Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:40, реферат
Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.
Глава I. Правовое государство : понятие и основы 6.
§ 1. Понятие правового государства 6.
§ 2. Основы правового государства 9.
Глава II. Признаки правового государства 10.
§ 1. Верховенство закона 10.
§ 2. Взаимная ответственность государства и личности 13.
§ 3. Разделение властей 15.
§ 4. Гарантия прав и свобод личности 20.
Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная
власть должна заниматься в
основном исполнением законов
и только ограниченным
- между
законодательным и
- судебные органы независимы, и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни
одна из трех властей, не
должна вмешиваться в
- конституционная
система должна
Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
§ 4. Гарантия прав и свобод личности.
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции РФ свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме “человек - государство”, при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в “винтик” большой государственной “машины” по всеобщему “осчастливливанию”.
Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государства, - таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права, исходя из этого, содействовать проявлению энергии каждого человека.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.
Выражение “высшая ценность”, упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и не обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно глава 2 “Права и свободы человека и гражданина”, подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.
Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью, реализуется через сложный и развернутый механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.
Гуманизм
конституционного строя отчетливо
проявляется в подходе к
Ныне положение человека радикально изменилось от положения человека в тоталитарный период. Конституция (ч. 3, ст. 6 ) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Также основания необходимы и для приобретения гражданства.
К основам конституционного строя относится также, закрепленный в ст. 6 Конституции РФ, принцип равного гражданства, не зависимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией.
Итак, реальная
гарантированность прав и свобод личности
является чрезвычайно важным конституционным
признаком правового государства. Принцип
которого закреплен в ст. 2 Конституции
РФ : “Человек, его права и свободы, являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
- обязанность государства “. Иными словами,
государство обязанно не только соблюдать
права и свободы, но и создавать условия
для их реального воплощения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данный реферат посвящен идеи правового государства.
Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Итак, обобщив
использованный материал можно сказать,
что правовое государство - это, государство,
обслуживающее потребности
Список использованных источников и литературы.
Источники:
1) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. - М.:Издательский Торговый Дом “Герда”, 1998. - 256 с.
2) Конституция
Российской Федерации.
3) Сборник
Законопроектов Российской
4) Уголовный
Кодекс Российской Федерации.
Официальный текст по
Литература :
1) Баглай
М. В. Конституционное право
Российской Федерации. Учебник
для юридических вузов и
2) Коваленко
И. А. Общая теория
3) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.
4) Комаров
С. А. Общая теория
5) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.
6) Лазарев Б. М. Что такое правовое государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.
7) Общая
теория права. Учебник для
8) Разделение властей и парламентаризм. / Общ. Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН, 1992. - 126 с.
9) Соломон Питер Герман, младший. Проблемы развития правового строя в постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с.
10) Четверин
В. А. Демократическое
1 Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд “Правовая культура.”,1996. с.18
1 Лазарев Б.М. “Что такое
правовое государство?”-М.:Знание,1990.
1 Лазарев Б.М. Что такое правовое государство ?-М.:Знание,1990.с.4-5
2 Соломон П. Г. Проблемы развития правового строя в постсоветской России.- М.:1997.с.39
1 Разделение властей и парламентаризм./ под.общ.ред.Глушко Е. К. М.:ИГПАН,1992. с.17
1 Разделение властей и парламентаризм./под. общ. ред. Глушко Е. К.- М.:ИГПАН, 1992.с.18
Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки