О свободе и принципах современного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Проблема свободы печати возникла с появлением самой печати и продолжает преследовать нас в течение столетий, ибо любая социальная сила требует максимум свободы для себя и резко реагирует на ущемление своих прав. Прежде всего, стоит дать определение понятию свободы: это возможность принимать решения самостоятельно, без принуждения в выборе способов деятельности и ее направленности. Наоборот несвободные СМИ: их деятельность (включающая в себя цели и результаты) ведет к регрессу и опошлению общества, к нарушению законов и пропаганде антигуманности.
Журналист решает проблему свободы своей деятельности в то время, когда на основе своей творческой позиции определяет характер своей профессиональной деятельности, когда выбирает или создает издание определенно-творческой направленности.

Работа содержит 1 файл

система принципов журналистики.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Кафедра Экономики и Менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа № 1 по курсу

«Ведение в теорию журналистики»

на тему: «Система принципов журналистики»
  «О свободе и принципах современного журналиста»

 

 

 

 

 

 

Работа

студентки первого курса, группы номер 108

Алекссева Н П

 

 

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 

 

Проблема свободы печати возникла с появлением самой печати и продолжает преследовать нас в течение столетий, ибо любая социальная сила требует максимум свободы для себя и резко реагирует на ущемление своих прав.  Прежде всего, стоит дать определение понятию свободы: это возможность принимать решения самостоятельно, без принуждения в выборе способов деятельности и ее направленности. Наоборот несвободные СМИ: их деятельность (включающая в себя цели и результаты) ведет к регрессу и опошлению общества, к нарушению законов и пропаганде антигуманности.  

Журналист решает проблему свободы своей деятельности в то время, когда на основе своей творческой позиции определяет характер своей профессиональной деятельности, когда выбирает или создает издание определенно-творческой направленности. Проблема свободы принятия решения чрезвычайно сложна даже в том случае, если журналист думает, что он в праве делать всё, что он хочет. Это происходит оттого, что реализация этой свободы наталкивается на ряд существенных препятствий (физические, юридические, этические).

Чтобы понять, где начинается и заканчивается свобода СМИ, следует смело изобразить её эволюцию через исторические типы журналистики:

1.      Феодально-монархическая: преследует цель укрепления монархии в период формирования мощных централизованных государств. Этот тип стал складываться после появления первых газет.

2.      Религиозно-клерикальная: проповедник господствующей идеологии на основе религиозного мировоззрения в эпоху феодолизма. Также является союзником феодально-монархического типа. 

3.      Буржуазная: возникая на фоне антифеодальной борьбы, идеологически готовила победу буржуазных революций. Эта журналистика отражает динамику развития капитализма через экономическую и социальную системы, с их идеологическими концепциями.

4.      Социалистическая: возникла с развитием групп, выступающих за интересы и права трудящихся. На фоне этого типа СМИ из него выделяют другие:

      Социал-демократическая ветвь: приняли демократические правила, стремясь реформистским путем вводить преобразования

      Коммунистическая: первоначально преследовала цели революционной борьбы против старого мира, базируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистического выбора. Но постепенно вследствие тоталитарного режима СМИ нарушали свои принципы, теряя доверие масс.

5.      Переходный период в развитии Российского общества: с 1985 г.(Перестройка) возрождение демократических норм.

6.      Век информации: цивилизация 21 века = информационное общество, поэтому и народы внутри нее взаимосвязаны 4 сферами жизни общества, вследствие глобализации мира.

Существует три состояния (фактора) свободы СМИ: экономическое, юридическое и социально-творческое. Данная система понятий свободы (её структура) может быть представлена в схеме:
Экономические факторы свободы СМИ: 

      Стартовые затраты: зарплата сотрудникам, аренда помещения и т.п. (необходимы при подготовке к выпуску газеты, журнала, созданию теле- или радиопередачи, создании агентской службы информации т.е. при учреждении определенного вида СМИ)

      Спонсор или коммерческие структуры, во владении которых находится СМИ, не имеющее материальных условий для самостоятельного учреждения, диктуют свою информационную политику. Но чаще всего СМИ ищет близкие себе по взглядам соц.-экономические институты.

      В условиях рыночной экономики функционирование СМИ проходит в стремлении превышения доходов над расходами. Основные доходы идут от потребителя информации, но в условиях конкуренции порой приходится стремиться к минимизации цен.

      Государство располагает разными возможностями воздействия на экономическое положение СМИ (льготы). Разумеется, приоритет не будет отдан инокомыслящим, с точки зрения власти, СМИ. Государственные СМИ опираются на средства госбюджета, поступающих от налогоплательщиков. Но в этом случае данные СМИ обязаны озвучить разные точки зрения и вести культурно-рекреативную деятельность в интересах всех слоев общества. Вспоминая недавний случай в США, мы можем проследить, как ограничивается экономическая свобода СМИ: «Верховный суд США отказал Федеральной комиссии по связи во введении правил, разрешающих одной компании одновременно владеть телеканалом и газетой в одном регионе или иметь более одной теле- или радиостанции на одном региональном рынке «…» Решение Верховного суда было одобрено Союзом потребителей. По мнению организации, оно является большой победой для тех, кто считает, что «конкуренция в области новостей способствует их многообразию»» (сообщает Warc.com). Т.е предотвращая монополию в журналистики правительство США тем самым сокращает доходы СМИ и ограничивает их материальную независимость.

      Реклама составляет значительную часть доходов СМИ (плата за нее от рекламодателей составляет до 80 процентов, а для бесплатных изданий - все необходимые средства, если нет иных источников дохода).

      Антимонопольное законодательство: аудитории  предоставлен выбор между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение манипуляции массовым сознанием, уничтожение произвола цен, повышение культуры обслуживания.

Таким образом, экономически свободное СМИ- СМИ, которое решает свои экономические проблемы без постороннего вмешательства (если доход больше расхода), но это происходит крайне редко на сегодняшний день. Поэтому принято говорить, что путь экономической свободы СМИ- это объединение фирм, включающих в себя ряд информационных институтов. 

Юридические факторы свободы СМИ:

Свобода журналиста регламентируется законодательством то есть действием в рамках необходимости, не приступающим закон (в условиях существования государства, регулирующего жизнь на основе законодательства). Существует три концепции юридической стороны свободы журналиста:

1.      Авторитарная (крайнее выражение: тоталитарная) - пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие.

2.      Полная свобода печати - освобождение прессы от всякого контроля со стороны государства.

3.      Концепция ответственной свободы -  правовое регулирование деятельности журналиста при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности.

В связи с проблемой свободы СМИ следует выделить запрещенные действия, трактуемые как злоупотребление свободой журналистом:

      Охрана интересов государства (во многих странах существуют спец.акты, регулирующие свободу СМИ в отношении власти- к примеру законодательство о военной и государственной тайне.

      Охрана прав и законных интересов человека (в соответствии с декларацией прав человека, принятой ООН)

      Границы свободы то есть права и обязанности СМИ (не допускается злоупотребление свободой журналистом в соответствии с конституцией. Но с другой стороны законом о СМИ устанавливается ответственность и за ущемление свободы деятельности журналистики, к примеру, цензура)

Социально-творческие факторы свободы СМИ:

Считается, что социально-творческая свобода проявляется в полной мере в момент подачи фактов журналистом. Но и здесь снова возникают препятствия: а свободен ли журналист сообщать неточные сведения, провоцируя тем самым гибельные последствия? Для ответа на этот вопрос следует выделить ряд факторов:

      Необходимость - вмешательство в деятельность людей объективной и субъективной необходимости (отражения закономерных связей между явлениями, определяемых четкими причинами) порождает ограничители (законы природы и общества) свободы. Так как необходимость и свобода взаимосоотносимые факторы, то  можно согласиться с мнением Прохорова о том, что «свобода есть познанная необходимость» из которой вытекает «проникновение в необходимость с целью постижения истинно-свободного творчества».

      Интуиция - помогает осознать необходимость, но следует помнить, что в ее основе лежит система знаний (информация).

      Творческое использование знания законов действительности - открывает простор для свободной деятельности в сфере СМИ.   

      Высокая ответственность журналиста – при творческом использовании знания на практике по отношению к обществу.

      Социальная позиция – фактор, регулирующий меру свободы СМИ.

      Оптимальные решения – фактор, регулирующий меру свободы творчества и меру ответственности.

      Прогрессивность СМИ – действие их в пользу исторической необходимости.

      Культура свободы – основывается на толерантности, знании и прогрессивным взглядам журналиста.

На мой взгляд, все эти факторы могут быть скомпонованы следующим образом:

 

Многие ученые видят в свободе СМИ оттенок оппозиции. За октябрь 2010 года по данным опроса аналитического центра Ю.Левады о необходимости оппозиции в России установлено, что 55% россиян из 1600 опрошенных считают, что нашей стране это нужно. Следует заметить также, что всего 16 % не видят в оппозиции смысла. На вопрос:  «почему нашей стране нужна оппозиция?» центр предоставил достаточно радужную картину, ибо мы видим, что у большинства граждан нашей страны есть желание активно проявлять свою гражданскую позицию через СМИ. Можно посмотреть данные в таблице с сайта Левады:

 

чтобы держать власть под контролем общества/не давать ей "зарываться"

53

чтобы общество могло выбирать между программами власти и оппозиции

27

чтобы поддерживать диалог власти и общества

27

чтобы была возможность учитывать при принятии государственных решений
интересы меньшинства

20

чтобы обеспечивать возможность демократических выборов и смены власти
(сегодняшняя оппозиция — это завтрашняя власть)

18

другое

3

Затрудняюсь ответить

3

 

Теперь же главное понять есть ли в России та самая желанная народом оппозиция. Обращаясь снова к сайту Левады, мы читаем: «49% россиян, отвечая в июле этого года на вопрос о том, есть ли в настоящее время в нашей стране оппозиция, дали положительный ответ. 38% ответили, что оппозиции в России нет».

Таким образом, говоря о свободе СМИ, как о возможности оппозиции следует отметить, что она должна быть аргументированной, а не превращаться в рычаг распрей и раздора, провоцирующим охлократию и анархию.

Говоря о свободе СМИ, следует вспомнить ее главный ограничитель – цензуру. В 2008 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил данные опроса о том, что нужна или нет для отечественных СМИ цензура. В этот период было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Результаты опроса были занесены в таблицу на сайте ВЦИОМ:

как Вы думаете, для российских СМИ (телевидение, печать и т. д.) нужна или не нужна государственная цензура?

 

Всего опрошенных

Безусловно нужна

26

Скорее нужна

32

Скорее не нужна

16

Безусловно не нужна

8

Затрудняюсь ответить

18

Информация о работе О свободе и принципах современного журналиста