Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:19, реферат
Когда разрабатываются законы, предоставляющие свободу публичного выражения мнения, это является знаком того, что государство готово слушать своих граждан. Государство в этом случае должно признать, что разные люди имеют разные мнения, и должно мириться с направленной против их авторитета критикой, порой и неудобной критикой. Но история права показывает, что подобную открытость государства следует рассматривать как исключение, а не как правило.
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Конституционно-правовые стандарты информационного обмена в России……………………………………………………………………….4
• Проблема научной дискуссии………………………………………5
• Гарантии деятельности СМИ……………………………………….7
• Специализированные законодательства о СМИ…………………..8
3. Заключение…………………………………………………………………..
4. Список использованной литературы
Содержание
Введение
Когда разрабатываются законы, предоставляющие свободу публичного выражения мнения, это является знаком того, что государство готово слушать своих граждан. Государство в этом случае должно признать, что разные люди имеют разные мнения, и должно мириться с направленной против их авторитета критикой, порой и неудобной критикой. Но история права показывает, что подобную открытость государства следует рассматривать как исключение, а не как правило.
Так, например, после Февральской революции было принято три закона, закрепивших свободу прессы и литературы, упразднивших цензуру. Однако после 1917 года одним из первых декретов нового правительства был посвящен ограничению свободы прессы.
Теоретически свобода прессы была гарантирована и в социалистическое время. Только вот мнения, которые не стояли на службе социалистического общественного строя, не были защищены. Именно это и является характерным признаком недемократических режимов, неудобные мнения и критика стояли особняком.
Однако и демократическое государство мирится не со всеми мнениями. Недопустимые взгляды подавляются, подвергаются уголовному преследованию. Но где же граница между мнениями, приемлемыми для общества и уже не приемлемыми для него? Европейский суд по правам человека дает весьма выразительный ответ, который можно коротко сформулировать следующим образом: «в случае сомнений - решение в пользу свободы мнений»1. Ведь свобода выражения мнений – это основа законодательства в прессе и СМИ. Венгерский Конституционный суд даже употребляет такое выражение, как «материнское» начало основных коммуникативных прав2. Поэтому свободу выражения своего мнения и свободу его распространения через СМИ всегда следует рассматривать как единый комплекс.
Этот
комплекс включает в себя два аспекта.
Во-первых, это правовые мероприятия, а
во-вторых, это баланс между свободой выражения
мнений и другими охраняемыми Конституцией
правами, например, правом на личное достоинство
или государственную безопасность. Остается
один вопрос, какая роль должна быть отведена
праву и насколько правосудие конституционного
суда может вмешиваться в процесс формирования
мнений?
На этот
вопрос я попробую ответить в своей курсовой
работе.
Предметом
данной работы является Конституция РФ.
Объектом
– СМИ как средства информационного обмена,
ограниченные правовыми стандартами.
Задача
данной работы – выявить минусы и плюсы
конституционно-правового регулирования
информационного обмена в России, рассмотрев
проблемы дискуссии, гарантии деятельности
СМИ, а также проблемы специализированного
законодательства о СМИ.
В
силу того значения, которое признается
за свободой слова во всей Европе, соблюдение
гарантии основных прав понимается как
показатель правового государства, может
быть именно поэтому этот вопрос постоянно
находится в центре пристального внимания.
Конституционно-правовые
стандарты информационного
обмена в России
Опыт
исторического и
По первому моменту стоит обратить внимание на идею создания партийного правительства, характерного, кстати говоря, для парламентской республики. С учетом отечественных традиций бюрократии совсем не обязательно письменно формулировать санкции на инакомыслие. Партийный президент и правительство – сами по себе достаточные символы и достаточное руководство для всей вертикали власти.
По
второму моменту, касающемуся закрепления
идеологии в законе, стоит вспомнить
о Доктрине информационной безопасности,
утвержденной президентом РФ 9 сентября
2000 г. Содержание этой доктрины – это отдельный
вопрос, но не менее интересным, а может
быть и более, является вопрос формы. Доктрина
– крайне особенный документ с точки зрения
права. Доктрина не является нормативным
актом, а, как сказано в ее тексте, представляет
собой совокупность официальных взглядов
на цели, задачи, принципы и основные направления
обеспечения информационной безопасности.
Такое положение весьма уязвимо для критики
с точки зрения конституционного запрета
на государственную идеологию. Причем,
уязвимо еще и потому, что касается отношения
информационной сферы. И потому, что собрание
официальных взглядов представляет собой
некое подобие закона об обязательной
идеологии.
Проблема
научной дискуссии
Проблема
отечественной научной
Необходимо усложнение системы информационных прав. Такое усложнение связано с двумя конституционными правами, которые не нашли пока надлежащего места в правозащитной и научной дискуссии: право на доступ к правительственной информации и право универсального доступа.
Право на доступ к правительственной информации является одним из стандартов информационного обмена. В России это право известно с начала 90-х гг. В Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.указывалось, что органы власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Любопытно заметить, что это положение содержалось в самостоятельной ст. 31, в то время как свобода слова и печати в ст. 13. Этот момент особенно важен, так как в действующей Конституции это положение, по существу, потеряло свое место. Теперь оно расположено в статье, гарантирующей право на частную жизнь, т.е. в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. Значение права на доступ к правительственной информации в том, что это камень предкновения для административной реформы. Упоминание этого права среди проблем деятельности СМИ важно потому, что им разрушена монополия СМИ на обение с властью.
Отчет о состоянии дел в государстве вправе получить не только редакции СМИ в соответствии со ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», но и граждане. Это право, без сомнения, расширяет поле политического диалога в обществе и обеспечивает демократизм власти, поэтому важно не забывать об этом элементе правового статуса человека.
В связи с развитием системы информационных прав важно сказать еще об одном аспекте. В нашей, к сожалению, не нашел адекватного выражения вопрос о становлении нового конституционного права социально-экономического характера. Это право имеет непосредственное отношение к правовому статусу человека в сфере информационного обмена. Это право всеобщего, универсального и равного доступа к телекоммуникационным средствам. В статье 57 Федерального Закона «О связи» от 7 июля 2003 г.
№ 126-ФЗ,
который вступил в силу с 1 января 2004 г.
указано, что в Российской Федерации гарантируется
оказание услуг по передаче данных и предоставлению
доступа к сети «Интернет» с использованием
пунктов коллективного доступа. Причем
в поселениях с населением не менее чем
пятьсот человек должен быть создан не
менее чем один пункт коллективного доступа
к сети «Интернет». Разумеется, налицо
одно из положительных следствий реализации
Федеральной целевой программы «Электронная
Россия». А что же в реальности? Проблема
до сих пор актуальна. И заключается он
в том, что до сих пор не ведется обсуждения
вопросов реализации и защиты этого права,
несмотря на то, что Интернет является
перспективной средой для развития политического
плюрализма в нашей стране. Огромное количество
населенных пунктов лишены доступа в интернет,
а те, кто имеет такую возможность, зачастую
не могут ею воспользоваться из-за высоких
тарифов и очень низкой скорости. Да и
вообще, стоит ли говорить о возможности
выхода в интернет, когда в нашей стране
по-прежнему существуют сотни населенных
пунктов, в которых отсутствует даже телефонная
связь!
Гарантии
деятельности СМИ
Следующий
момент, о котором следует упомянуть,
это каким образом в
Фактически практика в области развития гражданских институтов контролируется сверху как в отношении СМИ, так и в отношении политических партий и других институтов гражданского общества. Причем зачастую это не всегда удачная практика, если вспомнить, например, о «делах» НТВ и ТВ-6. Следовательно, в Конституции вполне можно было бы закрепить основы правового статуса СМИ. В настоящее же время есть одно положение, которое напрямую касается СМИ – ч. 5 ст. 29, где указано, что гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура. Некоторые исследователи полагают, что к свободе СМИ как организаций это положение не относится, например, потому, что ст. 29 находится в главе о статусе человека и гражданина.
Однако,
с моей точки зрения, право на
свободу массовой информации включает
в себя право граждан на свободное
получение общедоступной
Специализированные
законодательства о
СМИ
Законодательство о СМИ является частью конституционного законодательства. Попытка Индустриального комитета при разработке проекта закона «О средствах массовой информации» определить его в хозяйственное законодательство была абсолютно не оправданна. Одной из основных проблем законодательства о СМИ является то, что оно имеет весьма не законченный вид. Охарактеризуем три базовые проблемы: модель государственного управления в сфере СМИ, общественное вещание и санкции в отношении СМИ.
Действующая модель управления в сфере СМИ располагает профильным правительственным ведомством. Этот вариант управления весьма устарел. Конституционно-правовая практика показывает, что в области общественных отношений политический компромисс имеет особое значение. Поэтому создаются органы особого рода, которые отличаются, прежде всего, плюралистическим типом формирования. Это органы в сфере общего законодательства, конституционной юстиции, в сфере организации и проведения выборов. Получается, что информационно-идеологическая система общества также выступает особой средой со своими различными мнениями. Поэтому, типовые модели управления не могут справиться с наличием такого количества взглядов и не могут дать полезного результата. Видимо, это стало причиной упразднения Министерства печати. Требуются неправительственные органы с особым порядком формирования и финансирования, который обеспечивал бы его независимость.
Информация о работе Конституционно-правовые стандарты информационного обмена в России