Культура Кубани в периодике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение «культурной» жизни Кубани на рубеже веков и ее отражение на страницах периодических изданий того времени.
Исходя из указанной цели, можно выделить поставленные задачи:
1. Рассмотреть сферу духовной жизни жителей столицы Кубани, выделить основные направления.
2. Изучить особенности первой Екатеринодарской газеты.
3. Выявить появление первых публикаций посвященных искусству
и просвещению.

Содержание

Введение
1. «Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение
периодической печати.
1.1 Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.
1.2 Издание первой кубанской газеты .
2. «Культурная жизнь» на страницах периодических изданий.
2.1 Газета «Красное знамя».
2.2 Краевая газета «Большевик».
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 59.79 Кб (Скачать)

                                                       CОДЕРЖАНИЕ       

Введение    

  1. «Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение

периодической печати.

    1. Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.
    2. Издание первой кубанской газеты .
  1. «Культурная жизнь» на страницах периодических изданий.
    1. Газета «Красное знамя».
    2. Краевая газета «Большевик».                                                                     

           Заключение

           Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ

Периодическая печать Краснодарского края имеет более  чем вековую историю. В процессе ее возникновения и становления проявлялись закономерности, обусловленные общественно-политическим, экономическим и культурным развитием страны. А в большей степени региональной спецификой, которая заключается в пестром национальном составе населения, своеобразном укладе жизни, вековых традициях казачества. Екатеринодар был основан в 1793 г. переселившимися на Кубань черноморскими казаками почти на том самом месте, где за 15 лет до этого солдаты А. В. Суворова построили укрепление. Первоначально город выполнял чисто военные функции. В южной части была построена крепость по подобию Запорожской Сечи. Она занимала важное место в Черноморской кордонной линии. После окончания Кавказской войны город становится центром Кубанской области. К концу XIX в. это крупный центр пищевой промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Владикавказская железная дорога связывает его со многими районами страны.

     К началу XX в. Екатеринодар вырос в крупный культурный центр Северного Кавказа: выходят газеты, создаются Кубанский войсковой музей, картинная галерея, имеется несколько гимназий, реальное училище, открыты публичная библиотека, театр. Стараниями многих архитекторов формируется самобытный облик города, о котором в казачьей среде говорят: "Наш маленький Париж". Екатеринодар - один из первых городов России, в котором был пущен электрический трамвай. В декабре 1920 г., после установления советской власти, город был переименован в Краснодар.

    Целью моей курсовой работы является рассмотрение «культурной» жизни Кубани на рубеже веков и ее отражение на страницах периодических изданий того времени. Исходя из указанной цели, можно выделить поставленные задачи:

  1. Рассмотреть сферу духовной жизни жителей столицы Кубани, выделить основные направления.
  2. Изучить особенности первой Екатеринодарской газеты.
  3. Выявить появление первых публикаций посвященных искусству

и просвещению.

Объектом  выполненной курсовой работы является культурная жизнь

столицы края на рубеже 19-20 века. Предметом - ее отражение на страницах периодических изданий.

Актуальность темы состоит в малой освещенности того, как писали об искусстве и просвещении в периодической печати 19-20 вв. на Кубани. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение периодической печати.

1.1.Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.

     Конец 19 начало 20 века в российской истории было временем кардинальных перемен в сфере экономики культуры, всего уклада жизни общества. Эти перемены были заметными не только в столице и крупных городах , но и в провинции. В число развитых в культурном отношении регионов России все увереннее входила Кубань – бывшая пограничная военизированная территория. В последние десятилетия 19 в, когда на Кубани окончились военные действия, войсковой город Екатеринодар  стал гражданским центром. быстрыми темпами распространялась грамотность, создавались учебные заведения, увеличивалась численность интелегенции , возрастал интерес к печатному слову, литературе, искусству.

   С 80-х годов 19 века на Кубани возникали объединения любителей искусства. Артистические общества, общества любителей изящных искусств. Музыкально-драматические кружки создавались как в городах , так и в сельской местности. Широкое распространение получило театральное любительство.

Развитие профессионального художественного творчества на Кубани тесно связанно с деятельностью коллекционера Ф. А. Коваленко , создавшего в 1904 году картинную галерею в Екатеринодаре. По его инициативе, с 1905 г. в галерее наряду с постоянными стали проводиться периодические выставки картин, в которых участвовали художники со всей России.

В конце 19 начало 20 века на Кубани возникли художественные учебные заведения. В 1900 году Е.И. Посполитаки основал художественную школу в Екатеринодаре . 1

   В 1909 г. В Екатеринодаре появляется музыкальное училище. Значительное место в становлении музыкальной культуры Кубани принадлежит оркестру и хору Кубанского казачьего войска, основанном еще в 1811 г. 2 К началу 20 века войсковой оркестр, пройдя почти вековой этап обслуживания вечеров в Войсковом собрании превратился в интересный высококвалифицированный симфонический коллектив.

 

С Кубанью начала века связанны судьбы ряда русских писателей. На побережье- на дачах или в своих поместьях – жили В.Г. Короленко (в Джанхоте), С.И. Васюков (в Архипо-Осиповке), И.Ф. Наживин (вблизи интеллигентской колонии толстовцев «Криница», между Геленджиком и Архипо-Осиповкой), Е.Ю. Кузьмина-Караваева – будущая легендарная мать Мария (в Анапе), В.И. Дмитриева (в Сочи). 3

   Важным элементом художественной  жизни Кубани были гастроли  творческих коллективов и отдельных исполнителей. Начало им было положено еще в 70 е годы 19 века. В первые годы 20 в. Поток гастролеров по сравнению с прежними временами значительно увеличился. Этому способствовали как рост интереса к искусству среди населения, так и появления специальных театральных помещений. Гастролировали на Кубани знаменитые певцы Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, А. Вяльцева, скрипачи Л. Ауэр, Е. Цимбалист, М. Эрденко , пианисты А. Зилоти, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Рубинштейн.4

   Кубанскую ителлигенцию  интересовала литературно-художественная  жизнь крупных российских городов.  Библиотеки Кубани выписывали столичные журналы , издавали каталоги , в том числе и специально посвященные литературной критике, языкознанию и искусству.

   Многие сведения по литературе  и искусству содержались в  местных периодических изданиях, число которых после 1905 г. стремительно возросло. Редактировали кубанские газеты хорошо образованные и не чуждые искусству люди. Были среди них талантливые литераторы и публицисты : Л.М. Мельников («Кубанские областные ведомости», «Ейский вестник», «Новороссийская жизнь»), Я.В. Борисов («Степь»), В.А. Потапенко («Новая заря»), Б.М. Городецкий («Кубанская мысль»), М.К. Седин («Прикубанские степи»), М.Ф. Доронович (армавирская «Отклики Кавказа»). На страницах газет регулярно сообщалось о новинках: книгах, нотах, художественных изданиях, поступивших на книжные склады местных магазинов. Кубанские подписчики имели представления о жизни и творчестве писателей, мастеров искусства благодаря столичным (А. Белому, Н.Абрамовичу, С. Городецкому) и местным авторам. В газете печатались произведения признанных мастеров того времени – М. Горького, И.Бунина, В. Короленко, Е. Чирикова – и молодых, подававших большие надежды : А.Грина, В. Гофмана, С.Маршака. Перед приездом на Кубань артистов, музыкантов, художников, литераторов в газетах обязательно появлялись заметки об их творчестве.

   Кубанские корреспонденты  давали информацию о событиях  художественной жизни Кубани в столичные журналы: «Музыкальный современник»,»Театр и искусства» и др.

Политика местных властей по отношению к художественной жизни  края была довольно активной. Газеты печатавшие материалы откровенно крамольного содержания, штрафовались и закрывались. Так произошло с газетами «Степь», «Заря», «Свобода» и др. Но в целом к прессе власти относились лояльно. Закрытые газеты возрождались под новыми названиями. В течение многих лет редакторами и членами редакционных коллективов местных газет были участники первой русской революции, активные деятели различных политических партий. Кубанская пресса, как вспоминал журналист А. Лукашевич , по сравнению с провинциальной прессой Центральной России и Севера отличалась большей актуальностью, красочностью, обилием фельетонов на политические темы. 5

   Начавшаяся в 1914 г. Первая  мировая война нашла отклик  в художественной жизни Кубани. Военная тема стала преобладать на страницах периодики. Однако серьезных изменений в течение художественной жизни война не внесла . Как и в мирное время прошли периодические выставки в Екатеринодарской картинной галерее (в 1915 –четырнадцатая , в 1916  - пятнадцатая). Продолжали работать театры, приезжали гастролеры. «Громокипящий», скандально известный, ошеломляющий публику своими необычными стихами Игорь Северянин вызвал противоречивые и отрицательные отклики в прессе, но слушателей его дар, заинтересовал. И. Северянин побывал в Екатеринодарской картинной галерее. В книге отзывов он написал поэму «Весенний день». 6

       

 

 

 

 

 

1.2.Издание первой кубанской  газеты.

Первый номер  первой кубанской газеты «Кубанские войсковые ведомости» вышел 30 марта 1863 г. (по старому стилю). Эта газета как и все губернские и областные ведомости, издавались администрацией. Издание состояло из 2-х отделов: официального – где печатались распоряжения и приказы местных властей и неофициального предназначенного для трудов по местной истории, этнографии, географии и статистике. Каждый отдел имел своего редактора: официальный- начальника канцелярии областного правления, неофициальный- чаще всего члена-секретаря губернского (областного) комитета. В начале 1871 г. Газета стала называться «Кубанские ведомости», а с №8 1871 г. вплоть до 1917 г. – «Кубанскими областными ведомостями». До 1893 г. газета печаталась еженедельно, потом 2 раза в неделю, в 1895 г.- стала ежедневной.

Газета «Кубанские областные ведомости» также имела две части: официальную и неофициальную. Первая часть содержала правительственные распоряжения и казенные объявления. Во второй помещались очерки, рассказы, информации и статьи. Особой популярностью у читателей пользовались исторические, географические и статистическо-экономические материалы. На страницах «Кубанских областных ведомостей» появлялись публикации, подчас шедшие вразрез с официальной точкой зрения.

   Первые редакторы неофициальной части: Лев Прага, Георгий Есаулов, М.Гегидзе. Наиболее плодотворной и прогрессивной деятельностью отличались сотрудники редакции Евгений Фелицын, Владимир Скидан и Лука Мельников. Период редактирования Евгением Фелицыным неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» (1879 - 1893 годы) современники справедливо считали временем начала расцвета газеты. Одаренный историк-краевед, Евгений Фелицын не только сам много писал в газете, но и открывал двери корреспондентам, печатавшим статьи на исторические темы. Наиболее интересными публикациями времени его редакторства были статьи и очерки, посвященные сельскому хозяйству и рабочему классу Кубанской области. Ценны также статистические описания отдельным страницу, составленные по программе подворных исследований, предложенной самим Евгением Фелицыным. 7

    С сорокового номера в 1893 году редактором неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» стал Владимир Скидан. Он добился ежедневного издания газеты, ввел новые отделы. При нем в «Кубанских областных ведомостях» были опубликованы «вольные» статьи, вызвавшие возмущение властей. На смену Владимиру Скидану пришел Лука Мельников, при котором газета превратилась в одно из лучших изданий на Северном Кавказе. Лука Мельников привлек к работе в «Ведомостях» большую группу учителей, писавших о тяжелом положении и борьбе рабочих против капиталистической эксплуатации. Наиболее активными сотрудниками были К.Макаренко, Н.Н.Попандопуло, Л.К.Розенберг, А.А.Белобородов. Редактор покровительствовал начинающим публицистам и писателям. В газете сотрудничали Николай Канивецкий и Федор Гладков. Первые рассказы Федора Гладкова «К свету» (1900 год), «После работы» и «Максютка» (1901 год) были опубликованы в «Кубанских областных ведомостях».

На страницах  неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» поднимались злободневные и острые по тем временам вопросы. В номере 242 за 1901 год была опубликована корреспонденция «Л.Н.Толстой на Южном берегу Крыма». Редактору было поставлено на вид за невыполнение приказа Главного управления по делам печати «не дозволять к печати никаких известий о проезде графа Льва Толстого на юг, о встречах, устраиваемых ему, и о приветствиях, обращаемых к этому писателю со стороны его почитателей». Кроме того, Луке Мельникову было указано на то, что он не имел права помещать в газету судебный отчет по делу полицейского пристава Крюковского, обвиняемого в превышении власти, и фельетон на украинском языке под заглавием «Ылько».

     И, наконец, особый гнев властей вызвала опубликованная в «Кубанских областных ведомостях» статья учителя Льва Розенберга «Эпизод из доброго старого времени» (к 41-й годовщине отмены крепостного права). В Главном управлении усмотрели, что эта статья подрывает престиж дворянского сословия, и доложили об этом министру внутренних дел Дмитрию Сипягину.

 После  ухода из редакции Луки Мельникова  материалы неофициальной части  «Кубанских областных ведомостей»  потеряли свою остроту. Газета приняла вид официоза и просуществовала до 1917 года. Для более полной картины, ниже приведу некоторые выдержки из публикаций газеты о культурной жизни горожан на рубеже 19-20 вв.

     1894 год. Газета «Кубанские областные ведомости» писала о том, что в этот день «артист Дуров дал в цирке спектакль, третья часть сбора от которого была предназначена для Екатеринодарского благотворительного общества». Речь шла о знаменитом русском цирковом артисте и дрессировщике животных Владимире Леонидовиче Дурове. Это был первый приезд артиста на Кубань.

Информация о работе Культура Кубани в периодике