Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:47, курсовая работа
Периодическая печать Краснодарского края имеет более чем вековую историю. В процессе ее возникновения и становления проявлялись закономерности, обусловленные общественно-политическим, экономическим и культурным развитием страны. А в большей степени региональной спецификой, которая заключается в пестром национальном составе населения, своеобразном укладе жизни, вековых традициях казачества. Екатеринодар был основан в 1793 г. переселившимися на Кубань черноморскими казаками почти на том самом месте, где за 15 лет до этого солдаты А. В. Суворова построили укрепление. Первоначально город выполнял чисто военные функции. В южной части была построена крепость по подобию Запорожской Сечи
Введение
«Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение
периодической печати.
Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.
Издание первой кубанской газеты .
«Культурная жизнь» на страницах периодических изданий.
Газета «Красное знамя».
Краевая газета «Большевик».
Заключение
Библиография
1895 год. Газета
«Кубанские областные
Для справки :
Евгений Иванович Посполитаки вошел в историю Кубани как основатель Екатеринодарской школы рисования.Родился он в Темрюке в 1852 году. После окончания Кубанской войсковой гимназии 20-летним юношей едет в Петербург и поступает в строительное училище, а затем – переходит в Академию художеств. Оставив Академию, молодой Посполитаки уезжает в Москву к родственникам, а оттуда – на несколько лет в Париж, чтобы усовершенствоваться в живописи. В Париже он учится в лучших академиях. Евгений Иванович Посполитаки мечтал, чтобы его школа рисования существовала «долгие и долгие годы и была бы видным просветительным учреждением России и гордостью Екатеринодара». И хотя школу Посполитаки не утвердила Академия художеств, она была «первой ласточкой на Кубани».
1898 год. На
екатеринодарской сцене
1912 год. В Екатеринодаре в Зимнем театре концерт, как отмечала газета «Кубанские областные ведомости», «талантливого певца (лирического тенора), одного из крупнейших представителей русской классической вокальной школы Леонида Собинова».
В марте 1912 года Леонид Витальевич Собинов пел в Екатеринодаре во второй раз. Следующие (и последние) гастроли великого тенора в столице Кубани состоялись лишь 18 лет спустя.
1913 год. Заведующий
Кубанским войсковым
2.«Культурная жизнь» на страницах периодических изданий.
2.1.Газета «Красное знамя».
В 1920 году вышел первый номер газеты «Красная Кубань», органа временного Кубанского исполкома. Она издавалась до 25 апреля того же года, а затем на основе газет «Красноармеец» и «Красная Кубань» 27 апреля была создана новая – «Красное знамя», орган Кубано-Черноморского революционного комитета, политотдела 9-й армии и областного комитета РКП (б). По формату газета была большой, объем-2 печатных листа (4 полосы). Первым редактором газеты был А. Димант. В 1922 году на страницах «Красного знамени» печаталась газета «Молодежь Кубани», в 1923 г. литературное приложение. Широко используется форма писем от читателей, злободневные статьи, стихи, фельетоны. Культурные события теперь уже ставшие историческими, освещались в хронике тех дней на страницах «Красного знамени»:
- «В Кубанском
университете состоялся вечер
памяти А. Блока.
- «Маяковский выступает в Краснодаре в бывшем Зимнем театре»(«КЗ» 1926 г.) Поэт прибыл в Краснодар накануне. В черном пальто с каракулевым воротником, в черной каракулевой шапке и с толстой тростью в руках. Маяковского интересовало все. На вокзале поэта поразило бюрократическое объявление, запрещавшее задавать вопросы билетному контролеру. И это послужило основанием написать стихотворение "Строго воспрещается…"
Сопровождавший поэта корреспондент кубанской газеты "Красное знамя" Ленч вспоминал об этих прогулках по Краснодару:
"…Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… "Когда построено это здание? Что здесь помещается?.." Получив ответ, удовлетворенно кивает головой. Если я ответить не могу - недовольно хмурит брови: "Живете в этом городе и не знаете. Нехорошо!".
Бывший рабфаковец Пашков, также отмечая внимательный интерес Маяковского к городу, приводит и такой эпизод. Когда поэт стоял около бывшего памятника Екатерине II и рассматривал "верхушку столба с вензелем", к нему подошел неожиданно появившийся откуда-то лохматый беспризорник и попросил на хлеб. Маяковский, "медленно шаря по карманам, глухо пробасил: "Продымишь или проиграешь?" - и достал рублевую бумажку…"
Выступление
поэта в кинотеатре "Мон Плезир"
прошло с аншлагом, в тот же день
он вступил и в клубе
Владимир Маяковский читал новые стихи, рассказывал о поездке в Америку, отвечал на вопросы.
"Когда он признался, что пишет стихи о Краснодаре, с разных мест понеслось:
- Прочтите их, прочтите!
- Нет, товарищи,
стихотворение только
Стихотворение "Краснодар" было опубликовано в журнале "Красная нива" (№24/1926 год) под названием "Собачья глушь". Позже Маяковского упрекали, что "не о собаках надо было писать, а о кубанской пшенице". В связи с этим журналист Ленч пояснял:
"…Очаровательно
шутливое стихотворение
В стихах "вождя левого фронта искусств" (так называла поэта газета "Красное знамя"), есть и другая точная деталь - солнце. Давно ушел в историю 1926 год, а яркий февральский день его живет в строках:
Северяне вам наврали
О свирепости февралей:
Про метели,
про заносы,
Про мороз розовоносый.
Солнце жжет
Краснодар,
Словно щек
краснота.
Красота!
Вымыл всё февраль
и вымел –
Не февраль,
а прачка,
И гуляет
мостовыми
Разная собачка.
Подпрыгивают фоксы –
Показывают фокусы.
Кроме лапок,
вся, как вакса,
Низко пузом стелется,
Волочит
вразвалку
такса
Длинненькое тельце.
Бегут,
трусят дворняжечки –
Мохнатенькие ляжечки.
Лайка
лает,
взвивши нос,
На прохожих Ванечек;
Пёс такой
уже не пёс,
Это –
одуванчик.
Легаши,
сеттера,
Мопсики, этцетера.
Даже
если
пара луж,
В лужах
сотня солнц
юлится.
Это ж
не собачья глушь,
А собачкина
столица.
- «В Краснодаре состоялся вечер памяти поэта А.С. Пушкина. Со вступительным словом выступил С.Я. Маршак («КЗ» 1922).
- 20 декабря
1925 г. в Зимнем театре шел
спектакль для рабочих,
«Первый опыт приближения театра к рабочим массам оказался удачным»,-заключала газета.(«КЗ» 1925 г. 22 декабря). 10
-24 февраля1928 г. На Кубани праздновалась Масленица.
Корреспондент газеты "Красное знамя" писал:
"В Краснодаре
на Покровке подвыпившему
Надо сказать, что несмотря на все приметы новой жизни в стране, Масленицу отмечали традиционно - блинами, варениками и вот - "цеплянием колодок" тем "женихам" и "невестам", которые в минувший сезон не обзавелись семьей.
Далее в газете читаем: "…Базарный дед с гармошкой, под которую он обычно благочестиво вытягивал "Мимо царствия проходю", явно учел момент и нанял беспризорника с бубном.
Вместо набожных вздохов трехрядка заливалась отчаянным гопаком. А беспризорный, сделав каменное лицо, наяривал в бубен, пуская, где надо, трель. Семипудовые тети из масляного ряда, грациозно подняв правую руку, заходили в круговую. "Ты ж мене пидманула, ты ж мене пидвела", - выпевала трехрядка. А бубен ухал и позвякивал погремушками…"
-28 апреля1930 г. Газета «Красное знамя» писала:
«Кубанский научный музей обращается к жителям Кубани с призывом «сохранить исторические негативы».
Многочисленные
фотографы, профессионалы и любители,
фиксируют те или иные моменты
социалистического
Музей просит передавать негативы «о великом строительстве на Кубани» на вечное хранение в фототеку исторического отдела музея».
Благодаря этой и последующим подобным акциям была собрана обширная фототека, хранящаяся ныне в фондах Краснодарского краевого историко-археологического музея-заповедника.
-1930 год. На краснодарских улицах проходил «антирождественский» карнавал. «Такого грандиозного карнавала Краснодар не видел давно, - писала газета «Красное знамя». – Огни факелов, плакаты, лозунги; весь свободный от труда пролетариат был в этот вечер на улицах…». Основное действо совершалось у Александро-Невского собора, в здании которого открывался Дом культуры. Он был «буквально осажден». Вся площадь перед Белым собором запружена демонстрантами. В разных концах площади – летучие митинги, песни, пляски: рабочие Краснодара превратили «религиозный праздник «сочельник» в пролетарский праздник победы на культурном фронте». Христианский храм, один из лучших в городе памятников архитектуры, по злой воле одних и невежеству других разукрашенный теперь нелепыми «лентами разноцветных огней», а внутри – плакатами, диаграммами, экспонатами и лозунгами, «наглядно рисующими зло религии», на состоявшемся митинге был торжественно объявлен Домом культуры. Над колоннами демонстрантов победно реял лозунг: «Трактор в поле – конец Божьей воле».
Информация о работе «Культурная жизнь» на страницах периодических изданий