Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:55, реферат
Первые мероприятия Советской власти в области художественной культуры. Среди первых мероприятий Советской власти в области изобразительного искусства была реорганизация художественного образования на демократических началах. В 1918 году па базе упраздненного Высшего художественного училища при императорской Академии художеств возникли Государственные свободные художественные мастерские в Петрограде, переименованные в 1921 году во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские).
Широко распространено мнение о том, что в проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды» «не было достигнуто каких-либо выдающихся художественных результатов».[10] Подобный взгляд безусловно субъективен. Большинство работ было выполнено исключительно талантливыми и высококвалифицированными скульпторами, среди которых были и выдающиеся, в будущем всемирно известные мастера: Меркуров, Коненков, Мухина, Карл Зале чьи работы (включая проекты для плана «монументальной пропаганды») высоко ценятся российскими искусствоведами.
Карл Зале, памятник Д. Гарибальди, Петроград
Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды» может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития отечественной скульптурной школы бесспорно.
О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина: «Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…».[11]
Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками: «Кому пролетариат ставит памятники.», «Тени забытых предков».[12]
[править]
В действии
Н. Андреев, Д. М. Осипов. Монумент Советской Конституции на Советской (Тверской) пл. в Москве. Бетон. 1918—1919. (Не сохранился)
К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 г. на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный Первой Советской Конституции, через пол года дополненный статуей Свободы[13]. По мнению некоторых исследователей монумент Советской Конституции — одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды»[14]. Однако, кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 г. его снесли при расчитске площади[15]. За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15.
Сегодня монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако, следует отметить, что перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств (включая литературу, театр и музыку: напр., в организации массовых зрелищ).
[править]
Памятники
С. Меркуров. Памятник Ф. М. Достоевскому в сквере больницы им. Ф. М. Достоевского в Москве. Гранит. 1911—1918.
Первое произведение после принятия декрета — памятник Радищеву, арх. Л. В. Шервуд, в Петрограде на Дворцовой площади. Открыт 22 сентября 1918 г. Отлив с этой статуи установлен в Москве на Триумфальной площади 6 октября 1918 года. (Не сохранились)
7 ноября 1918 года, в первую годовщину, открывают 19 памятников, в том числе:
«Маркс», скульптор А. Т. Матвеев
Рельеф «Слава павшим в борьбе за мир и братство народов», скульптор С. Т. Коненков, 1918. Для Сенатской башни московского кремля, сейчас в ГРМ.
«Маркс и Энгельс», скульптор С. Мезенцов. На площади Революции (не сохранился).
Памятник Достоевскому работы С. Меркурова (установлен первоначально на Цветном бульваре, сейчас — у больницы им. Достоевского)
К лучшим образцам русской мемориальной пластики принадлежит изваянное Лебедевой надгробие Бориса Пастернака в Переделкино (песчаник, 1965). Надгробие представляет собой стелу строгих форм с романтичным профилем поэта в технике углублённого рельефа. К 40-летней годовщине смерти Пастернака памятник работы Лебедевой, к тому времени нуждавшийся в реставрации, был заменён точной копией работы скульптора Дмитрия Шаховского.
Лебедевой же принадлежит портрет Пастернака, выполненный из известняка (1961—1963).
[править]
Творческая манера
В раннем творчестве испытала влияние импрессионизма, затем увлеклась кубизмом. С начала 20-х годов стремилась в своих работах «соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения». [1] Работы С. Д. Лебедевой отличает тонкий психологизм, обобщение и сложное структурное понимание натуры, что органично сочетаясь в пластике мастера, даёт самобытное, глубокое проникновение в выразительный внутренний строй личности портретируемого.
[править]
Семья
Была женой художника Владимира Лебедева.
[править]
Произведения
«Робеспьер» (рельеф, гипс тонированный, 1920);
«Краснофлотец-ударник Власов» (1931);
«Девочка с бабочкой» (1936);
«Портрет В. П. Чкалова» (1936—1939);
«Шахтёр» (1937);
«Фигура со знаменем (А. Г. Стаханов)» (1939);
Сарра Лебедева — автор проектов памятников Александру Пушкину (1937—1938), Феликсу Дзержинскому (1940), Антону Чехову (1944—1945) в Москве (не установлены).