Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:03, доклад
Заметное развитие получила и региональная печать. В 1901–1916 гг. в Харькове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Баку, Ташкенте и многих других городах выходили газеты и журналы различных типов, официальные и частные, органы различных партий и общественных групп. Только в Киеве, Одессе, Саратове, Иркутске выходило около 1400 изданий2.
В 1895–1917 гг. русская периодическая печать, с точки зрения идейно-политического направления, представляла весьма пеструю картину.
Вместе с тем она лишь вскользь говорила о том, что в борьбе с монархическим строем эсеры используют террористические методы. В течение 1902–1911 гг. эсерами было совершено более 200 террористических актов, завершившихся убийствами царских министров, губернаторов, генерал-губернаторов, градоначальников, начальников охранных отделений и других царских сановников3.
«Революционная Россия» выходила до декабря 1905 г. Официальным органом партии эсеров был также журнал «Вестник русской революции», вышедший в 1901 г. Он теоретически обосновывал взгляды эсеров и пропагандировал их революционные устремления. Оба эсеровских издания выходили за рубежом.
Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др. Только во время революции 1905–1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов4.
Именно такого рода газеты и журналы выражали интересы общественных классов и политических партий, оказывали идейное, политическое, психологическое и организационно-практическое воздействие на социально-экономическую и духовную жизнь народов России.
Первая российская буржуазно-демократическая революция привела в движение все слои общества, рождая общественно- политические предпосылки легализации социалистической журналистики. Поражение в войне с Японией не только усилило недовольство в массах, но и посеяло панику в придворных кругах. Законосовещательная булыгинская Дума не дала желаемых результатов.
Сентябрьская забастовка 1905 г., а затем октябрьская Всероссийская политическая стачка вынудили правительство пойти на уступки бастующим. Все шло к тому, что царское правительство вынуждено было дать свободу печати, собраний и союзов.
17 октября 1905 г. провозглашается Манифест, предоставлявший значительные политические свободы. Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря.
Ядро демократического лагеря, существовавшего к моменту принятия Манифеста 17 октября, составляли немногочисленные нелегальные политические партии. Однако с началом революции в этот лагерь влилось массовое рабочее и крестьянское движение. В демократическом лагере действовали различные силы. Их пресса отражала существовавшие серьезные программные и тактические разногласия, но провозглашала и общие цели: ликвидация самодержавно-феодальных пережитков, решение аграрного вопроса.
Лозунги, объединявшие интересы всех демократических сил, стали ведущими в легальной периодической печати социалистических партий России, возникшей после Манифеста 17 октября 1905 г.
Важное место в легальной журналистике России заняла печать РСДРП, вошедшая в систему социалистической прессы страны периода буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг. И хотя сложившиеся после II съезда РСДРП внутри партии две фракции – большевистская и меньшевистская – резко отличались по своему характеру, политическим, стратегическим, идеологическим, организационным принципам, обе они формально принадлежали к одной партии. Обе фракции во внутрипартийной борьбе опирались на свои издания, также формально считавшиеся органами РСДРП.
Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики.
В период наивысшего подъема революции, в период перерастания Октябрьской политической стачки в вооруженное восстание, 27 октября 1905 г. в Петербурге вышла первая легальная ежедневная большевистская газета «Новая жизнь». Она освещала революционную борьбу трудящихся, систематически агитировала за введение революционным путем восьмичасового рабочего дня, пропагандировала лозунги о союзе рабочего класса с крестьянством.
Борясь за осуществление основных требований буржуазно-демократической революции, большевики считали движущей силой не буржуазию, а пролетариат. Они поддерживали вооруженные выступления рабочих, крестьян, солдат и матросов, выступали за создание временного революционного правительства и Советов, вовлекали в политическую борьбу профессиональные союзы.
На страницах «Новой жизни» были опубликованы статьи Ленина о задачах партии в легальных условиях работы и отразившаяся на всей последующей деятельности партийной и советской журналистики работа «Партийная организация и партийная литература».
С появлением «Новой жизни» начался период открытого существования легальной революционной социал-демократической журналистики. В Москве выходит большевистская газета «Вперед», в Сибири – «Красноярский рабочий», в Киеве – «Работник», в Харькове – «Харьковский рабочий», в Тифлисе – «Кавказский рабочий листок», «Кайц» («Искра») на армянском языке, «Дро» («Время») на грузинском языке, в Эстонии – «Эдази» («Вперед») на эстонском языке.
Весной и летом 1906 г., после закрытия «Новой жизни», в Петербурге издавались легальные большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо». За годы Первой Российской буржуазно-демократической революции большевики основали 197 газет, журналов и бюллетеней. Главная линия, проводившаяся всей большевистской печатью, – дальнейшее развитие революции, вооруженное восстание, перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.
Выразителями другого, более умеренного направления в российской социал-демократии были меньшевики, представлявшие собой составную частью РСДРП. Их легальная и нелегальная пресса представляла собой также составную часть журналистики социалистических партий России.
Выходившая до октября 1905 г. «Искра» настойчиво разъясняла причины раскола в РСДРП, проводила мысль о «свободной» партии, о плехановском понимании аграрной программы российской социал-демократии, о движущих силах революции и т.д.
Образование после II съезда РСДРП двух фракций со своими политическими платформами привело к тому, что уже в 1904 г. меньшевики выпустили газету «Правда», просуществовавшую до 1906 г., а с лета 1905 г., и особенно после обнародования Манифеста 17 октября, выпустили еще около 20 легальных изданий – «Современная жизнь», «Московская газета», «Начало» и др.
Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных и субъективных причин. Выступая в легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания в ревизионизме марксизма.
В меньшевистских газетах выступал и Л. Троцкий, порвавший с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая фактически отрицала буржуазно-демократическую революцию как необходимый этап развития революционного исторического процесса. Это противоречило марксистско-ленинской концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.
Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.
В течение десятилетий в советской журналистике неоспоримой оставалась мысль о том, что единственной жертвой преследований царских властей были большевики и их печать. Объективность требуется сказать о том, что при всей умеренности меньшевистской прессы, ее склонности к реформизму, она также выражала революционные идеи, особенно до поражения декабрьского вооруженного восстания, а поэтому, как и большевистская, подвергалась гонениям со стороны властей.
В годы первой российской буржуазно-демократической революции в полную силу заявила о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных слоев крестьянства, так или иначе оказавшихся втянутыми в революционные события 1905–1907 гг.
В 1905 г. эсеры выдвинули из своей среды идеологов и публицистов, которые и составили ядро эсеровской журналистики, определяя ее направление, дух, характер и содержание.
Наиболее активно в этой революционно-демократической прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгард и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового народа и осуществить руководство им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.
Эсеры явились представителями крайне левой фракции сложившейся в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.
Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней сторонницей представителей русской революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей интересов труда. И все же «Голос» основным своим содержанием отражал суть эсеровской идеологии, ориентированной на крестьянство.
С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и др.
Вполне естественно, что над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер газеты конфисковывался. А 10 июня она была закрыта.
Одновременно с «Голосом» эсеры предприняли издание в Петербурге газеты «Дело народа», с первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 г. центральным органом партии эсеров становится «Знамя труда».
В годы буржуазно-демократической революции выходили легальные издания и других социалистических партий: народных социалистов, трудовиков, максималистов и др. Они выражали ненависть к самодержавию. Именно за эту революционно-демократическую направленность легальная пресса эсеров и трудовиков подвергалась жестоким репрессиям со стороны царской цензуры.
В народнической печати периода первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство», отметивший в 1905 г. свое 30-летие. Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний к тому же являлся редактором и официальным издателем журнала. Начало революционных событий в стране издание встретило многочисленными публикациями, посвященными годовщине смерти Н. Михайловского – одного из главных основоположников русской социологической школы. В них «Русское богатство» солидаризировалось со старой либерально-народнической доктриной, основу которой составляли отрицание капитализма, буржуазного государства, вера в особый исторический путь России.
Сотрудники «Русского богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыло. В. Короленко, преодолевший народнические влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом и крупнейшим демократическим публицистом. Большой интерес представляют его статьи, относящиеся к 900-м гг. и более позднему времени: «Девятое января в Петербурге», «Возвращение генерала Куропаткина» и др. Короленко занимал своеобразную позицию по отношению к большевикам и теории научного социализма. Многое он не принимал и со многим не соглашался. Но при всем этом он оставался правдивым писателем-реалистом, гуманистом, непримиримым борцом против всякого угнетения.
В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной либерально-буржуазной прессы. В конце января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался прежним: основные сотрудники, за исключением В. Короленко, стали организаторами новой трудовой партии народных социалистов (энэсов). «Русское богатство», став ее органов, заняло промежуточное место между эсерами и кадетами.
С тем чтобы расширить свое влияние в массах, социалистические партии в период революции 1905–1907 гг. взяли курс на дифференциацию своей печати. Выходили газеты для рабочих, крестьян, солдат, молодежи, как органы партий, Советов, профсоюзов. Вся социалистическая журналистика сложилась в систему, включавшую в себя издания различного типа. При этом характер прессы приобретал все более многонациональную структуру: газеты и журналы выходили на грузинском, азербайджанском, армянском, осетинском, аварском, литовском, латышском, эстонском, украинском и других языках.
В период поступательного развития революции в буржуазно-либеральном лагере произошли серьезные перемены. Либералы перешли в открытую оппозицию к самодержавию. Вместе с тем они боялись социального взрыва, предпочитали не радикальные преобразования, а компромиссные решения.
Информация о работе Периодическая печать России в начале XX века