LiveJournal как форма проявления журналистского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить, являются ли блоги, в частности LiveJournal проявлением и отражением журналистского творческого начала.


Для решения поставленной цели нами выдвигаются следующие задачи:

1. Дать определение творчеству

2. Выделить особенности журналистского творчества

3. Выявить элементы журналистики в блогах

4. Проанализировать блоги с точки зрения выявленных элементов журналистского творчества.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Творчество в деятельности журналиста: проблемы изучения и критерии оценки 5
I.1. Природа журналистского творчества 5
I.2. Публицистика как творчество 8
I.3. Понятие, характеристика и классификация блогов 11
Глава II. Журналистские составляющие блогов 16
II.1 Элементы журналистики в блогах 16
II.2. Анализ блогов на предмет наличия элементов журналистского творчества 18
Заключение 25
Список использованных источников и научной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Окончательная курсовая второй курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

LiveJournal как форма проявления журналистского творчества 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       Сегодня Интернет имеет огромное преимущество по сравнению с каждым отдельно взятым СМИ, ведь его техническая база развивается неимоверными темпами. Все больше людей начинают использовать сеть как основной канал коммуникации, как альтернативу печатным изданиям, радио и телевидению. Не удивительно, что традиционные СМИ активно работают в Интернете, пытаясь не потерять ту часть аудитории, которая решила впредь получать новости с монитора.

       Но не так давно в сети зародилось новое явление, которое непосредственно связано со средствами массовой информации, хотя многие эту связь отрицают. Речь идет о блогах – сетевых дневниках, ведение которых доступно каждому человеку, у которого есть компьютер, Интернет и желание высказаться.

       Люди, не имеющие никакого отношения к журналистике и СМИ, начали активно делиться со всеми желающими своими соображениями по поводу политики, искусства, культуры, социальных проблем и т.д. казалось бы, ничего особенного в этом нет – люди с помощью Интернета обсуждают волнующие их проблемы уже давно: форумы, чаты, доски объявлений – всем этим площадкам не первый десяток лет. Однако именно блоги вызвали самый сильный резонанс как в СМИ, так и среди общественности.

       Блоги сейчас актуальны как никогда. Они проникают, так или иначе, во все сферы жизни, ибо авторы их обычные люди с очень разными вкусами, интересами и ценностями. Однако вопрос о принадлежности сетевых дневников к СМИ все еще открыт. Это лишний раз подтверждает неопределенность статуса блогов и подчеркивает актуальность данного исследования.

       Цель курсовой работы - определить, являются ли блоги, в частности LiveJournal проявлением и отражением журналистского творческого начала.  

       Для решения поставленной цели нами выдвигаются следующие задачи:

       1. Дать определение творчеству

       2. Выделить особенности журналистского творчества

       3. Выявить элементы журналистики в блогах

       4. Проанализировать блоги с точки зрения выявленных элементов журналистского творчества.

       Объектом исследования выступает журналистское творчество пользователей блогосферы.

       Предмет исследования - блоги пользователей интернет-ресурса LiveJournal.

       Структура курсового исследования состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

       В ходе выполнения курсовой работы теоретическая глава строилась на научных исследования и трудах таких авторов, как Калмыков А. А., Коханова Л. А, Прохоров Е.П, Самарцев О. Р.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА I. Творчество в деятельности журналиста: проблемы изучения и критерии оценки

I.1. Природа журналистского творчества

       С точки зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество – это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса»1.

         Журналистское творчество - относится к духовно-практической деятельности человека, прежде всего журналистское творчество проявляется в самом процессе создания статьи, эссе, передачи, проведении исследования. Для полноценного восприятия аудиторией информации не достаточно сухого изложения фактов, журналист должен обладать талантом подачи материала, облечения фактов в интересную форму, не искажающую притом содержания2. Общепризнано, что специфика журналистского произведения обусловлена закономерностями журналистики как особого вида творчества, связанного, с одной стороны, с общественной жизнью, с другой, с литературными (и иными) способами реализации результатов творчества, устанавливающего зависимость между формой и содержанием произведения, между его функциями, принципами и предметом познания журналиста.3

       Журналистское произведение является конечным результатом познавательной и творческой деятельности журналиста. В общем виде это - информационный материал, созданный журналистом, обладающий специфическими выразительными средствами, предназначенный для передачи аудитории по печатным и электронным каналам СМИ и рассчитанный на произведение в ней определённых эффектов (от простого «узнавания новости» до «понимания» и «решимости действовать»

       В процессе же журналистского творчества рождается журналистское произведение. Так же как реализация совокупности технологий не тождественна процессу творчества, так и журналистский текст не исчерпывает журналистское произведение. Текст - продукт технологии, журналистское произведение - результат творческого созидания.

       Творчество - не есть технология и не есть труд в прямом смысле слова. Творчество есть «одухотворённое действие»4, в результате которого может выявляться сущность вещи.

         Журналистика - это своего рода «томограмма действительности, зафиксированной сиюминутно, которая, складываясь воедино, представляет целостную и полную картину мира во множестве срезов и отражает ее в целом с точностью научного инструмента»5.

       С другой стороны, журналистика по определению субъективна, так как, обобщая действительность, делает это не с точки зрения холодного и беспристрастного взора стороннего наблюдателя, кибернетического механизма оснащенного совершенными рецепторами, но отражает широчайший спектр личных и уникальных, субъективных видений отдельных событий и их оценок, которые выстраиваются в определенного рода панораму, разворачивающуюся перед аудиторией, столь же субъективно воспринимающей ее фрагменты»6.

       Наконец, журналистское творчество - это процесс духовного производства, в котором сочетаются коллективное и индивидуальное начало, рациональные и внерациональные способы познания, научные (логико-понятийные) и художественные (образно-эмоциональные) методы освещения общественной жизни.

       Журналистское произведение завершает творческий процесс автора, является своеобразным итогом его деятельности. И от того, насколько этот итог окажется созвучным ожиданию читателя, зависит эффективность публикации, ее реальное участие в общественной жизни.

 

I.2. Публицистика как творчество

 
---

       Журналистика  представлена всеми видами человеческого  творчества - научным, художественным, публицистическим. Первые два вида не являются  основными для журналистского познания действительности, но находят свое отражение в СМИ. Научные сведения необходимы для формирования правдивой картины мира в историческом, экономическом, политическом и др. аспектах, требующих верного, ориентированного на новейшие достижения цивилизации знания. Место их обнародования - не только научно-популярные журналы и программы, но и универсальные СМИ. Художественное вещание широко представлено на телевидении и радио, в литературных изданиях, посвященных литературе и  искусству.

       Ведущим в журналистике остается публицистический вид творчества. В теории масс-медиа  вопрос о наполнении понятия "публицистика" до сих пор остается открытым. Одни исследователи относят к публицистике исключительно художественно-публицистические жанры, другие ориентируются на рамки, установленные публицистическим функциональным стилем, третьи считают публицистикой любой предназначенный для СМИ текст.

       Е. Прохоров формулирует ряд характерных  для публицистического типа творчества черт. Это синкретичное творчество, объединяющее научное и художественное начала, воссоздающее "целостную панораму современности" через демонстрацию "характерных конкретных ситуаций", выявляющее глубинные взаимосвязи между явлениями действительности7.

       Подобно искусству, публицистика реализует  себя в различных жанровых формах. Жанр - это относительно устойчивая  структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца8. Жанры печати, например, по традиции, идущей из советской теории журналистики, принято делить на две большие группы: информационные (заметка, интервью, репортаж, отчет) и аналитические (статья, обозрение, комментарий). В некоторых случаях деление происходит на три группы – из числа аналитических вычленяются художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет.

       Журналистику  всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в  способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»9, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»10. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста.

       Еще M.M. Бахтин отмечал, что существуют два  момента, определяющие текст как  высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»11. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов – явления действительности и личности автора.

       Любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее12. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.

       Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно  по своей природе носит синтетический  характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

I.3. Понятие, характеристика и классификация блогов

 

       Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах)13.

Информация о работе LiveJournal как форма проявления журналистского творчества