Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 02:46, реферат
Проблематика парцелляции опирается на отнесение этого явления к числу синтаксических универсалий, стоящих на стыке языка и речи, связывающих коммуникативный и лингвотекстологический аспекты современного языкознания. Прием парцеллирования реализуется в художественных текстах разных эпох и стилей. При этом в последние десятилетия интерес к данному явлению со стороны лингвистов возрос. Это связано с актуальной тенденцией использования в письменной речи современных авторов элементов разговорного стиля.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА I. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАРЦЕЛЛИРОВАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Понятие парцелляции в синтаксисе русского языка…………………........5
Структура парцеллированных конструкций…………………………….....8
Семантика и функционирование парцеллированных конструкций.….....11
ГЛАВА II. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА
2.1. Парцелляция в современной газетной речи...………………...…………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....………………………………………22
Диалогичностъ.
Оценочность
Парцеллят нередко подчеркивает диалогичные части. В качестве средств, указывающих на принадлежность слова оппоненту, могут служить кавычки, прописные буквы и другие параграфемные средства: «Такое гуманное решение суд вынес потому, что выяснил: «Почти все дети сейчас здоровы и живут в благополучных семьях". Но что значит это ПОЧТИ? Отложили бы заседание еще на месяц. Да хоть на год! И чтобы все твари, которые продавали детей (а они их продавали), сидели в тюрьме. До тех пор, пока не выяснена судьба не ПОЧТИ всех детей, а каждого ребенка. (Жизнь № 70, 2002)». Выделение чужого слова прописными буквами, использование союза не... а, первая часть которого отрицает мысль оппонента, а вторая - утверждает точку зрения автора, - все это средства проявления диалогичности данного отрывка (придаточной части), интонационно выделенного в самостоятельную фразу.
Диалог может быть игровым, например: «Философы веками борются над решением проблемы отцов и детей. А депутаты Мосгордумы уже придумали, что нужно сделать, чтобы добиться мира между поколениями. Решение оказалось простым, как все гениальное: и родителям, и детям надо дать в руки... карты. Но вы не то подумали — не игральные. А так называемые «карты социальной безопасности». Примерно в 2005 году ими снабдят каждого московского подростка (Московский комсомолец № 91, 2002)».
Парцеллят способен усиливать диалогичность вопросительного и побудительного типов. Вопрос приглашает читателя к соразмышлению: «Можно, конечно, отказаться от всяких попыток привить юной человеческой поросли, в том числе и отнюдь не безнадежной ее части, хотя бы приблизительное представление о том, "что такое хорошо, что такое плохо"... Но правильно ли это? (Литературная газета № 50-51, 2001)».
Парцеллят (часть ремы) содержит номинацию, которая становится темой (частью темы) следующего предложения, и таким образом осуществляется связность, тематическая прогрессия. В одном случае местоимение следует за словом-названием: «Но самое интересное в технологии производства напитков от "Столичного Треста" - это рецептуры. И люди, которые их создают. Они точно знают, в чем секрет неугасающей популярности водки (Московский комсомолец № 292, 2002)». Парцеллят реализует эффект усиленного ожидания, становится игровым приемом, интригующим читателя: «Далее я направилась в тренажерный зал. И увидела его! Инструктор — очень эффектный брюнет с огромными карими глазами и великолепным телом! (Смена № 214, 2002)».
Композиция (сильные позиции текста). Выделительная функция парцелляции регулярно проявляется в сильных позициях текста: заголовке (и подзаголовке), вводке и зачине, концовке. Парцелляция в заголовке - важное средство реализации его рекламно экспрессивной функции (привлечение читателя). Отмечается, что «парцелляция газетных заголовков становится все более свободной, разрыву подвергаются разнообразные синтаксические связи». Прежде всего обращает на себя внимание использование парцелляции в приемообразующей функции (парцелляция - обязательное условие образования каламбура): «Девчонкам снятся звезды. На погонах (Трибуна, 6. 09. 2001; о девушках курсантках)» (ср.: Девчонкам снятся звезды на погонах).
Выполняя
рекламную функцию, парцеллированный
заголовок задает психологическую окрашенность
(положительную или отрицательную) текста:
«Были независимы. От скуки и унынья!
(Белгородская правда № 84, 2002; о городском
празднике); На работу, как в бой. Последний...
(Белгородская правда № 79, 2002; о производственном
травматизме)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Парцелляция представляет собой явление историческое, наблюдаемое в языках романской, германской и славянской групп, начиная с самых ранних литературных произведений, написанных на этих языках, и встречается как в разговорной речи литературных персонажей, так и в авторском повествовательном тексте. Предпосылки к возникновению парцелляции в разговорной речи и в авторском повествовательном тексте различны. В первом случае - это спонтанный и эмоционально окрашенный характер разговорной речи, который предопределяет парцелляцию во все периоды функционирования языка. Во втором случае, т.е. на уровне авторского текста, природа парцелляции, точнее, первопричина, не одинакова для языка XII - ХIIIвв. и для языка XIX - XX вв.: в первом из этих периодов парцелляция носит грамматико-психологический характер - служит для упрощения сложных перенасыщенных структур, а во втором, и особенно в языке второй половины XX века, вызывается в основном причинами стилистическими - интенсивным проникновением синтаксико-стилистических норм разговорной речи в авторский повествовательный текст.
Прием
парцелляции, хорошо известный газетно-
Стилистический
и текстовый потенциал парцеллятов богат.
Парцелляты содействуют выражению текстовых
категорий информативности, оценочности,
диалогичности, образности и решению многих
стилистических задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Парцеллированные конструкции как стилистический прием