Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:47, контрольная работа
Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность. На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении, как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит.
Введение
1. Подготовка и факторы успешности публичного выступления
2. Выступление
Заключение
Список используемой литературы
б) Речь должна быть обращена к разнородной публике
Состав ваших слушателей зависит от времени дня, местности, широковещательной кампании и характера программы. Но, подготавливаясь к речи, следует исходить из того, что вас будут слушать люди всех возрастов, профессий, вероисповеданий, рас, разного культурного уровня, люди с различными интересами.
Поскольку
речь по радио направлена к разнохарактерной
аудитории, никогда не говорите ничего
такого, что задело бы людей той или иной
национальности, религии или содержало
бы неуважительный отзыв о какой-нибудь
группе населения. Такт прежде всего. Не
говорите свысока, не прибегайте к снисходительному
тону в отношении какой-либо части аудитории;
опасайтесь неточностей, клеветнических
заявлений, пошлостей, аффектации.
в) Речь должна достигать цели, будучи только воспринята на слух
Отсутствие зрительных восприятий у радиослушателя всегда самый серьезный недостаток. Вспоминая о хороших выступлениях по радио, вы, наверное, согласитесь, что эти речи были несколько длинными сравнительно с обычными речами именно для восполнения указанного недостатка. Так надо поступать и вам! Главное— сделать почти всю речь конкретной и в какой-то мере звучащей по-новому. Существует три целесообразных способа: метод интервью (некоторые, например, прибегают к форме повествования о самом себе), метод создания зрительных представлений об обстановке и метод инсценировки. Если нужно объяснить изготовление какого-нибудь блюда или описать предметы домашнего убранства, беседу следует вести так, как будто вы в данный момент рассматриваете их, берете в руки и показываете их особенности. Слушатель должен словно видеть то, о чем ему говорят. Вы произносите такие фразы: «А теперь заглянем внутрь...» «Сейчас я добавлю еще кое-что из кулинарного рецепта...» Звуковые эффекты, если их можно применить, чрезвычайно полезны, так как они оживляют зрительные представления.
Заключение
Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление.
В театре существует поговорка: «О мастерстве актеров можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Завершение выступления представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. Можно заметить, что последние слова продолжают звучать в умах слушателей, когда выступление уже закончилось, их, видимо, будут помнить дольше всего.
Поэтому, необходимо избегать ошибок, наиболее часто допускаемых ораторами в заключении своих речей:
Во-первых, не нужно акцентировать внимание слушателей на том, что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное понимание, что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. Достигается это тем, что концовка планируется заранее с особой тщательностью и в нескольких вариантах, ведь, когда оратор произносит речь, ее иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы она соответствовала реакции слушателей. Поэтому, было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок.
Второй ошибкой является «обрыв» выступления. Оратору не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у речи нет концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это наверняка произведет неприятное впечатление на аудиторию.
Одним из наиболее удачных советов для построения правильной концовки является создание резюме, состоящего из основных положений речи. «Сначала расскажите публике, что Вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что Вы уже рассказали. Это следует делать, конечно, кратко, быстро, в виде резюме». Также для концовки можно придумать комплимент слушателям, но такой способ заканчивать выступление должен быть искренним, чтобы быть эффективным. Здесь не может быть места грубой лести. Только объективное признание заслуг, окрашенное положительным отношением, позитивным настроем. Правильный комплимент должен вызвать гордость (в хорошем смысле этого слова) в сердцах слушателей. «Когда Вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися». Это тоже вариант концовки выступления, и, если у оратора есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал и повод, этим нужно воспользоваться, так как «из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор».
Таким образом, из учета рассмотренных
выше социально-психологических особенностей
общения по радио и телевидению следует,
что о человеке судят на основании его
поступков, внешнего вида, того, о чем он
говорит и как он это говорит. Можно иметь
умные и добрые мысли, но это лишь
полдела. Вторая половина заключается
в том, чтобы суметь донести их
до окружающих, иначе от мудрости не будет
никакой пользы. Все великие люди,
когда-либо влиявшие на ход истории,
смогли сделать это благодаря публичным
выступлениям, и, если человек хочет изменить
что-то в этом мире, обучение ораторскому
искусству должно стать неотъемлемой
частью его жизни (на какое-то время),
ибо это искусство является
важным шагом на пути воплощения
мысли в реальность.
Основные принципы организации Радио- и телевизионной речи |
В условиях
открытости правосудия в радио- и телевизионных
передачах всё чаще можно услышать представителей
и судебной системы. Для многих этот вид
деятельности нов, а потому вызывает определённые
затруднения. Напомним основные составляющие
успеха в эфире. Успешность выступления на радио и телевидении в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи и, соответственно, требует от выступающего работы как над звучанием собственного голоса, так и над композицией речи. Рассмотрим основные принципы, которыми следует руководствоваться при выступлении на радио и телевидении. Принцип разговорности.
Восприятие устной
речи затрудняется при лексической
перегруженности. Если письменная речь
подразумевает развернутость
Передачи разговорного
жанра не терпят композиционной расплывчатости.
Они должны развиваться последовательно
и динамично, включать элемент новизны
(существует три типа новостей: новое о
неизвестном, новое об известном, формирование
нового отношения к фактам – в выступлении
рекомендуется совмещать их и комбинировать).
Классическим примером диалогизации, когда выступающий сам задает себе вопрос и сам дает ответ на него, может служить речь У. Черчилля 13 мая 1940 года в палате общин: «…Вы спросите, в чём наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе…Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом – победа…».
Набор формул прямого обращения достаточно разнообразен: «Я рад встрече с вами», «Мне очень важно знать ваше мнение». К разряду непрямых обращений относятся высказывания, которые можно определить как мы-высказывания. Ценность приема непрямого обращения заключается в том, что инициаторы общения говорят при этом не только от своего имени, но и от имени слушателей, выражая мнения и оценки, которые у них могут возникнуть (например: «Все мы находимся под впечатлением…», «Разве мы можем согласиться с …»).
Для того, чтобы речь
воспринималась как диалогическая,
важно, чтобы запланированная оценка фактов
и событий подавалась так, как будто она
сформировалась спонтанно в данный момент
времени в процессе взаимодействия, и
у аудитории создавалось впечатление
непреднамеренности сделанного сообщения.
Это достигается, в частности, указанием
на те эмоции, которые выступающий переживает
в данный момент: например, «Даже сейчас,
когда я вспоминаю об этом, я очень волнуюсь».
Воздействие на чувства слушателя (зрителя)
усиливает в нем сопереживание соучастия,
включает в размышление, которое происходит
в кадре и у микрофона.
Итак, краткость фраз
(на 14-15-м слове может наступить эффект
«порога внимания») и даже слов (очень
длинные слова трудно произносить), их
удобочитаемость и удобопроизносимость,
правильно поставленное ударение, расчленение
фразы при помощи интонации – необходимые
условия для полного усвоения информации
в теле- и радиопередачах.
В заключение разговора: не опасайтесь быть раскованным во время теле- и радиоинтервью - и вы прослывете искренним и привлекательным человеком. Н. Чаплинская |
Особенности общения с аудиторией радио и телевещания
Для того чтобы понять специфику радио и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Возможность учёта социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально-психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.
Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.
Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.
Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.
Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве — она рассредоточена психологически.» Люди становятся радио- или теле аудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.
В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей се совместно. Поэтому выступление должно не только привлекал» внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.
В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой — доверительность, неофициальность.
В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.
Итак, ясно, что аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.
Образ выступающего Не менее важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия зрителей/слушателей и т.д.
Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кадре или у микрофона.
Информация о работе Подготовка и выступления на радио и телевидении