Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
И ЭКОНОМИКИ
Кафедра:
Журналистики
ИCиУСП
Контрольная
работа
По курсу:
«Работа в кадре и эфире»
Общественные
функции телевидения
Выполнил студент 4 курса
Группы 5206
Факультета Журналистики
Научный руководитель: Коняева Ю. М.
Дата сдачи:_________________________
Оценка:____________________________
Подпись руководителя:_______________
Санкт -
Петербург
2011 год
Введение
Ушедший
XX в. подарил человечеству атомную
энергетику, искусственные спутники,
персональные компьютеры и множество
других научно-технических достижений,
крупных и мелких. Среди них важнейшую
роль для решения информационных, культурных,
пропагандистских и даже военных задач
играет телевизионное вещание.
При создании новой программы
авторам очень важно обратиться «по адресу»
– на тот канал, функциям которого соответствует
новый замысел. С передачей, преследующей
культурно-просветительские цели, надо
идти на канал «Культура» или иной государственный
либо муниципальный канал, а вовсе не на
коммерческое ТВ, провозгласившее формулу
«информация плюс развлечение». Можно,
конечно, ухитриться и «развлекая – поучать»,
как советовала писателям еще императрица
Екатерина II. Тогда перед новой программой
надо ставить именно такую «сверхзадачу».
1.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
Назначение всех средств массовой
информации – удовлетворение
информационных потребностей человека,
общества, государства. Это относится
и к телевидению, которое отличается
лишь тем, что способно распространять
информацию полнее, быстрее, достовернее
и эмоционально более насыщенно, нежели
радио или печатные СМИ. Говоря об информационной
функции телевидения, необходимо, вероятно,
ограничиться узким и конкретным толкованием
самого понятия «информация». Регулярное
получение людьми экономической, политической,
социальной и культурной информации в
современном мире стало нормой жизни.
Отсюда проистекает тот факт, что информационные
программы являются опорными точками
сетки вещания любой телекомпании, а все
остальные передачи располагаются в интервалах
между выпусками новостей. Особого рассмотрения
требует акцентированное обращение телеинформации
к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным
конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам
и т.д. Можно объяснить это явление погоней
за сенсационными материалами ради повышения
зрительского интереса, поднятия рейтинга
и, соответственно, прибыльности вещающей
компании. Однако, признавая этот фактор,
необходимо отметить и другое. Для любой
системы - от технического устройства
до биологического организма и человеческого
общества важна информация именно об отклонениях
от нормы. Машина сообщает об этом включением
соответствующего индикатора, живой организм
– болевым ощущением. Стремление отражать
ненормативные явления в жизни общества
можно считать таким «индикатором», «болевым
ощущением» социума. Эту информативную
функцию и выполняют телевизионные выпуски
новостей. Это общемировая практика, которая
не допускает подмены информации агитацией.
Другое дело – найти необходимую тональность
для сообщений о катастрофах и войнах.
Мировой стандарт, проверенный десятилетиями:
выпуск новостей, невзирая на обилие новостей
плохих, не должен оставлять у зрителей
настроения подавленности и безысходности.
Все хорошо в меру. Для оперативного освещения
событий такого рода, о которых, естественно,
ничего не известно заранее, необходимы
три условия: профессионализм сотрудников,
техническая оснащенность телекомпании
и высокий уровень организованности.
2.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ФУНКЦИЯ
Любая телепередача в какой-то мере
приобщает человека к культуре. Даже информационные
программы демонстрируют зрителю участников
событий, ведущих, их стиль общения, степень
грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские
установки и напрямую, и как отрицательный
пример. В большей степени эталонно воспринимаются
ведущие программ. Этот факт, кстати, был
и остается поводом для тревоги телевизионных
критиков, так как появление множества
телеканалов разного уровня породило,
в свою очередь, обилие малокультурных
и недостаточно грамотных ведущих. Естественно,
что культурно-просветительскую функцию
ТВ выполняет трансляция любых культурных
мероприятий: спектаклей, концертов, кино-
и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории
к искусству посредством телевидения,
нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность»
такого знакомства с прекрасным, однако,
следует признать: для огромного множества
людей это едва ли не единственная возможность
познакомиться с теми или иными произведениями
искусства. В культурно-просветительских
программах очень часто присутствует
элемент дидактики, назидательности. Задача
авторов – сделать его ненавязчивым, предельно
деликатным.
3.
Интегративная функция
Все СМИ поддерживают нормальное
функционирование общества, на которое
распространяется их воздействие.
Определенная общность людей, составляющих
аудиторию телевизионного СМИ, складывается
уже из того факта, что некое количество
людей сознательно смотрит ту или иную
программу. Задача телевидения - развитие
этого ощущения сопричастности каждого
ко всем. Усиление общих для аудитории
ценностных установок (на общечеловеческие,
общенациональные и др. системы ценностей),
как и противодействие деструктивным
в отношении общества тенденциям, должны
быть доминантой ТВ, как и любого другого
СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной
функции ТВ значительно усложняется там,
где сложен состав зрительской аудитории:
в национальном, конфессиональном отношении.
Необходим также учет интересов различных
социальных и возрастных групп.
4.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ
Выполнение этой функции предполагает
прямую вовлеченность в ту
или иную систему воздействия
на население, на пропаганду
определенного образа жизни с
соответствующим набором политических,
моральных и духовных ценностей. Степень
этой вовлеченности и мера воздействия
ТВ на аудиторию в плоскости выполнения
этой функции зависят от той системы, в
которой действует данное телевизионное
СМИ. Если под системой подразумевается
государство, то от характера данного
государства, степени его демократичности
и т.д. Впрочем, даже в самых демократических
государствах телевидение в значительной
части своих программ служит проводником
государственной политики. Так, лозунгом
Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать.
Поучать. Развлекать». Политика всегда
первична, по отношению к пропаганде, которая
ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества
телевидения (или отдельно взятого журналиста)
с государством нет ничего аморального:
в том случае, если не аморально это государство.
Наиболее очевидно управленческая функция
ТВ может быть реализована в информационных
и других общественно-политических программах.
О ТВ говорят как о средстве контроля народа
за действиями властей (говоря языком
телевизионной терминологии - аудитории
за системой). Особенно сильно подобное
отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности
у населения постсоветских государств.
Люди ждут реакции властей на критические
выступления, касающиеся тех или иных
явлений жизни, по инерции, доставшейся
от советской системы, в то время как СМИ
– лишь способ донести информацию об этих
явлениях до своей аудитории.
Дальнейшее зависит уже не
от СМИ, выпадающего из цепочки,
где остаются лишь власть и
народ. Так что, идеал беспристрастности
и независимости обречен оставаться
лишь идеалом. Кто платит – тот и заказывает
музыку. Управленческая функция телевидения
(как и любого другого СМИ) не обязательно
действует в схеме «государство – СМИ
– народ». Телевизионным средством массовой
информации могут управлять те или иные
партийные, финансово-олигархические,
региональные и т.п. группировки.
5.
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ
Без сенсаций, без лишнего шума
организаторскую функцию осваивают
кабельные микро районные телестанции,
которые ближе всего к своему
зрителю и, возможно, поэтому более
ответственно общаются с ним. На юго-востоке
Москвы малые телецентры стали своеобразными
центрами общественного самоуправления
(организация различных праздников и выставок,
ярмарки распродаж). В небольших городках
США проводятся опыты использования так
называемого интерактивного (двустороннего)
кабельного ТВ. Нажатием кнопок на своем
телеприемнике зритель голосует за то
или иное решение, предложение, идею. Организация
таких опросов – вполне реальное общественное
действие. По мнению американских исследователей,
интерактивное телевидение сможет в недалеком
будущем взять на себя часть функций громоздких
ныне муниципальных советов. Появляется
возможность устраивать местные референдумы
по любому вопросу, выясняя мнение всех
жителей сразу.
6.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Непосредственно не относится
к сфере журналистики, предполагая
регулярные циклы дидактического
материала в помощь лицам, получающим
образование.
Крупнейшие ученые, лучшие специалисты
преподают в телеуниверситетах
мира. Существуют платные университеты,
высылающие зрителям тексты телелекций
и выдающие дипломы после сдачи экзаменов.
Телевидение способно помогать обучающимся
в обычных школах и вузах, устраняя противоречие
между все более массовым характером образования
и дефицитом талантливых педагогов-ученых.
Безусловно, хороший преподаватель, показанный
на экране, лучше плохого в аудитории.
Для обучения на дому, как и для приобщения
к социуму, весьма перспективна двусторонняя
телесвязь по кабелю. Но и накопленный
в нашей стране многолетний опыт телевизионной
подготовки поступающих в вузы показал,
что телекурсы эффективнее обычных подготовительных
занятий.
Учебные передачи транслируются,
как правило, по специально
отведенному для этой цели
каналу. Их отличает системность,
периодичность, связь с учебными программами
соответствующих школ, колледжей, вузов.
В бывшем СССР учебные передачи велись
по отдельному каналу Центрального телевидения.
С увеличением числа кабельно-спутниковых
телевизионных систем весьма вероятным
представляется возвращение телевизионной
учебы на российские экраны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осмысление социальных функций
телевидения как средства массовой
коммуникации в обществе поможет
журналисту точнее определить
свое собственное место, свои
профессиональные задачи, свою роль.
Журналист должен постоянно учитывать,
с одной стороны, интересы аудитории, а
с другой – цели, поставленные руководством
вещательной организации. В отечественной
тележурналистике традиционно считается,
что-то и другое, в общем, совпадают как
в прошлом «монолитно-едином» обществе,
так и при современной ориентации телевидения
на реальные интересы зрителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- СМИ в социалистическом
обществе. М: Политиздат, 1989 г.
- Актуальные
проблемы совершенствования СМИ. СПб,
2003 г.
- Системность
в изучении массовых информационных процессов.
–М: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986 г.
- Основы телевизионной
журналистики. Москва, 2001 г.