Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:32, реферат
Современные средства массовой информации полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они, без сомнения, с тем или иным успехом пытаются манипулировать массовым сознанием.
Манипулирование
общественным мнением.
Современные средства массовой информации полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они, без сомнения, с тем или иным успехом пытаются манипулировать массовым сознанием.
Согласно определению Пауло Фрейде, «манипуляции разумом человека - средство его порабощения. Это один из способов, с помощью которых "правящие элиты пытаются подчинить массы своим целям". Используя оправдывающие существующие условия мифы, манипуляторы обеспечивают широкую поддержку такому социальному строю, который не отвечает истинным долгосрочным интересам большинства.»
Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телекомпании, газеты, журналы, издательства принадлежат конкретным корпорациям и конгломератам. Таким образом, аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе.
Мифы
создаются для того, чтобы держать
людей в повиновении. Когда их
удается незаметно внедрить в
сознание масс, как это делается
с помощью культурно-
Объективные условия проведения массовых манипуляций общественным сознанием как в политических (предвыборные кампании), так и финансово-экономических целях (яркий пример - реклама финансовых пирамид) в России можно оценить как достаточно высокие. Манипулятивные традиции были заложены еще в эпоху развитого социализма, методологическая база также была проработана более чем досконально. Чем еще можно объяснить то, что госидеологи умудрялись долгое время околпачивать всех «светлым будущим», а затем «перестройкой». Сверхэффективность отечественного подхода к массовым манипуляциям очевидна. Просто если ранее массовая пропаганда служила интересам одних, то сегодня она в руках столь же «хороших» других. При этом, вдобавок, ситуация драматизируется наличием остатков былого «просветительского» воздействия на массовое сознание. На сегодняшний момент наша страна представляет собой активно "обработанную" аудиторию, потенциально готовую неадекватно воспринимать любую мало-мальски завуалированную ложь.
В
США, по мнению американского профессора-
Два метода формирующих сознание (по Г. Шиллеру). Дробление (по Фрейде) - "один из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализованном подходе к проблемам и поэтому не способным воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом".
Сегодня
дробление или локализация
С внедрением в информационную систему новой информационной техники фрагментация приобретает еще одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряется до такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованные жалобы на «информационную перегрузку». В действительности количество значимой информации не увеличивается. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации (информационным шумом), еще более осложняющей для индивида и без того сложные поиски смысла.
Немедленность
передачи информации. Немедленность
не только связана с методом
Содержание и форма средств массовой информации современной России - мифы и средства их передачи - полностью опираются на манипуляцию. Конечной целью этого является приведение индивида к состоянию инертности, которое предотвращает действие, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво. В условиях рыночной экономики пассивность имеет как физическое, так и интеллектуальное измерение, и оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием.
Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим методом деятельности СМИ, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Западаи многих других государствах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы. За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения вформальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
Телевидение
- самое эффективное средство, вызывающее
состояние пассивности
Для
укоренения социальных мифов технология
манипулирования предполагает использование
богатейшего арсенала конкретных методов
воздействия на сознание людей. К ним относятся
не только прямая подтасовка фактов, замалчивание
неугодной информации, распространение
лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные
способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить
доверие аудитории, объективно и подробноосвещаются
конкретные, малозначительные детали
и умалчиваются более важные факты или
же дается общая ложная интерпретация
событий), наклеивание ярлыков (когда для
отторжения слушателямии компрометации
лиц или идей им бездоказательств дается
неблаговидное определение, например
"империалист","фашист", "красно-коричневый","шовинизм"
и т.п.) и др.
Существует множество приемов лингвистического,
языкового манипулирования, предполагающих
использование для обозначения одних
и тех же явлений эвфемизмов, а так же слов,
имеющих иной оценочный оттенок. Так, например,
человека, ведущего вооруженную борьбуза
создание самостоятельного национального
государства, различные СМИ в зависимостиот
политических пристрастий, называютборцом
за свободу, сепаратистом, террористом,
партизаном, боевиком.
Манипуляция
даёт выгоду только заинтересованной
стороне. Для общественности она
не имеет никаких положительных
последствий, отупляя её. Навязывание
чужого мнения, создание штампов, потеря
человека в обществе как личности, имеющего
свои мысли, своё мировоззрение — это
главные последствия. Они не являются
выгодными для самого человека. Манипуляция
воспитывает стадное чувство у людей.
Манипуляция лишает воли человека, права
выбора, указывает что делать, как думать,
навязывает удобное для правящей лиги
мнение.
Как же защитить своё сознание от манипулирования? Решение простое — необходимо думать. Думающая аудитория — это рефлексирующая аудитория, которая требует доказательств в место веры, видит логические ошибки СМИ, не поддаётся красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория — это уже неозадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория неподвержена манипуляции своим сознанием.