Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:50, реферат
Проблема свободы печати возникла с появлением самой печати и продолжает преследовать нас в течение столетий, ибо любая социальная сила требует максимум свободы для себя и резко реагирует на ущемление своих прав. Прежде всего, стоит дать определение понятию свободы: это возможность принимать решения самостоятельно, без принуждения в выборе способов деятельности и ее направленности. Наоборот несвободные СМИ: их деятельность (включающая в себя цели и результаты) ведет к регрессу и опошлению общества, к нарушению законов и пропаганде антигуманности.
Журналист решает проблему свободы своей деятельности в то время, когда на основе своей творческой позиции определяет характер своей профессиональной деятельности, когда выбирает или создает издание определенно-творческой направленности.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
Кафедра Экономики и Менеджмента.
Работа № 1 по курсу
«Ведение в теорию журналистики»
на тему: «Система принципов журналистики»
«О свободе и принципах современного журналиста»
студентки первого курса, группы номер 108
Алекссева Н П
Преподаватель
Проблема свободы печати возникла с появлением самой печати и продолжает преследовать нас в течение столетий, ибо любая социальная сила требует максимум свободы для себя и резко реагирует на ущемление своих прав. Прежде всего, стоит дать определение понятию свободы: это возможность принимать решения самостоятельно, без принуждения в выборе способов деятельности и ее направленности. Наоборот несвободные СМИ: их деятельность (включающая в себя цели и результаты) ведет к регрессу и опошлению общества, к нарушению законов и пропаганде антигуманности.
Журналист решает проблему свободы своей деятельности в то время, когда на основе своей творческой позиции определяет характер своей профессиональной деятельности, когда выбирает или создает издание определенно-творческой направленности. Проблема свободы принятия решения чрезвычайно сложна даже в том случае, если журналист думает, что он в праве делать всё, что он хочет. Это происходит оттого, что реализация этой свободы наталкивается на ряд существенных препятствий (физические, юридические, этические).
Чтобы понять, где начинается и заканчивается свобода СМИ, следует смело изобразить её эволюцию через исторические типы журналистики:
1. Феодально-монархическая: преследует цель укрепления монархии в период формирования мощных централизованных государств. Этот тип стал складываться после появления первых газет.
2. Религиозно-клерикальная: проповедник господствующей идеологии на основе религиозного мировоззрения в эпоху феодолизма. Также является союзником феодально-монархического типа.
3. Буржуазная: возникая на фоне антифеодальной борьбы, идеологически готовила победу буржуазных революций. Эта журналистика отражает динамику развития капитализма через экономическую и социальную системы, с их идеологическими концепциями.
4. Социалистическая: возникла с развитием групп, выступающих за интересы и права трудящихся. На фоне этого типа СМИ из него выделяют другие:
Социал-демократическая ветвь: приняли демократические правила, стремясь реформистским путем вводить преобразования
Коммунистическая: первоначально преследовала цели революционной борьбы против старого мира, базируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистического выбора. Но постепенно вследствие тоталитарного режима СМИ нарушали свои принципы, теряя доверие масс.
5. Переходный период в развитии Российского общества: с 1985 г.(Перестройка) возрождение демократических норм.
6. Век информации: цивилизация 21 века = информационное общество, поэтому и народы внутри нее взаимосвязаны 4 сферами жизни общества, вследствие глобализации мира.
Существует три состояния (фактора) свободы СМИ: экономическое, юридическое и социально-творческое. Данная система понятий свободы (её структура) может быть представлена в схеме:
Экономические факторы свободы СМИ:
Стартовые затраты: зарплата сотрудникам, аренда помещения и т.п. (необходимы при подготовке к выпуску газеты, журнала, созданию теле- или радиопередачи, создании агентской службы информации т.е. при учреждении определенного вида СМИ)
Спонсор или коммерческие структуры, во владении которых находится СМИ, не имеющее материальных условий для самостоятельного учреждения, диктуют свою информационную политику. Но чаще всего СМИ ищет близкие себе по взглядам соц.-экономические институты.
В условиях рыночной экономики функционирование СМИ проходит в стремлении превышения доходов над расходами. Основные доходы идут от потребителя информации, но в условиях конкуренции порой приходится стремиться к минимизации цен.
Государство располагает разными возможностями воздействия на экономическое положение СМИ (льготы). Разумеется, приоритет не будет отдан инокомыслящим, с точки зрения власти, СМИ. Государственные СМИ опираются на средства госбюджета, поступающих от налогоплательщиков. Но в этом случае данные СМИ обязаны озвучить разные точки зрения и вести культурно-рекреативную деятельность в интересах всех слоев общества. Вспоминая недавний случай в США, мы можем проследить, как ограничивается экономическая свобода СМИ: «Верховный суд США отказал Федеральной комиссии по связи во введении правил, разрешающих одной компании одновременно владеть телеканалом и газетой в одном регионе или иметь более одной теле- или радиостанции на одном региональном рынке «…» Решение Верховного суда было одобрено Союзом потребителей. По мнению организации, оно является большой победой для тех, кто считает, что «конкуренция в области новостей способствует их многообразию»» (сообщает Warc.com). Т.е предотвращая монополию в журналистики правительство США тем самым сокращает доходы СМИ и ограничивает их материальную независимость.
Реклама составляет значительную часть доходов СМИ (плата за нее от рекламодателей составляет до 80 процентов, а для бесплатных изданий - все необходимые средства, если нет иных источников дохода).
Антимонопольное законодательство: аудитории предоставлен выбор между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение манипуляции массовым сознанием, уничтожение произвола цен, повышение культуры обслуживания.
Таким образом, экономически свободное СМИ- СМИ, которое решает свои экономические проблемы без постороннего вмешательства (если доход больше расхода), но это происходит крайне редко на сегодняшний день. Поэтому принято говорить, что путь экономической свободы СМИ- это объединение фирм, включающих в себя ряд информационных институтов.
Юридические факторы свободы СМИ:
Свобода журналиста регламентируется законодательством то есть действием в рамках необходимости, не приступающим закон (в условиях существования государства, регулирующего жизнь на основе законодательства). Существует три концепции юридической стороны свободы журналиста:
1. Авторитарная (крайнее выражение: тоталитарная) - пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие.
2. Полная свобода печати - освобождение прессы от всякого контроля со стороны государства.
3. Концепция ответственной свободы - правовое регулирование деятельности журналиста при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности.
В связи с проблемой свободы СМИ следует выделить запрещенные действия, трактуемые как злоупотребление свободой журналистом:
Охрана интересов государства (во многих странах существуют спец.акты, регулирующие свободу СМИ в отношении власти- к примеру законодательство о военной и государственной тайне.
Охрана прав и законных интересов человека (в соответствии с декларацией прав человека, принятой ООН)
Границы свободы то есть права и обязанности СМИ (не допускается злоупотребление свободой журналистом в соответствии с конституцией. Но с другой стороны законом о СМИ устанавливается ответственность и за ущемление свободы деятельности журналистики, к примеру, цензура)
Социально-творческие факторы свободы СМИ:
Считается, что социально-творческая свобода проявляется в полной мере в момент подачи фактов журналистом. Но и здесь снова возникают препятствия: а свободен ли журналист сообщать неточные сведения, провоцируя тем самым гибельные последствия? Для ответа на этот вопрос следует выделить ряд факторов:
Необходимость - вмешательство в деятельность людей объективной и субъективной необходимости (отражения закономерных связей между явлениями, определяемых четкими причинами) порождает ограничители (законы природы и общества) свободы. Так как необходимость и свобода взаимосоотносимые факторы, то можно согласиться с мнением Прохорова о том, что «свобода есть познанная необходимость» из которой вытекает «проникновение в необходимость с целью постижения истинно-свободного творчества».
Интуиция - помогает осознать необходимость, но следует помнить, что в ее основе лежит система знаний (информация).
Творческое использование знания законов действительности - открывает простор для свободной деятельности в сфере СМИ.
Высокая ответственность журналиста – при творческом использовании знания на практике по отношению к обществу.
Социальная позиция – фактор, регулирующий меру свободы СМИ.
Оптимальные решения – фактор, регулирующий меру свободы творчества и меру ответственности.
Прогрессивность СМИ – действие их в пользу исторической необходимости.
Культура свободы – основывается на толерантности, знании и прогрессивным взглядам журналиста.
На мой взгляд, все эти факторы могут быть скомпонованы следующим образом:
Многие ученые видят в свободе СМИ оттенок оппозиции. За октябрь 2010 года по данным опроса аналитического центра Ю.Левады о необходимости оппозиции в России установлено, что 55% россиян из 1600 опрошенных считают, что нашей стране это нужно. Следует заметить также, что всего 16 % не видят в оппозиции смысла. На вопрос: «почему нашей стране нужна оппозиция?» центр предоставил достаточно радужную картину, ибо мы видим, что у большинства граждан нашей страны есть желание активно проявлять свою гражданскую позицию через СМИ. Можно посмотреть данные в таблице с сайта Левады:
чтобы держать власть под контролем общества/не давать ей "зарываться" | 53 |
чтобы общество могло выбирать между программами власти и оппозиции | 27 |
чтобы поддерживать диалог власти и общества | 27 |
чтобы была возможность учитывать при принятии государственных решений | 20 |
чтобы обеспечивать возможность демократических выборов и смены власти | 18 |
другое | 3 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Теперь же главное понять есть ли в России та самая желанная народом оппозиция. Обращаясь снова к сайту Левады, мы читаем: «49% россиян, отвечая в июле этого года на вопрос о том, есть ли в настоящее время в нашей стране оппозиция, дали положительный ответ. 38% ответили, что оппозиции в России нет».
Таким образом, говоря о свободе СМИ, как о возможности оппозиции следует отметить, что она должна быть аргументированной, а не превращаться в рычаг распрей и раздора, провоцирующим охлократию и анархию.
Говоря о свободе СМИ, следует вспомнить ее главный ограничитель – цензуру. В 2008 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил данные опроса о том, что нужна или нет для отечественных СМИ цензура. В этот период было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Результаты опроса были занесены в таблицу на сайте ВЦИОМ:
как Вы думаете, для российских СМИ (телевидение, печать и т. д.) нужна или не нужна государственная цензура? | |
| Всего опрошенных |
Безусловно нужна | 26 |
Скорее нужна | 32 |
Скорее не нужна | 16 |
Безусловно не нужна | 8 |
Затрудняюсь ответить | 18 |
Информация о работе О свободе и принципах современного журналиста