругами. Одним из отражений этой борьбы стали политические памфлеты, порожденные Английской буржуазной революцией XVII века.

Вскоре появились журналы. Первый из них «Journal des Swavants» («Журнал  ученого») вышел в 1655 г. в Париже.

А в России на рубеже XVII - XVIII веков Петр I проводит европеизацию страны, в частности: появляется ряд  учебных заведений; развивается  книгопечатание (с воспитательными  целями издаются книги «Юности честное  зерцало, или показание к житейскому обхождению», «Приклады, како пишутся  комплименты разные»); вместо церковно-славянской азбуки в 1708 г. вводится гражданский  шрифт, упрощающий усвоение грамоты.

15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании  «Ведомостей о военных и иных  делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве  и в иных окрестных странах», днем позже он предписывает  печатать газеты «для извещения  оными о заграничных и внутренних  происшествиях». Подшивки петровских  «Ведомостей», хранящиеся сегодня  в государственном архиве древних  актов и Российской национальной  библиотеке, начинаются с номера  от 2 января 1703 г. (13 января по новому  стилю). Выход этого номера стал  поводом к установлению с 1991 г. Дня российской печати. В  постановлении Президиума Верховного  совета РСФСР от 28 декабря 1991 г.  говорилось: «Отдавая дань уважения  исторической справедливости - выходу  первого номера российской газеты  «Ведомости» в январе 1703 г. объявить 13 января Днем российской печати».  Однако между указами Петра  и первым сохранившимся номером  «Ведомостей» были еще три  газеты: 16 декабря 1702 г. вышли «Ведомости  с цесарских писем, присланных  через почту в нынешнем 1702 году  декабря в 5 день», в этом  выпуске русского материала не  было вовсе; номер от 17 декабря,  рукопись которого была обнаружена  через 200 лет - в 1903 г.; 27 декабря  вышел «Юрнал (журнал), или поденная  роспись, что в мимолетную осаду  под крепостью Нотебурхом чинилось  сентября с 26 числа в 1702 году», текст его содержал описание осады Нотебурга. Очевидно, законодатели исходили из того, что издания, вышедшие 16, 17 и 27 декабря не в полной мере отвечали требованиям Указа Петра ни по названию газеты, ни по содержанию (русский отдел появился в номере от 2 января, названном «Ведомостями»). Слово «газета» ничего не говорило русскому человеку, а «ведомость» (от «ведать» - знать) было всем понятно. А поскольку печатное издание дает не одну весть, а несколько, то название «Ведомости» закрепилось за новым изданием и закрепилось надолго. В номере от 2 января 1703 г. сообщалось, что «на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды», что «индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона», что «в математической штурманской школе больше 300 человек учатся», «повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили».

Петровские «Ведомости»  не имели еще постоянного наименования. Если комплект издания за 1704 г. был  украшен особым титулом, наиболее полно  обозначившим содержание и характер газеты («Ведомости о военных и  иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве  и в иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а  окончены декабрем сего же года»), то в  последующем отдельные номера получали разные названия - «Ведомости Московского  государства», «Ведомости московские», «Российские ведомости», а иногда заглавием становилось определение  напечатанного в газете официального документа: «Реляция», «Подлинное доношение».

С 1727 года издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями» (в советское время  именовалась сначала «Петроградской правдой», затем до сентября 1991 г. - «Ленинградской правдой», после чего вернулась к  первоначальному названию - «Санкт-Петербургские  ведомости»). Первым редактором (с 1727 по 1730 г.) был Г. Ф. Миллер, который подбирал материалы для каждого номера газеты, переводил иностранные известия, черпая из заграничной прессы, читал  корректуру и следил за выпуском номеров  в свет. Миллер приехал в Россию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом  Академии наук и одновременно начал  преподавать латинский язык, историю  и географию в академической  гимназии, а в 1748 - 1750 гг. работал ректором Санкт-Петербургского университета.

Правда, в 1727 г. Миллер печатал  газету на немецком языке, а с 1728г. одновременно шли немецкий текст и рядом  русский перевод. Первый номер «Санкт-Петербургских  ведомостей» за 1728 г. был отпечатан  на четырех страницах в четвертую  долю листа, остальные выходили в  том же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался  виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием  номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и  других европейских городов, а также  придворная хроника - сообщения о  поздравлениях государя с новым  годом, о производстве в чинах и награждениях офицеров и штатских лиц. На протяжении всего XVIII века «Санкт-Петербургские ведомости» продолжали выходить дважды в неделю. Кроме того, газета имела «Суплемент» (от латинского - добавление, дополнение.) - 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материалы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об изъятии гривенников 1726 и 1727 гг., о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т. д. В течение года было издано в качестве приложений четыре реляции - о въезде Петра II в Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны. Вскоре к иностранным и внутренним известиям добавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т. д.

Информация о работе Пражурналистские явления