Этика взаимодействия сотрудников пресс-службы и журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать проблему этики взаимоотношений pr-специалистов (в штате пресс-службы) и журналистов.

Задачи:

Определиться с дефинициями и определениями этики.
Проследить историю развития профессиональной этики в сфере массовой коммуникации в России
Дать оценку этичной позиции журналиста и работника пресс-службы с точки зрения теории
Дать оценку этичной позиции журналиста и работника пресс-службы на примере кейса УВД по Томской области и томских СМИ в связи с делом о смерти журналиста в медвытрезвителе г. Томска.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Этика как наука и явление духовной жизни 5

Глава 2. Проблема профессионально-нравственной регуляции журналистской и PR-деятельности (в рамках работы пресс-службы) 15

Заключение 37

Литература 38

Работа содержит 1 файл

Этика_01.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Категории второй группы – благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – отражают те критерии морального поведения, те ценностные ориентиры, которые общество выработало и продолжает содержательно обогащать на протяжении всей своей истории. Отсюда историческая изменчивость содержания этих категорий и зависимость его от национальных, религиозных и других сторон общественной жизни.

     В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств. Представления такого рода, будучи результатом нравственного опыта человечества, хранятся в общественном сознании и обогащаются вместе с опытом, являясь для каждого нового поколения предметом освоения в процессе нравственного становления. Среди ученых-этиков не прекращаются споры о том, какую из категорий считать основной, или базовой, для логического выведения из нее всех остальных. Между тем дело не в иерархии. Для получения системного знания о морали принципиальное значение имеет не «ранг» той или иной категории, а четкое различение функциональной определенности тех элементов моральных отношений, которые такими категориями обозначаются.

     Развитие этической мысли показало, что мораль – сложный феномен, возникший вместе с человеческим обществом, при этом ее главная особенность заключается в том, что она руководит поведением человека через него самого. Мораль имеет ценностную природу и представляет собой особый регулятивный механизм, основанный на доброй воле индивидов, их стремлении к согласованию своих действий с интересами общности. По мнению Сократа, мораль является ценностным фундаментом, на котором вырабатываются основы культуры, различные формы общественного сознания, сохраняющие с ней более или менее прочную связь. В силу этого моральные отношения не столько существуют в обществе в «чистом виде», сколько проявляются в виде одного из аспектов любого типа общественных отношений (экономических, политических, профессиональных, семейных и т. п.).

     Будучи  одной из сторон любого типа социальных отношений, моральные отношения  определяют основу жизненной позиции  личности, т. Е. систему взглядов и убеждений, выступающих в качестве ориентиров при реализации моральной установки в каждом конкретном случае выбора действий. «Конечной инстанцией», определяющей меру нравственного поведения индивида, является он сам. Разумеется, существуют нравственные ориентиры – хранимые в общественном сознании моральные ценности и образцы морального долженствования. Существуют моральные санкции – положительные и отрицательные, в виде общественного мнения и демонстрационного (знаково-символического) поведения окружающих, представляющие собой реакции на конкретные поступки. Но все это – эталоны для «измерения» уровня моральности членов общества. При этом предпочтение тех или иных ценностей, выбор поступка из возможных вариантов всегда остается за индивидом.

     В обществе не возникло никаких государственных  служб, способных воспрепятствовать свободному выбору индивида (как, к примеру, это имело место при формировании института права). Итак, хотя мораль не «прикреплена» ни к какому социальному учреждению и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее она является реальным компонентом социальной жизни. Ее реальность ощущает каждый человек: она дает о себе знать то муками совести, то велением долга, то больно задетой честью, то унижением достоинства. При этом мы испытываем глубокие эмоциональные переживания и нелегкие размышления. Мораль вызывается к жизни не для того, чтобы преодолеть противоречия между интересами индивида и общества, а для того, чтобы предотвратить формирование таких противоречий в случае, когда появляется возможность их возникновения. Моральные отношения строятся не на требованиях общества к индивиду (хотя всем известен императивный характер морали), а на доброй воле индивидов к согласованию интересов, продиктованной осознанием их совпадения.

     На  этой основе изначально формируется  механизм морального регулирования  жизнедеятельности общества (нравственный закон). Периодически складываются условия, при которых противоречия заявляют о себе и этот механизм оказывается недостаточно эффективным, тогда к жизни вызывается еще одна регулятивная структура – право. Но и тогда мораль не утрачивает своего назначения, в частности, опосредуя эффективность права. Мораль, следовательно, предполагает поведение, не разрушительное для общности. Отсюда – изначальная гуманистичность морали как регулятора жизнедеятельности общества. А вот императивность (повелительность) моральных предписаний зависит от многих субъективных моментов (условий формирования личности, его способности к осознанию явлений реальной действительности…). Различие этих субъективных моментов и служит предпосылкой разного уровня моральности разных людей.

     В литературе описаны следующие уровни морального сознания (И. С. Кон, В. А. Блюмкин): доморальный (уровень внушения и  подражания) – поведение человека регулируется исключительно страхом  возможного наказания или ожиданием  поощрения; конвенциональный (уровень ориентации на внешние моральные регуляторы) – личность ориентируется на существующие в окружающем общении нормы, поведение регулируется одобрением или осуждением группы, окружения; ·автономный (уровень моральной саморегуляции) – поведение человека основано на устойчивой внутренней системе моральных принципов, чувстве совести и стыда. Причины разного уровня моральности индивидов могут быть разными, но результат один: чем ниже уровень моральности человека, тем чаще его поведение подпадает под юрисдикцию права. А реальный уровень моральности общества есть производное от моральности его граждан. Между ними существует жесткая связь, взаимозависимость: чем ниже уровень моральности общества, тем больше правонарушений, выше преступность. И наоборот, когда в стране растет число правонарушений, увеличивается преступность, тогда налицо падение нравов.

     Нравственное  становление личности в развитом обществе предполагает не только освоение ею накопленного обществом нравственного  опыта, определения своих предпочтений в области критериев и моделей поведения, но и стимулирование нравственного самосовершенствования личности посредством создания общественными структурами необходимых условий. История свидетельствует, что непонимание сущности этих процессов и недооценка их важности не только приводят к негативным явлениям в нравственном развитии общества, но и отрицательно сказываются на состоянии социума в целом. Современная ситуация в нашей стране демонстрирует огромный разброс ценностей в массовом сознании.

     Известно, что увеличение разрыва между  материальными и духовными, индивидуальными  и общественными ценностями угрожает любому обществу разрушением его  единства и целостности, стабильности и динамики. Способом ориентации в  мире ценностей выступает общественная мораль, которая напрямую зависит от того, какие ценности, нравственные нормы, образцы поведения выдвигаются обществом в тот или иной момент как доминирующие. Что из этого набора имеет наше общество сегодня? На основе критического отношения к коммунистической морали, утраты доверия к официальной морали вообще, сформировались такие нормы и оценки, которые можно назвать «нигилистической моралью». Кроме того, наше общество демонстрирует неспособность создать такие образцы морального долженствования, которые не дезориентировали бы человека в современной жизни, но адекватно отвечали бы потребностям гуманизации отношений между людьми. Вместо этого мы имеем насаждение идеалов потребительства и неогедонизма (максимализации наслаждения).

     Различные «образцы» массовой культуры демонстрируют, что человек становится предметом функционального использования: его ценность измеряется главным образом размером услуг, которые он может оказать, а использование другого человека как средства достижения собственных целей становится обычным, рядовым явлением. Вступающий в такой ценностный мир молодой человек оказывается в центре тяжелейшего кризиса нравственных идеалов и норм. Об этом свидетельствует рост жестокости и безразличия к чужим страданиям, утрата отзывчивости, эпидемическое распространение преступности и насилия. Об этом свидетельствует и ощущение страха, одиночества, подозрительности и ненадежности связей с другими людьми, падение престижа труда, уважения к культурным творениям, падение родительского авторитета и многое другое. Регулировать нравственные отношения людей в трудовой деятельности призвана профессиональная мораль. Она рождается в рамках конкретной деятельности, образуя одну из сторон этой деятельности.

     Ее  функция – обеспечить такое поведение  членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение. Поэтому профессиональная мораль непосредственно включена в технологический процесс деятельности каждого члена трудовой группы, ориентируя его личностные устремления на выработанные стандарты поведения.

 

      Глава 2. Проблема профессионально-нравственной регуляции журналистской и PR-деятельности (в рамках пресс-службы) 

     Профессиональная  этика – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Первые профессионально-нравственные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (III тыс. до н. э.) В числе прочих требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде – это залог будущей высокой должности и богатства. Возникновение первых целостных профессиональных кодексов специалисты относят к периоду ремесленного разделения труда, т. Е. к XI-XII векам, когда стали появляться первые ремесленные цеха.

     Выработанные  стандарты профессионального поведения  закрепляются с помощью особого  рода кодексов, клятв, уставов и т. Д. Например, медики до сих пор обращаются к таким документам, как знаменитая «Клятва Гиппократа». Педагоги и сегодня считают актуальными многие из тех требований к учителю, которые сформулировал римский философ и оратор Квинтиллиан. Профессиональные кодексы могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций и разрабатываться на различных уровнях: на уровне фирмы, предприятия, организации, на отраслевом, региональном, международном уровнях. Кроме того, профессиональные отношения регулируются различными санкциями: поощрениями, наказаниями и т. Д. Стандарты, по которым живут отдельные фирмы и организации, называются корпоративными кодексами. А правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли, – профессиональными кодексами. Итак, первоначально (исторически) понятие «профессиональная этика» означало «кодексы профессиональной морали», и это значение сохраняется по сей день. Современная профессиональная этика как наука объединяет этические воззрения, характерные для конкретных видов деятельности, конкретных профессий. Причем связаны эти воззрения главным образом с обоснованием или разработкой норм и правил поведения, которые могли бы помочь при разрешении типичных для данной деятельности нравственных коллизий. Приведем самое распространенное определение: профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом. Функции профессиональной этики Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии: Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т. Д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам. Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии. Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров. Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач. Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности. Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности. Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.27 Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях. Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов, и социальное окружение клиентов. Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами. Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе. Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений. Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений. Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу. Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов. Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали. Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе. Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

       Профессионально-этические представления  в области связей с общественностью  (категории, принципы, нормы) – профессиональная этика представляет собой оценочно-императивный способ освоения специалистом целей и содержания своей профессиональной деятельности. Мы выделим три группы представлений, образующих профессионально-нравственное сознание: · профессионально-этические категории – представления, которые задают человеку систему основных психологических установок на деятельность, определяют его профессиональную позицию; · профессионально-нравственные принципы – представления, которые определяют главные, универсальные для профессии правила поведения. Они указывают на условия, при которых специалист всегда будет на высоте; профессионально-нравственные нормы – выработанные в опыте профессии представления, которые регулируют отдельные аспекты профессионального поведения.

     Профессионально-этические  категории. По сложившейся в науке и языковой практике традиции профессионально-нравственные представления, определяющие профессиональную позицию человека, отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь». Рассмотрим их. Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль не только в теоретическом, но и в практическом плане. Не случайно понятие долга в этике стало разрабатываться одним из первых. И. Кант считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос – самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем. Понятие профессионального долга формируется в индивидуальном сознании в процессе взаимодействия с профессиональной общностью. Интериоризация («присвоение») индивидом содержания профессиональных представлений трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме. Следовательно, не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.

     Как определить профессиональный долг специалиста  по связям с общественностью? В первом приближении он звучит так: это выработанное содружеством организаций по связям с общественностью различного уровня представление об обязательствах перед обществом, которые они добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. К примеру, долг специалистов по связям с общественностью перед клиентами – сказать все то, что им необходимо знать. Может ли профессионал утаивать информацию, замалчивать непопулярную идею, воздерживаться от критических мыслей? Это было бы похоже на то, что врач умолчал бы о развивающейся болезни, а адвокат не предупредил бы о возможной юридической «ловушке».

Информация о работе Этика взаимодействия сотрудников пресс-службы и журналистов