Мифологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Мифологическая школа - научное направление в фольклористике и литературоведении, возникшее в эпоху европейского романтизма. Мифологическую школу не следует отождествлять с наукой о мифологии, с мифологическими теориями. Хотя Мифологическая школа занималась и собственно мифологией, но последняя приобретала в ее теоретических построениях универсальное значение как источник национальной культуры и привлекалась для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора. Философская основа Мифологической школы — эстетика романтизма Ф.Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей.
В конце 18-начале 19 веков появились специальные исследования: «Руководство по мифологии» (1787-1795) рационалиста Х.Г.Хейне, «Символика и мифология древних народов…» (1810-1812) идеалиста Г.Ф.Крейцера и др. Мистико-символическое толкование мифов у Крейцера критиковалось учеными (Г.Германом, И.Г.Фосом и др.) и поэтом Г.Гейне в «Романтической школе». Идеалистические тенденции в изучении мифов теоретически обобщил Шеллинг.

Содержание

1. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИСТОРИЯ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ 3
2. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ 6
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДИПЛОМНИКА НА ЗАЩИТЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа содержит 1 файл

Мифологическая школа.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Заглавие дипломного сочинения на титульном листе, как правило, окончательно формулируется не сразу и нередко только тогда, когда работа уже написана и ее выводы ясны. На начальном этапе исследования это сделать трудно. Поэтому можно порекомендовать первоначальную реакцию заглавия просто сделать более широкой, чем выбранная тема. Это дает свободу действий при дальнейшем формулировании окончательной версии, что, несомненно, важно, поскольку заглавие играет огромную, если не решающую роль в судьбе диплома.

     Главное, что нужно понимать и помнить: заглавие - это имя работы, то ключевое словосочетание (именно словосочетание, а не предложение), исходя из которого можно судить о содержании сочинения. Поэтому заглавие должно быть «идеальным и по форме, и по содержанию»: безупречным с точки зрения языка, однозначным и ясным, академически сдержанным, терминологически насыщенным и - главное - максимально полно отражать контент работы. Расплывчатое и не вполне соответствующее теме работы заглавие разом перечеркивает все ее достоинства. Еще одно важное правило заключается в том, что в заглавии, каким бы кратким оно ни было, должна быть видна проблема. Другими словами, это словосочетание призвано показать, что и почему исследуется.

     По негласному правилу, заглавие научной работы должно умещаться в 6-7 слов. Если сформулировать заглавие кратко не получается - это верный признак того, что в работе есть какая-то проблема с темой или с ее раскрытием. Во избежание подобных ситуаций советуем регулярно в процессе работы над сочинением соотносить содержание с заглавием. Если противоречий и несовпадений не наблюдается - значит, все идет нормально, если они есть - нужно искать допущенную ошибку.

     В оглавлении сочинения подробнейшим образом отражается его формализованная структура. Это карта-навигатор исследования, прозрачная и простая, поэтому все логические неточности и огрехи становятся видны сразу. По большому счету, именно оглавление дает первое подробное представление и о содержании работы, и о научной компетентности ее автора.

     Составление окончательной версии оглавления диплома - один из завершающих этапов работы, поскольку композиция исследования, а также объем и названия его составных частей, вероятнее всего, будут неоднократно корректироваться.

     При этом рабочую версию оглавления - план дипломной работы - следует составлять в первую очередь. Начинать работу над текстом, не имея плана, - крайне неэффективная трата времени и сил. Работать с планом и по плану гораздо удобнее. Составленный план - это краткое описание исследования, его макет и наглядное руководство к действию для автора. Образно говоря, это стержень, на который нанизывается материал. План, естественно, подвижен и может постоянно изменяться, но именно с ним автор сверяется как с чертежом, после чего вводит или убирает те или иные части и фрагменты текста. Без плана дипломное сочинение уже в процессе написания может рассыпаться на отдельные несвязанные куски текста.

     Традиционно введение строится следующим образом. Сначала заявляется тема, затем обосновывается ее актуальность, дается историографический обзор и указывается научная новизна исследования. После формулируются объект и предмет, цель и задачи, обозначаются метод и рамки исследования. Наконец, во введении сообщается рабочая гипотеза исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, указывается научно-практическая значимость работы, характеризуется ее структура. Во введении так или иначе должно присутствовать движение от тематики к проблематике. Исследователь раскрывает ход своих мыслей и оправдывает свой научный выбор.

     Введение, по сути, - развернутый план научной работы, ее спрессованное содержание, конспект идеи. Написав введение, автор определяет архитектуру исследования, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Введение первично - оно определяет лицо будущего сочинения. Приступать к работе над введением следует, собрав и проанализировав имеющийся материал и составив план сочинения. Этот этап - ключевой с методологической точки зрения. Решив концептуальные проблемы изначально, автор раскрывает и доказывает то, что им было сказано во введении. Приписанное, «притянутое» к диплому введение, скорее всего, просто не будет ему соответствовать, что автоматически разрушит структуру работы. Такой же методологический прием целесообразно использовать и при написании глав сочинения, делая к каждой из них небольшое самостоятельное введение.

     Самый трудоемкий этап структурирования работы - это формирование ее глав и параграфов (подпараграфов). Для автора это испытание на умение последовательно располагать и систематизировать материал, формулировать мысли. Конкретных рекомендаций по структурированию содержания глав и параграфов дать невозможно: все зависит от темы и метода исследования, избранных автором. Для соблюдения последовательности изложения в теоретических работах можно опираться, например, на периодизацию развития области знания, в исторических - на хронологию событий. Объем каждой главы и параграфа автор определяет сам, при этом весьма желательно, чтобы идентичные по характеру содержания элементы были приблизительно равны по объему.

     У каждой главы и параграфа в тексте дипломного сочинения должно быть свое предназначение, раскрываемое в названии. В качестве примера можно привести такую распространенную модель построения исследования: первая глава посвящена теории и/ или истории вопроса, вторая - историческому опыту и/или текущей практике, а в третьей происходит корреляция (соотнесение) содержания первой и второй глав. Глядя через призму научных знаний, автор осмысливает происходящее в реальности и таким образом приходит к своим выводам. По этой модели можно конструировать каждую главу: теоретический параграф - исторический параграф - параграф-корреляция. Подобные композиционные варианты достаточно удобны, но, подчеркнем, не являются единственными.

     Весьма распространенным нарушением структурирования основной части сочинения являются повторы и отступление от данной темы, возвраты. Каждая мысль, каждый факт должны занимать в работе свое место. Упоминание уже сказанного, ссылки на приведенные ранее данные вполне допустимы при построении дальнейших рассуждений, но никогда не следует вновь излагать то, что и так уже было подробно изложено. Частые повторы и возвраты производят удручающее впечатление на читателя, нарушают логику восприятия и свидетельствуют о непрофессионализме автора. Бороться с такими недостатками можно только одним способом - регулярно перечитывать написанное и попутно реструктурировать свой текст, удаляя или добавляя какие-то фрагменты или меняя их местоположение (благо компьютерный набор позволяет проводить такие операции всего за несколько секунд). Если же материала объективно не хватает - его нужно добирать, но не перерабатывать одно и то же снова и снова.

     В заключении выделяются и обобщаются наиболее существенные из выводов исследования. Таковыми являются выводы, которые служат главной цели работы - подтверждению (или опровержению) выдвинутой гипотезы. Положения, выносимые на защиту, являются краткой редакцией выводов заключения. Рекомендуется также делать небольшие самостоятельные выводы к каждой главе, чтобы потом было легче писать финальное заключение. Промежуточные выводы всегда должны находиться в определенной связи с изначально заявленной гипотезой.

     Представляется разумным писать заключение, когда основная часть работы уже сложилась. В заключении необходимо избегать излишне громких формул, таких, как «прогноз», «единый обобщающий вывод» или «универсальная рекомендация». В области гуманитарных и общественных наук подобное вообще едва ли возможно, а самонадеянные заявления автора, скорее всего, не найдут поддержки у членов комиссии. Лучше ограничиться констатацией фактов и обозначением тенденций. Очевидно, что научная работа без внятного заключения не имеет права на существование, поскольку заключение - это ее концентрированный итог. В нем раскрывается конечный смысл исследования.

     Библиографический список содержит перечень всех без исключения использованных в работе книг, законодательных материалов, правил, стандартов, патентных документов, промышленных каталогов, сборников без общего названия, многотомных изданий, депонированных научных работ, неопубликованных документов, диссертаций/ авторефератов, сериальных и других продолжающихся ресурсов (в том числе электронных) на русском и на иностранных языках. При этом библиографический список должен отражать только те источники, которые имеют прямое отношение к решению поставленной проблемы и были реально изучены автором (но не обязательно цитировались в его тексте). Объем библиографического списка, как правило, составляет не менее 50 наименований. Советуем формировать его уже в процессе написания работы, чтобы потом не пришлось по второму разу искать источники и их выходные данные.

     В приложениях автор волен размещать любой материал, имеющий отношение к его исследованию. Это могут быть расшифровки интервью (с формулярами опросов), копии материалов СМИ различного характера, нормативные акты и документы, карты, статистические данные, оформленные в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, дизайнерские модули), атрибутированные тексты и пр. Формально не ограниченный совокупный объем приложений, исходя из здравого смысла, конечно, не должен превышать объема самой рукописи.

 

      3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДИПЛОМНИКА НА ЗАЩИТЕ 
 

     Защита дипломной работы проходит публично, носит характер научной дискуссии. Согласно процедуре, первое слово предоставляется дипломнику. Речь студента на защите по длительности должна занимать не более 10–12 минут. При этом весьма желательно, чтобы защищающийся не зачитывал текст с листа, а рассказывал бы комиссии о своей работе (естественно, имея перед глазами текст своей речи для подстраховки). Из психологии коммуникации известно, что монотонно вещающий оратор всегда утомляет, даже раздражает аудиторию слушателей. Говорить следует по возможности четко, тщательно выговаривая сложные слова и выражения. Невнятный лепет и дрожащий голос крайне негативно характеризуют автора работы в глазах комиссии. Речь имеет смысл отрепетировать.

     В речи обязательно должны содержаться  следующие ключевые пункты: обоснование выбора темы работы, ее актуальность, новизна, историография, объект и предмет исследования, его цели и задачи, метод исследования, гипотеза, результаты (положения), выносимые на защиту, и научно-практическая значимость. Также можно вкратце сказать о структуре работы. Но категорически не следует углубляться в пересказ содержания работы, ее глав и параграфов. Приветствуется стремление студента наглядно продемонстрировать полученные им при исследовании данные. Для этого защитную речь может сопровождать презентация, выполненная в программе

     Microsoft Power Point. Содержание презентации и  речи следует предварительно согласовать с научным руководителем, а наличие на защите демонстрационного оборудования (LCD-проектора, экрана) – с ответственным сотрудником кафедры.

     Вопросы членов комиссии. После выступления защищающегося члены комиссии, а также присутствующие, имеют право задавать ему вопросы. Дипломник должен ответить на каждый из них. Поскольку вопросов может быть много, советуем сразу их записывать, чтобы потом не пришлось переспрашивать (это крайне нежелательно). Ответы на вопросы членов комиссии – важная проверка студента на научную состоятельность. По сути, это самый сложный этап в процедуре защиты: вопросы заранее не известны, помощи со стороны (в т. ч. от научного руководителя) ждать не приходится, и все зависит только от самого автора работы. Провалы дипломников, как правило, происходят именно на этапе ответов на вопросы. Единственную поддержку автору могут оказать заранее составленные им же самим «подсказки»: например, глоссарий работы, ключевые цитаты, списки имен, дат, цифр и пр.

     В отзыве оппонента, как правило, отмечаются и положительные стороны дипломного сочинения, и его недостатки. Не стоит бояться замечаний и раньше времени посыпать голову пеплом. Наличие большого количества замечаний зачастую означает, что работа вызывает реальный интерес, а следовательно, уже чего - то стоит. После оглашения отзыва автору работы предоставляется слово для ответа. Дипломник вовсе не обязан соглашаться с каждым замечанием, содержащемся в отзыве, но в этом случае он должен аргументировано отстоять свою точку зрения. Достойно выдерживать нужно даже самую разгромную критику. Тем самым автор диплома демонстрирует умение бороться за свои взгляды. Высказываться всегда нужно очень корректно, но уверенно. Помочь в этом могут те же «подсказки».

     Оглашение отзыва научного руководителя – самая легкая для дипломника часть защиты. Отвечать на этот отзыв не нужно, даже если он не является однозначно комплиментарным.

     Завершает защиту дискуссия (прения). Приглашение к ней объявляется всегда, но желающих выступить может и не оказаться. По форме дискуссия либо представляет собой несколько реплик (в частности, «за» и «против»), либо развернутое обсуждение работы. В дискуссии имеют право принять участие все присутствующие на защите, кроме самого дипломника. Повлиять на мнение членов ГАК на этом этапе автор уже не может. По завершении дискуссии студенту предоставляется заключительное слово.

       В заключительном слове, если есть необходимость, студент дает ответы на вопросы выступающих. Затем, принято благодарить: комиссию, председателя, оппонента, научного руководителя, а также всех, кто помогал автору в работе над его дипломным сочинением. Оценка дипломного сочинения принимается членами комиссии открытым голосованием в отсутствие защищающегося, которому затем эта оценка объявляется. Оценка выставляется по пятибалльной системе. Решение ГАК является окончательным, апелляция процедурой не предусмотрена. Рекомендуя студента в аспирантуру, кафедра принимает во внимание не только качество дипломного сочинения, но и успеваемость студента в течение всех лет обучения, а также выступления его на студенческих научных конференциях, публикацию тезисов, докладов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 

  1. Дипломное сочинение по специальности «Журналистика». – Методическое пособие. – М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. – 64 с.
  2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.). (Сборник). Электронный ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st124.shtml
  3. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.
  4. Сафонов А.А. Основы научных исследований. - учебное пособие. Электронный ресурс: http://abc.vvsu.ru/Books/u_osnovy_nis/default.asp
  5. Эко У. Как написать дипломную работу. – М. : Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.

Информация о работе Мифологическая школа