Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати

Автор: n************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктована эпохой развития информационного пространства и ростом количества периодических изданий для детей, а, следовательно, и ростом их влияния на личность ребёнка.
Цель работы – изучить нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати
Объектом изучения выбраны содержание и форма современных детских печатных СМИ: познавательно-развлекательный журнала для детей «Простоквашино»; детский юмористический журнал «Весёлые картинки»; журнал о природе «Филя»; детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». Предметом - влияние детской периодической печати на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
Детская журналистика в России………………………………………..5
§1 История детской журналистики в России………………………..5
§2 Типология современных детских изданий……………………….9
§3 Методы формирования духовно-нравственной системы периодической печати для детей младшего школьного возраста………..11
Глава 2
Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати……16
§1 Исследование детского юмористического журнала
«Весёлые картинки»…………………………………………………..16
§2 Исследование журнала о природе для детей
«Филя»…………………………………………………………………23
§3 Исследование познавательно-развлекательного журнала
для детей «Простоквашино»…………………………………………26
§4 Анализ литературно-художественного журнала
«Мурзилка»…………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………………………..34

Работа содержит 1 файл

итог курсовой работы.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Проблема  нравственного воспитания ребёнка  является фундаментальной для каждой нации. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности,  различны. В возрасте от 0 до 3 лет в этой области   доминирует семья. В   дошкольном детстве  к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. Что касается младшего школьного возраста, то здесь следует учитывать не только влияние сверстников, учителей, школьных учебных предметов, но и средств массовой информации. Развитие новых коммуникационных технологий и  рост количества информационных продуктов порождает свободу в выборе, как у взрослой, так и у младшей аудитории. Роль СМИ, как фактора социализации становится значительной.

    В формировании  личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

    Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Средства массовой информации относятся к социальным факторам. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека [20].

    В младшем школьном  возрасте, в  период собственно нравственного развития   детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид  деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное  выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств,  укрепления  его  нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная  мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

    Вместе  с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще  полагается на  авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к  положительному, так и к дурному влиянию.

    Методы  воздействия можно классифицировать по нескольким группам: методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности); методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения; методы  стимулирования  поведения  и  деятельности [13;78]. По  результатам методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса. К первому относятся влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи; ко второму - влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения [11;109].

    Для воздействия на школьников младших классов применяется ряд методов. Каждый  из  методов  словесно-эмоционального воздействия  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Наиболее  сложными  по содержанию, активно использующимися в СМИ являются  рассказ, разъяснение,  этическая  беседа. Каждый из методов должен содержать наглядные примеры, а не общие рассуждения.

    Наиболее  часто используемым и эффективным  методом является рассказ на  этическую  тему.  Это  яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.  Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников положительное отношение к поступкам,  соответствующим нравственным  нормам,  влияет  на  поведение. К функциям рассказа  на  этическую  тему  относятся:  подача  знаний; обогащение  нравственного опыта  личности  опытом  других  людей; использование рассказа в качестве  наглядного положительного  примера  в  воспитании [9;104]. К условиям эффективности этического рассказа относятся иллюстрации, краткость, эмоциональность доступность изложения.

      Важной  чертой разъяснения,  отличающей  этот метод от  объяснения  и  рассказа, является  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Применение  этого  метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и  личностных  качеств членов  коллектива.  Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.

    Этическая беседа привлекает детей к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных  оценок. В этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Именно поэтому распространёнными приёмами детских журналов и газет являются публикации материалов для совместного чтения  с родителями, риторические вопросы, располагающие детей к воображаемой беседе с персонажами.

    Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров,  учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а носители  пороков вызывали  неприязнь.  При отсутствии  такого  соответствия  нужны  специальные  меры  по  их  обеспечению.  Высоконравственный,  но  малосимпатичный  персонаж  уместно  при  случае  наделить  характеристиками  и  оценками,  ослабляющими  вызываемое  им  чувство  неприязни,  а  порочного,  но  полюбившегося  детям  «героя»  суметь  доходчиво  и  доказательно  развенчать.  Столь  же  важно  предупреждать  возможные  случаи  появления  пассивно-созерцательных  идеалов.  Они  служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной  мечтательности.

    Средства  массовой информации, направленные на целевую аудиторию детей младшего школьного возраста, своей целью должны преследовать формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Это предполагает:

    1. Выработку понимания жизненной  важности морали;

    2. Установку на выработку нравственного  самосознания (совесть);

    3. Выработку стимулов дальнейшего  нравственного развития;

    4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

    5. Милосердие и любовь к людям.

    Средствами  нравственного воспитания являются:

    1.Моральное  убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

    2.Моральное  принуждение как форма морального  осуждения.

    Детская журналистика является таким же важным фактором воспитания как, родители, школа, окружающая среда. В совокупности все  факторы должны взаимодополнять  друг друга, влиять на формирование личности ребёнка, а затем подростка и взрослого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Нравственно-духовные ценности, формирующиеся  у младших школьников под воздействием детской периодической печати 

    §1 Исследование детского юмористического журнала

    «Весёлые  картинки» 

    Издание детского юмористического журнала  «Веселые картинки» началось 1956 году в период «хрущевской оттепели».  Его идея принадлежала Ивану Семенову — популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег — академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. В «Веселых картинках» печатались стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР [15].

    В журнале  работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и легендарный карикатурист Константин Ротов. Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала — Карандаша придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ — забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу. На голове красовался элегантный берет, а на шее — красный бант. Глядя на него, и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент.

    В начале 90-х годов редакция журнала  «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. В 2000 году главным редактором стала Инна Антипенко. Осенью 2006 года журналу «Весёлые картинки» исполнилось 50 лет [15].

    «Весёлые  картинки» рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Фактически аудитория журнала — вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.  Издание выходит один раз в месяц тиражом 100000 экземпляров [15], объем — 36 полос. Формат журнала  — 215 х 285 мм, обложка — глянцевая.

    Содержание  журнала соответствует названию: на страницах – изобилие ярких картинок. В жанровом аспекте предпочтение отдаётся короткому рассказу, стихотворению. Издание поделено на рубрики: «Живая азбука» - четверостишия для 4-х букв русского алфавита; «Дружная семья» - стихотворение на тему семьи; «Сказки народов мира» - перевод сказок мировой литературы; «Читаем классику» -  ряд вопросов с вариантами ответов на знание сказок русской классической литературы. Кроме этого, присутствуют  материалы для самостоятельной работы: чёрно-белые картинки для раскраски, ребусы, кроссворды, задания из серии «собери картинку».

    В связи с тем, что юмористический журнал «Весёлые картинки» охватывает аудиторию детей как дошкольного, так и школьного возраста характер изложения информации сводится к наипростейшему: иллюстрации занимают главенствующее место, печатного текста – в два раза меньше. Издание построено таким образом, чтобы ребёнок был заинтересован, не читая, а просто смотря картинки, это с самого начала показывает обложка журнала. Помимо названия «Весёлые картинки» и нумерации выпуска всё пространство занимает картинка, в которую заложен определённый смысл. Например, на обложке журнала №8 2009 года изображён Буратино, перед которым Царевна-Лягушка размахивает золотым ключиком и стрелой – смешение двух сказок, сюжет которых чаще всего известен детям уже в 4-5 лет. Лягушка повергла Буратино в паническое состояние, которое можно объяснить только тем, что он столкнулся с проблемой выбора: желанный ключик или же стрела, обладатель которой должен стать мужем царевны-оборотня. Деревянный мальчик выбирать ничего, кажется, совсем не хочет. Контекст картинки, исходя из логики концепции журнала, должен быть юмористическим, однако же, ничего кроме жалости Буратино не вызывает. Таким образом, уже на обложке журнала мы сталкиваемся не с образом героя, которому ребёнок должен подражать, а скорее с образом антигероя: слабого, теряющегося перед выбором, не умеющего справляться с обстоятельствами. На главной странице выпуска №4 2009 года изображён Иван-Дурак, который в своём отражении в зеркале видит себя героем, красавцем и славным молодцем. И снова юмористический контекст несколько теряется перед нежеланием героя самосовершенствоваться, он лишь видит то, что ему хочется, плод собственного самолюбия. Подобные карикатурные картинки понятны и смешны скорее взрослому читателю, тому, чьё мировоззрение сформировано. В случае с ребёнком даже 10, а тем более 4 лет ирония не уместна, более того, подобное  высмеивание персонажей может привести к некоторой неосознанной озлобленности у ребёнка к слабостям других. Картинкам ироничного содержания ребёнок сможет дать правильную трактовку только при помощи и объяснении взрослого человека, что, к сожалению, на сегодняшний день не всегда возможно.

    Рубрика «Дружная семья» формирует семейные ценности, любовь и уважение к самым близким людям. В коротких стихотворениях, чаще всего написанных от первого лица или в форме диалога между родственниками заложены модели поведения относительно различных членов семьи, а значит, по проекции, относительно каждого человека, в принципе. В стихотворении-беседе с сестрой представлена роль мужчины по отношению к женщине:

Информация о работе Нравственно-духовные ценности, формирующиеся у младших школьников под воздействием детской периодической печати