Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить, являются ли блоги, в частности LiveJournal проявлением и отражением журналистского творческого начала.
Для решения поставленной цели нами выдвигаются следующие задачи:
1. Дать определение творчеству
2. Выделить особенности журналистского творчества
3. Выявить элементы журналистики в блогах
4. Проанализировать блоги с точки зрения выявленных элементов журналистского творчества.
Введение 3
ГЛАВА I. Творчество в деятельности журналиста: проблемы изучения и критерии оценки 5
I.1. Природа журналистского творчества 5
I.2. Публицистика как творчество 8
I.3. Понятие, характеристика и классификация блогов 11
Глава II. Журналистские составляющие блогов 16
II.1 Элементы журналистики в блогах 16
II.2. Анализ блогов на предмет наличия элементов журналистского творчества 18
Заключение 25
Список использованных источников и научной литературы: 29
КУРСОВАЯ
РАБОТА
LiveJournal
как форма проявления журналистского
творчества
Содержание
Сегодня Интернет имеет огромное преимущество по сравнению с каждым отдельно взятым СМИ, ведь его техническая база развивается неимоверными темпами. Все больше людей начинают использовать сеть как основной канал коммуникации, как альтернативу печатным изданиям, радио и телевидению. Не удивительно, что традиционные СМИ активно работают в Интернете, пытаясь не потерять ту часть аудитории, которая решила впредь получать новости с монитора.
Но не так давно в сети зародилось новое явление, которое непосредственно связано со средствами массовой информации, хотя многие эту связь отрицают. Речь идет о блогах – сетевых дневниках, ведение которых доступно каждому человеку, у которого есть компьютер, Интернет и желание высказаться.
Люди, не имеющие никакого отношения к журналистике и СМИ, начали активно делиться со всеми желающими своими соображениями по поводу политики, искусства, культуры, социальных проблем и т.д. казалось бы, ничего особенного в этом нет – люди с помощью Интернета обсуждают волнующие их проблемы уже давно: форумы, чаты, доски объявлений – всем этим площадкам не первый десяток лет. Однако именно блоги вызвали самый сильный резонанс как в СМИ, так и среди общественности.
Блоги сейчас актуальны как никогда. Они проникают, так или иначе, во все сферы жизни, ибо авторы их обычные люди с очень разными вкусами, интересами и ценностями. Однако вопрос о принадлежности сетевых дневников к СМИ все еще открыт. Это лишний раз подтверждает неопределенность статуса блогов и подчеркивает актуальность данного исследования.
Цель
курсовой работы - определить, являются ли блоги, в
частности LiveJournal проявлением и отражением
журналистского творческого начала.
Для решения поставленной цели нами выдвигаются следующие задачи:
1. Дать определение творчеству
2. Выделить особенности журналистского творчества
3. Выявить элементы журналистики в блогах
4. Проанализировать блоги с точки зрения выявленных элементов журналистского творчества.
Объектом исследования выступает журналистское творчество пользователей блогосферы.
Предмет исследования - блоги пользователей интернет-ресурса LiveJournal.
Структура курсового исследования состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.
В
ходе выполнения курсовой работы теоретическая
глава строилась на научных исследования
и трудах таких авторов, как Калмыков А.
А., Коханова Л. А, Прохоров Е.П, Самарцев
О. Р.
С точки зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество – это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса»1.
Журналистское творчество - относится к духовно-практической деятельности человека, прежде всего журналистское творчество проявляется в самом процессе создания статьи, эссе, передачи, проведении исследования. Для полноценного восприятия аудиторией информации не достаточно сухого изложения фактов, журналист должен обладать талантом подачи материала, облечения фактов в интересную форму, не искажающую притом содержания2. Общепризнано, что специфика журналистского произведения обусловлена закономерностями журналистики как особого вида творчества, связанного, с одной стороны, с общественной жизнью, с другой, с литературными (и иными) способами реализации результатов творчества, устанавливающего зависимость между формой и содержанием произведения, между его функциями, принципами и предметом познания журналиста.3
Журналистское произведение является конечным результатом познавательной и творческой деятельности журналиста. В общем виде это - информационный материал, созданный журналистом, обладающий специфическими выразительными средствами, предназначенный для передачи аудитории по печатным и электронным каналам СМИ и рассчитанный на произведение в ней определённых эффектов (от простого «узнавания новости» до «понимания» и «решимости действовать»
В процессе же журналистского творчества рождается журналистское произведение. Так же как реализация совокупности технологий не тождественна процессу творчества, так и журналистский текст не исчерпывает журналистское произведение. Текст - продукт технологии, журналистское произведение - результат творческого созидания.
Творчество - не есть технология и не есть труд в прямом смысле слова. Творчество есть «одухотворённое действие»4, в результате которого может выявляться сущность вещи.
Журналистика - это своего рода «томограмма действительности, зафиксированной сиюминутно, которая, складываясь воедино, представляет целостную и полную картину мира во множестве срезов и отражает ее в целом с точностью научного инструмента»5.
С другой стороны, журналистика по определению субъективна, так как, обобщая действительность, делает это не с точки зрения холодного и беспристрастного взора стороннего наблюдателя, кибернетического механизма оснащенного совершенными рецепторами, но отражает широчайший спектр личных и уникальных, субъективных видений отдельных событий и их оценок, которые выстраиваются в определенного рода панораму, разворачивающуюся перед аудиторией, столь же субъективно воспринимающей ее фрагменты»6.
Наконец, журналистское творчество - это процесс духовного производства, в котором сочетаются коллективное и индивидуальное начало, рациональные и внерациональные способы познания, научные (логико-понятийные) и художественные (образно-эмоциональные) методы освещения общественной жизни.
Журналистское произведение завершает творческий процесс автора, является своеобразным итогом его деятельности. И от того, насколько этот итог окажется созвучным ожиданию читателя, зависит эффективность публикации, ее реальное участие в общественной жизни.
Журналистика представлена всеми видами человеческого творчества - научным, художественным, публицистическим. Первые два вида не являются основными для журналистского познания действительности, но находят свое отражение в СМИ. Научные сведения необходимы для формирования правдивой картины мира в историческом, экономическом, политическом и др. аспектах, требующих верного, ориентированного на новейшие достижения цивилизации знания. Место их обнародования - не только научно-популярные журналы и программы, но и универсальные СМИ. Художественное вещание широко представлено на телевидении и радио, в литературных изданиях, посвященных литературе и искусству.
Ведущим
в журналистике остается публицистический
вид творчества. В теории масс-медиа
вопрос о наполнении понятия "публицистика"
до сих пор остается открытым. Одни
исследователи относят к
Е. Прохоров формулирует ряд характерных для публицистического типа творчества черт. Это синкретичное творчество, объединяющее научное и художественное начала, воссоздающее "целостную панораму современности" через демонстрацию "характерных конкретных ситуаций", выявляющее глубинные взаимосвязи между явлениями действительности7.
Подобно искусству, публицистика реализует себя в различных жанровых формах. Жанр - это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца8. Жанры печати, например, по традиции, идущей из советской теории журналистики, принято делить на две большие группы: информационные (заметка, интервью, репортаж, отчет) и аналитические (статья, обозрение, комментарий). В некоторых случаях деление происходит на три группы – из числа аналитических вычленяются художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»9, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»10. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста.
Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»11. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов – явления действительности и личности автора.
Любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее12. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.
Специфика
и особенность журналистского познания
заключается и в том, что оно
по своей природе носит
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах)13.
Информация о работе LiveJournal как форма проявления журналистского творчества