Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является радиовещание.
Предметом курсовой работы является особенности и отличительные черты радио.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средствоа массовой информации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть эстетические основы радиовещания;
2. Рассмотреть особенности и отличительные черты радио.
1.Введение…………………………………………………………………….....2
2.Глава 1. Основа радиовещания ……………………………………………....4
3.Глава 2. Особенности и отличительные черты……………………………...9
4.Приложение…………………………………………………………………...19
5.Библиографический список…………………………………………….........22
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Глава 1. Основа радиовещания ……………………………………………....4
3.Глава 2. Особенности и отличительные черты……………………………...9
4.Приложение………………………………………………
5.Библиографический
список…………………………………………….......
Введение.
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
Из всех
СМИ радио является самым удобным
(«неприхотливым», «комфортным») для
восприятия аудиторией. Слушание радио,
как правило, не требует отказа от
повседневных дел, его можно совместить
и с производственной занятостью,
и с бытовыми реалиями (уборкой
квартиры, хозяйственными делами и
т.п.). Колоссальную часть аудитории
радио во всех направлениях вещания
- от музыкальных программ, новостных
выпусков до передач литературно-
Тема актуальна, так как в структуре современных
СМИ радио остается наиболее оперативным.
Ни телевидение, ни кинематограф даже
на рубеже XXI века не обладают техникой,
позволяющей без предварительной подготовки
выходить в эфир из любой точки земного
шара с рассказом о событии и явлении любого
характера уже в момент начала этого события.
Соответственно это обстоятельство облегчает
приглашение к микрофону в качестве комментаторов
наиболее актуальных и социально значимых
фактов и явлений представителей общественности,
государственных деятелей, авторитетных
людей во всех областях знаний и, конечно
же, самих участников событий.
Объектом
данной курсовой работы является радиовещание.
Предметом курсовой работы является особенности
и отличительные черты радио.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности
и отличительные черты радио как средствоа
массовой информации.
Исходя из поставленной цели, необходимо
решить следующие задачи:
1. рассмотреть эстетические основы радиовещания;
2. Рассмотреть особенности и отличительные
черты радио.
Глава 1. Основа радиовещания
Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акус-тичность радио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания.
Говоря о содержании термина «радио язык», неверно отождествлять его с одной из составляющих – только со словом. Значение этого термина значительно шире, оно охватывает сложную структуру звуковых элементов, формирующих содержание и структуру любого радиосообщения, т.е. включает в себя как равноправные речь, музыку и шумы.1
Человек живет в мире звуков и зрительных образов, и на первых порах своего существования массовая коммуникация востребовала лишь малую долю возможностей его аппарата восприятия.
Известно,
что самую большую часть
Поэтому
возникновение аудиовизуальных
массовых средств – радиовещания,
а позже и телевидения –
распахнуло аудитории дверь в
полифонию и многоцветие
Звук, звуковое
общение обладают богатейшими возможностями
воздействия на рациональную и эмоциональную
сферы человеческого сознания. Ораторы,
поэты, музыканты, педагоги, психологи
с давних времен и до наших дней
анализировали механизмы
Голос – тончайший инструмент межличностного общения. Вот почему в звучащей речи слово несет в себе неизменно больше эмоциональной и семантической информации (впрочем, эти две стороны сообщения испытывают непрерывное взаимовлияние), чем в речи письменной: ведь звучание позволяет словесным образам воплощать и передавать чувства, переживания и настроения непосредственно, интонационно, подобно тому, как это делает музыка.
Звуковые сообщения способны производить в человеческой психике, подсознании и сознании потаенные, скрытые, внутренние эффекты, механизм которых еще не до конца познан наукой. Они активизируют сферу воображения.
Основной
принцип вещателя, как и коммуникатора
любого другого массового канала,
– минимизация усилий аудитории
на доступ к информации. С точки
зрения технического обеспечения доставки
сообщений для радиовещания это
означает, что в любом месте
расчетной «покрываемой» зоны сигнал
станции должен быть мощным и устойчивым,
чтобы мог без помех
Затраты на техническое функционирование канала и производство программ составляют основные статьи расходов и оплачиваются вещателем.
Особенность
доставки радиосообщения состоит в
том, что оно не может быть «продано»
конечному потребителю-
Основными
источниками средств для
Восприятие
радиопередачи – динамичный процесс,
находящийся под влиянием многих
психологических факторов. Слушание
радио для аудитории, как правило,
не только не единственное, но чаще всего
второстепенное занятие (это природное
ограничение радио –
Обычно выделяют следующие типы слушания радио.2
Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио нечто отвечающее в данный момент его духовной потребности и эмоциональному состоянию. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.
В зависимости от полноты удовлетворения интереса активизируются различные механизмы внимания человека, возникают другие типы слушания.
Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его.
Выборочное, или селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.
Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в общении аудитории с радио.
Названные типы слушания не всегда можно вычленить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные способы контакта аудитории с радиостанцией непрерывно взаимно переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному.
В приведенных характеристиках типов общения радио и аудитории постоянно используется слово «внимание». Без этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о последнем звене коммуникационной цепи, которое обозначается как «получатель сообщения».
Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя.
В практике
вещания прослеживаются разные тенденции
в отношении к звуковому
Глава 2. Особенности и отличительные черты
Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней. Любое жизненное событие, социальное или культурное явление многогранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главном сначала самого журналиста, а потом и аудитории.
В некоторой степени выбор темы уже предопределен специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. У каждой радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.
Таким образом, выбор редакции – первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой главной проблемы – процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт.
Часто
возникает ситуация, когда молодой
и бесспорно талантливый
Часто в таких случаях говорят, что исчерпана тема. Но это не так, исчерпана не тема – исчерпано знание журналиста об этой теме. Например, если корреспондент работает на радиостанции, обращенной к женской аудитории, он обязан тонко разбираться во всем, что именуется «женским вопросом», знать его многовековую историю, развитие, сегодняшнее состояние как у нас в стране, так и за рубежом. В противном случае (как произошло, например, в освещении «дела» Моники Левински – этот роман президента США с практиканткой в Белом доме занял огромное место в журналистике конца XX века) легко сбиться на одно лишь радостное пустословие, оставляя в полном неведении свою аудиторию относительно тех глубинных процессов феминистской революции, которые происходят сегодня в мире, и в частности в Америке, со всеми ее плюсами и минусами.4
Информация о работе Особенности и отличительные черты радио от других средств СМК