Конституционализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Основной источник отечественного конституционного права, безусловно, представляет собой Конституция РФ.
Термин "конституция" (от лат. constitutio — установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древнем Риме и Древней Греции. Однако в нынешнем понимании (т. е. в качестве основного закона государства) он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований. Вообще конституция — обязательный атрибут и важнейший институт демократии.
Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме. Ее принятие можно рассматривать как компромисс различных политических сил и социальных групп общества, поскольку к этому времени в России имело место достаточно острое противостояние различных политических сил, проявлявшееся в открытом противостоянии, в том числе и вооруженном, и органов государственной власти — прежде всего главы государства (Президента РФ) и высшего законодательного органа страны (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ).

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Основные принципы Конституции Российской Федерации 1993 года
Демократизм и полновластие народа……………………………….5
Законность………………………………………………………….....6
Равноправие и полноправие граждан……………………………….7
Гуманизм……………………………………………………………...8
Государственное единство…………………………………………...9
Равноправие и самоопределение народов…………………………..9
Разделение властей………………………………………………….10
Идеологическое многообразие, многопартийность………………10

Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года
Учредительный характер …………………………………………..12
Легитимность ……………………………………………………….13
Верховенство………………………………………………………..13
Стабильность………………………………………………………..14
Прямое действие…………………………………………………….15
Реальность…………………………………………………………...16
Юридическая база текущего законодательства…………………...17
Программность……………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

конституционализм.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

       Согласно  ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. 
Данный принцип отражен также в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов. 
             1.7 Разделение властей

       Конституция РФ 1993 г. относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. В соответствии со статьей 10 государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собраниемпарламентом Российской Федерации, исполнительная властьПравительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная властьКонституционным Судом РФ и системами общих и арбитражных судов во главе, соответственно, с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Президент РФ является главой государства, он — гарант Конституции РФ и в качестве такового обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства.

       1.8 Идеологическое многообразие, многопартийность

       Многопартийность или идеологическое многообразие - наличие в стране нескольких или многих политических партий, реально участвующих в политическом процессе. Основой многопартийности является конституционный принцип свободы образования и деятельности политических партий. Реальную многопартийность следует отличать от мнимой в двух ее разновидностях: когда наличие нескольких маловлиятельных партий лишь прикрывает однопартийную систему и ее монополию на власть и когда наличие большого числа мелких, маломощных, верхушечных партий не дает еще качественно нового образования — многопартийной системы. Для этого необходимо существование нескольких политических партий, которые представляют все основные политико-идеологические спектры общества и соперничают в борьбе за государственную власть или участие в ней. Такая многопартийность свойственна всем современным демократически ориентированным государствам, в том числе и тем, где действует так называемая двухпартийная система, которую не следует понимать в том смысле, что в стране имеются лишь две партии. В действительности их всегда больше, но только две наиболее крупные партии, занявшие в ходе исторического развития господствующие политические позиции, имеют возможность сменять друг друга (иногда при поддержке небольших партий) у власти. Конституция РФ 1993 г. подтвердила право на свободу объединений (статья З0 ), а следовательно, и политических партий. Она провозгласила в качестве одного из принципов конституционного строя Российской Федерации политическое многообразие, многопартийность (статья 13, часть 3). Большинство политических партий не имеют сколько-нибудь значительного политического веса, слабы в организационном отношении. В политических партиях состоит менее 3 % взрослого населения страны. (2)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Юридические свойства  Конституции Российской Федерации  

       Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов  текущего законодательства.

       К юридическим свойствам Конституции  относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

       2.1 Учредительный характер 

       Учредительный характер Конституции проявляется  в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм  их иерархию в правовой системе.

       Таким образом, федеральная Конституция передает решение вопросов в этой сфере на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законодательством. Следовательно, такие основы конституционного строя, как республиканская форма правления, верховенство права и закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, имеют определяющее значение для организации представительных и исполнительных органов государственной власти. (5)

       2.2 Легитимность 

       Легитимность  Конституции состоит в том, что  она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

       Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

       2.3 Верховенство

       В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства.

       Верховенство  Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

       Верховенство  Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

       Верховенство  Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют  свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). (3)

       2.4 Стабильность 

       Стабильность  Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.  Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

       Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

       Проблема  обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

       а) когда закрепленные нормой Конституции  РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

       б) когда суд придет к выводу, что  федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  РФ, противоречит ей;

       в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

       г) когда закон либо иной нормативный  правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. (9)

       2.5 Прямое действие 

       Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции  РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

       Проблема  обеспечения прямого действия Конституции  РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»,  где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

       а) когда закрепленные нормой Конституции  РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и  не содержат указания на возможность  ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего  права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

       б) когда суд придет к выводу, что  федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  РФ, противоречит ей;

       в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

       г) когда закон либо иной нормативный  правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.(8)

       2.6 Реальность 

       Как одну из основных черт конституций  реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.

       Реальность  любой конституции, в том числе  и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от основного закона, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

       О реальности конституции свидетельствует  исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Информация о работе Конституционализм