Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.
При запросе «молодежные сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория».
Электронная молодежная газета «Территория» (http://www.mterra.ru) была зарегистрирована, как СМИ в середине 2001 года в городе Барнауле. Сайт создавался на базе общественной организации «Молодые журналисты Алтая» как творческая площадка для молодых журналистов: школьников, абитуриентов и студентов факультета журналистики. Тематика статей довольно обширная: от анонсов культурных событий города до спортивных увлечений, учебы и странички о сексуальных проблемах молодежи. Основной девиз издания: «молодежь пишет о том, что её интересует». Этому девизу и подчинены все рубрики газеты: Армия, Боди-арт, Граффити, Здоровье, Игры, Карьера, Культура, Мода, Музыка, Образование, Общество, Отдых, Политика, Право, Профессия, Природа, Психология, Секс, Спорт.
Основной жанр – информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и т.д. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии, эссе и др.
Однако благодаря широким возможностям Интернета в области обратной связи с читателями на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр, в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины – интерактивности.
Электронные издания для женщин с трудом поддаются определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В Рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохими изданиями.
К сожалению, на данном этапе времени в сетевой прессе для женщин доминируют некачественные и непрофессиональные издания. И нарастающую тенденцию к улучшению качества сетевых изданий для прекрасной половины человечества должны поддержать прежде всего законодательно. Думается, что следует ограничить доступ к издательско-редакторской деятельности в сети и ввести обязательную регистрацию сетевых изданий.
Женский интернет-журнал Missus.Ru мало чем отличается от огромного количества весьма посредственных интернет-изданий для женской аудитории (здесь мы не говорим о сетевых версиях популярных печатных изданий). Missus.Ru является подразделением холдинга интернет-ресурсов "Правда.Ру", который был создан в январе 1999 года. По рубрикам Missus.Ru больше напоминает печатное издание. Среди жанров представлены: заметка, комментарий и обозрение. Активно используется жанр памфлетов, через который передаются женские истории. Также в числе основных разделов: «Сонники», «Тесты» и «Гороскопы». Что ж, массовое издание.
Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр – интернет – дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине – блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com. В настоящее время некоторые блоггеры развились до такой степени, что в профессиональном журналистском сообществе всё чаще возникают дискуссии на тему реальной конкуренции между СМИ в классическом представлении и блогосферой.
Livejournal, или «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, который хорошо прижился на российской почве. По определению, данному на странице гильдии Интернет-журналистики Медиасоюза. «LiveJournal - «Живой журнал» был создан для того, чтобы дать возможность вести личный дневник, открывая записи сколь угодно детализированному кругу друзей, но довольно скоро превратился в гибкий инструмент, незаменимый для совместной работы над различными проектами. Существует русская версия клиента».
За этими скупыми словами скрывается море личных впечатлений сотен тысяч пользователей этой коммуникационной системы, дающей возможность обмена впечатлениями и интернет-публикаций без всяких хлопот благодаря удобному интерфейсу добавления сообщений и изображений. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек». Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам дневников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа – информационного издания одного журналиста. Символом этого феномена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня Живой Журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок – лид – зачин – подробности). Однако, этот жанр интернет – журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что за интернет-дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.
Заключение
В заключение подведём итоги и тезисно ещё раз обозначить основные положения настоящего исследования.
Проблема жанровой классификации
и жанрового разнообразия обсуждается
как в серьезных научных
Однако сетевые газеты и журналы развиваются гораздо быстрее. Окончательное утверждение электронных сетей как нового вида СМИ произойдет уже в ближайшее десятилетие. Уже сейчас многие миллионы людей используют сетевые издания в качестве первоисточника информации. А некоторые сетевые газеты могут конкурировать по популярности даже с федеральными каналами.
Вместе с тем в
журналистике продолжается эволюция жанров.
Под влиянием творческой мысли автора
возникают новые формы
В новой среде всемирной паутины жанровая структура журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, в системе жанров стали образовываться новые виды, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов?
Такие свойства определили и жанровые особенности многих сетевых изданий. При этом структура жанров во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» и «Ytro.ru». Более половины публикаций написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью.
«Lenta.ru» - газета с ежедневным обновлением материала, некоторые из них представлены в рубрике «лента новостей». Самые яркие материалы номера располагаются на главной странице с фотографиями. Представленные в форме краткой аннотации (или лида) они заканчиваются гиперссылкой, щелкнув на которую посетитель может либо прочитать до конца заметку, либо попасть на страницу уже аналитического материала на эту же тему. Таким образом, в сети осуществляется трансформация жанра по одной тематике. Правда, контент электронного издания не сильно отличается от печатного аналога этого типа: новости экономики, политики, музыки, искусства и т.д. Но здесь не содержится сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть той развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Связь с читательской аудиторией электронная газета поддерживает посредством форумов и чатов, круглосуточно работающих при издании. Особенностью этого издания являются публикации особого жанра, которому можно присвоить понятие - биография. Лентапедия – проект внутри «Ленты.ру» - это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире.
Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет-газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лентой.ру», отличается лишь дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используются: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.
Специальной рубрикой на
сайте отмечена ссылка на пресс-релизы,
в которых собрана вся
Мы также рассмотрели два достаточно узконаправленных издания: женский журнал Missus.ru и молодёжная газета «Молодёжная территория» (mterra.ru). Их наполнение довольно любопытно и, в целом, соответствует запросам целевой аудитории. Жанровое своеобразие отражает задачи, которые стоят перед изданиями. Так, молодёжи важно получить ответы на вопросы связанные со здоровьем, взрослением, половой жизнью и т.д. Для этого на mterra.ru существуют соответствующие рубрики и возможность интерактивной коммуникации между читателями и специалистами. По мнению издателей, для большинства женщин основной движущей силой в жизни является сила интуиции и полумистических переживаний. Такой вывод можно сделать, исследовав только названия рубрик на сайте Missus.ru («Сонники», «Психологические тесты», «Гороскопы»). Кроме этого, чрезвычайно важными являются выстраивание межличностных отношений в семье и светские хроники. Думается, если на рынке медиа-продукции существует подобное предложение, то существует и соответствующий спрос.
Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По сути дела, Livejournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек».
Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам дневников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа – информационного издания одного журналиста. Символом этого феномена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в сетевых дневниках с другими публикациями, то по жанру они больше напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок – лид – зачин – подробности). Однако, этот жанр интернет-журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет-дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.
Аудитория сетевых изданий растет очень быстро и такими же темпами возрастает желание получать все больше интересной информации в виртуальном пространстве. И в тоже время увеличивается конкуренция между изданиями, которая влияет на их качество.
Анализ сетевых изданий показал, что нынешние сетевые издания пока мало отличаются от своих бумажных аналогов. Поэтому для улучшения Интернет-журналистики следует глубже изучать специфику сетевых СМИ, отслеживать трансформацию жанров, и выработать терминологический аппарат для характеристики жанров web-публикаций. Такими представляются перспективы дальнейшего изучения темы.
Список литературы
Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий