Эразм Роттердамский: публицистическая деятельность. Анализ центральных произведений «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» и «Похвал

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Эразм Роттердамский (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель) – деятель эпохи Возрождения, гуманист, писатель, богослов. Вклад Роттердамского в мировую культуру трудно переоценить: он написал исторически важные труды, встал у основ реформации вместе с Лютером, которого он вначале поддерживал в борьбе с формализмом католиков, а затем стал его ярым оппозиционером. Сам Роттердамский не оценивал себя по достоинству, так говоря в свой речи «Диатриба, или рассуждение о свободе воли»: «У Лютера в мизинчике заключено более просвещенности, чем у Эразма во всем теле, против чего я, разумеется, сейчас возражать не стану».1 Однако сила публицистики Эразма была такова, что, по признанию одного из современников, он привлёк на свою сторону больше верующих, чем Люте

Работа содержит 1 файл

Роттердамский.docx

— 27.77 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эразм Роттердамский: публицистическая деятельность. Анализ центральных произведений «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» и «Похвала глупости». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

     Эразм Роттердамский (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель) – деятель эпохи Возрождения, гуманист, писатель, богослов. Вклад Роттердамского в мировую культуру трудно переоценить: он написал исторически важные труды, встал у основ реформации вместе с Лютером, которого он вначале поддерживал в борьбе с формализмом католиков, а затем стал его ярым оппозиционером. Сам Роттердамский не оценивал себя по достоинству, так говоря в свой речи «Диатриба, или рассуждение о свободе воли»: «У Лютера в мизинчике заключено более просвещенности, чем у Эразма во всем теле, против чего я, разумеется, сейчас возражать не стану».1 Однако сила публицистики Эразма была такова, что, по признанию одного из современников, он привлёк на свою сторону больше верующих, чем Лютер.2

     Эразм Роттердамский был незаконным сыном священника, поэтому поступил в одну из школ «братьев общей жизни», в которой подвергся влиянию гуманистических идей. После её окончания Эразм становится монахом, но тяги к монашеской жизни не ощущает и через несколько лет, будучи замеченным меценатами за искусное владение латинской речью, покидает монастырь. Благодаря меценатам Роттердамский начинает совершенствовать свои познания в гуманизме, посещая тогдашние центры этого учения в Западной Европе. Постепенно он становится известен в церковных и гуманистических кругах в качестве свободного литератора, не относящего себя ни к одной из партий, что не мешало ему быть уважаемым и католиками, и протестантами.

     Среди публицистических трудов Эразма Роттердамского наиболее известны и интересны «Похвала глупости» и уже упомянутая «Диатриба, или рассуждение о свободе воли».

     «Похвала глупости» - образец ораторского искусства, текст, сочетающий в себе как художественное произведение, так и богословский трактат, и психологическое исследование. По своей сути эта речь – пародия на схоластику. Схоластика – это средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви.3 В трактовке Роттердамского слово «схоластика» приобрело своё второе значение «знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом».4 В «Похвале глупости» осмеяно всё: от высокого до низменного. Роттердамский уверен, что человек – соединение Бога и черта, отсюда и образ мышления, характерный для просветлённой души – симбиоз глупости и мудрости.

     Вся речь также написана на грани глупости и мудрости, и сам автор признаёт это:

      Через всю первую "философскую" часть  речи проходит сатирический образ "мудреца" и характеристика этого антипода Глупости оттеняет основную мысль Эразма. Отталкивающий и дикий внешний  вид, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости (гл. 17). Строгий, глазастый, на пороки друзей зоркий, в дружбе пасмурный, неприятный (гл. 19). На пиру угрюмо молчит и смущает  неуместными вопросами. Одним своим  видом портит публике всякое удовольствие. Если вмешается в разговор, напугает собеседника, не хуже, чем волк. Если надо что-либо купить или сделать - это тупой чурбан, ибо он не знает обычаев. В разладе с жизнью рождается у него ненависть ко всему окружающему (гл.25). Враг всякой чувствительности, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все взвешивает по правилам своей науки, все знает, всегда собой доволен, один он свободен, он - все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, словно безумие. Не печалится о друге, ибо сам никому не друг. Вот образ совершенного мудреца! Кто не предпочтет ему последнего дурака из простонародья (гл.30)5 Главное, к чему призывает Эразм Роттердамский – объективность в каждой сфере жизни, будь то публицистика или быт. Несоблюдение принципа объективности, которому он как просвещенный публицист неуклонно следовал, является порождением зол, главное из которых – война.

      Доказательство  «от противного», использованное Роттердамским, актуально и по сей день, причём не только в публицистике, но и в  точных науках, например, при доказательстве теорем.

      Как было упомянуто ранее, Эразм Роттердамский  некоторое время разделял взгляды  Лютера о свободе воли, но в ходе того, как Лютер становился всё радикальнее, Роттердамский перестал сходиться с ним во мнениях.

      Эразм Роттердамский не высказывал своего несогласия публично, пока Лютер сам  не попросил его сделать это. Он сделал это в письменном виде в речи «Диатриба, или рассуждение о свободе воли». Гуманист признает себя недостаточно осведомлённым и не прибегает к исторической справке вопроса, ограничиваясь анализом Священного Писания. Роттердамский прежде чем перейти к сущности вопроса не может удержаться от довольно ехидного комментария в адрес Лютера, говоря о том, что оценил «всю изобретательность и выразительную силу» его убеждений, высказанных в тезисах о свободе, но сам считает нужным «с упорством цепляться за одни и те же доводы, лишь бы доказать правоту раз и навсегда усвоенной идеи, даже если для этого им приходится вывернуть наизнанку все тексты Писания».

      

      Лютер порицал Лютера и его сторонников  за их желание вынести на всеобщее обсуждение темы неоднозначные и  сеющие сомнения:  

      Он  призывает вести подобные дискуссии  в подходящей среде, богословской. Эразм  Роттердамский недоумевает, почему Лютер игнорирует учения многих великих  умов о свободной воле человека перед  лицом благодати и предполагает, не хочет ли Лютер признать церковь  с её многовековыми укладами ошибочно мыслящей. Роттердамский отдаёт предпочтение устоям, а не мысли, которая способна быть ошибочной и посеять смуту.

      В следующей части книги мы видим  Роттердамского союзником Блаженного Августина, разработавшего теорию «упреждающей благодати». Он ищет в истории примеры, доказывающие владение человека своей  судьбой и своим выбором. Свой вывод «когда наши противники говорят, что человек ничего не может без Божьей благодати, следовательно, ни одно из его деяний не может быть добрым, мы можем возразить им с помощью такого, на мой взгляд, убедительного довода: человек с помощью Божьей благодати может все, следовательно, все его деяния могут быть добрыми», - Роттердамский аргументирует историями об апостоле Павле, утверждавшим, что бог воздаст человеку по делам его и о пророчестве о Страшном суде.

      Эразм Роттердамский уверен: спасение души – дело рук самого обладателя этой души, а не Божьей благодати.

      Со  времён Роттердамского прошло уже почти  пять веков, но вопрос о человеческой воле и благодати до сих пор  не решен. С одной стороны, причина в спорности тезиса и невозможности выявить «правильное» мироощущение и «правильный» образ мысли, а с другой стороны,  сознание современного человека отвыкло воспринимать глобальные церковные проблемы. Церковное красноречие в современном мире скудно распространено: церковь ушла в сферу глубоко интимных переживаний индивидуума, которая заявляет о себе только во время больших религиозных праздников. Тем ценнее для нас сегодня опыты предков, которые способны дать пищу для ума и по сей день, не теряя актуальности.

      Эразм Роттердамский поднял вопросы, наиболее остро стоящие для века шестнадцатого, но в веке двадцать первом не оставляет  закреплённой за собой позиции искусного  мастера красноречия.

 

     Список литературы:

  1. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия)  / Г.В. Прутцков, Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С.70
  2. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218
  3. Ожегов С.И. и Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. – С.783
  4. Интернет-портал Средние века и Возрождение http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/bilety-3/bilet-19.htm

Информация о работе Эразм Роттердамский: публицистическая деятельность. Анализ центральных произведений «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» и «Похвал