Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 06:14, статья
Основной феномен, который рассматривается французским социологом в данном тексте – это феномен глобальной массовизации. И в этом, по его мнению, есть определенное влияние божественного, чудесного, что с каждым разом становится всё менее и менее чуждо человеку. «Сверхъестественные» порывы заставляют людей объединяться. Мафессоли говорит: «Несмотря на проявление эгоизма, и частных интересов, существует нечто, что их цементирует, обеспечивает им устойчивую преемственность. Возможно, источник этой устойчивости следует искать в общности чувства…».
Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное.
Основной феномен, который
рассматривается французским
Я, в свою очередь, не отнесла бы потребность в объединении (именно инстинктивную потребность) к явлениям с религиозной основой, с участием «чудесного». Мы, люди, такие же животные: нуждаемся в своей «стае» и вожаке. Естественно наши системы гораздо сложнее, чем в животном царстве, но всё же можно провести некоторые параллели. Первоочередным отличием я бы назвала глубокое осмысление происходящего и вечный поиск ответа на вопрос «Почему так?». Не думаю, что член волчьей стаи задумывается: почему вожак НЕ он, почему он должен «работать в системе» дабы достичь общего успеха (здесь – добыча пищи), и вообще, хоть как-то, переживает из-за своей второстепенной роли. Человек – анализирует, копается и, как следствие, фантазирует. Пытается обусловить какие-то неизбежные, инстинктивные, и потому примитивные явления абстракциями в виде «чудес». Так что, содержание статьи представляется мне очередной фантазией, но существование «чудес» как таковых, я ни в коем случае не отрицаю, а отношу их скорее не к социальным явлениям, а к случаям частным, индивидуальным и личным.
Очень много в тексте сказано об общности чувства, которое цементирует людей. С этим утверждением я бы согласилась скорее в общечеловеческом, скажем так, плане. То есть рассматривая группы, я бы говорила только о «бесчудесном» инстинкте, но при рассмотрении всей общности людей, населяющих планету, можно было бы упомянуть именно общность чувства. А чувство ощущения своего «Я» в мире (в гармонии с ним) таки имеет в себе природу, на мой взгляд, «чудесную». И именно это цементирует, как сказал Маффесоли, людей.
«Даже если происходит отчуждение человека от отдаленного от него экономического и политического порядка, он обеспечивает суверенность над своим ближайшим окружением. В этом и находит свое завершение «божественное социальное», в котором одновременно заключается секрет его устойчивости»: утверждает Маффесоли. В очередной раз хочу отказаться от «божественности». Исключительно инстинкт к благополучию, в том числе психологическому, движет человеком в подобных «социальных объединениях». «В любом случае я не останусь один» - так размышляет человек (будучи «животным стайным»). Он способен находиться одновременно в нескольких группах (в отличие от, опять же, животных), но в любом случае существует основная «стая», где гарантия его включенности в неё составляет более 90 %: это и обеспечивает ему психологическую устойчивость и, тем самым, «заставляет» быть в неё включенным.
Медленно, но верно, через социальные группы социолог выходит на тему власти. «Создание социальной структуры, состоящей из множества небольших групп, расположенных в строгом порядке друг относительно друга, позволяет избежать или хотя бы смягчить сильное воздействие власти»: говорит он. С этим утверждением социолога нельзя не согласиться, но опять же не могу не исключить из этого явления влияние какого-либо чуда или «околдованности». Всё та же стая, размер которой прямо влияет на сопутствующий ей успех, силу и авторитет, где обязанности и гнев вожака равномерно распределяется на всех членов стаи. Чем больше социальных групп, каждая из которых «сама в себе» чувствует себя комфортно, тем легче ей переносить равномерно (что немало важно) распределяющийся на всех «гнев власти».
И, наконец, Маффесоли делает попытку ответить на вопрос римского философа «Что лежит в основе добровольного рабства?». Он говорит: «Ответ составляет твердая уверенность любого социального объединения, которое знает, что, в конечном счете, Правитель, какой бы ни была форма его правления (аристократия, тирания, демократия и т.д.), всегда зависит от народного приговора». Здесь, пожалуй, с социологом поспорить невозможно. Всем двигает общность, масса, количество, поэтому и «цементируются» в чувственном божественном порыве люди, поэтому и подвергают себя «рабству», зная, что, стоит им только поддаться религиозным толчкам, как даже самый беспощадный правитель будет свергнут…
Информация о работе Маффесоли Мишель - Околдованность мира или божественное социальное