Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:20, лекция
Перед радио ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв. Пропагандистская машина была запущена на полную мощность. Ещё больше усиливалась цензура, из эфира практически исчезают «живые передачи». К концу 1946 года усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. В июле 1949 года единый для страны Всесоюзный комитет по
Конспект по теме : «История радио в России».
Радио тоталитарного режима (1945-1970)
Перед радио ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв. Пропагандистская машина была запущена на полную мощность. Ещё больше усиливалась цензура, из эфира практически исчезают «живые передачи». К концу 1946 года усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. В июле 1949 года единый для страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения — Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете министров СССР. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы. Организуются пропагандистке кампании против философов, биологов-генетиков, литераторов, которые пишут «неправильные» стихи и романы, против киноактеров и режиссеров, которые ставят «не те» пьесы и т. д. Из эфира исчезают имена Ахматовой, Зощенко, Шостаковича, Эйзенштейна. В общественно-политических и научно-образовательных передачах Всесоюзного радио тема борьбы с «враждебным влиянием» занимала одно из первых мест. 25 января 1947 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах по улучшению центрального вещания», ужесточавшее требования к радио как средству агитации и пропаганды. Ведущее место в программах заняла оперативная информация. По радио ежедневно передавались 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет. В вечерние часы и по воскресеньям было увеличено число концертов, расширен общий объем литературно-драматического вещания. Продолжало развиваться музыкальное вещание (концерт загадка 1947, радиофестиваль русской песни) В 40-е годы ещё больше утвердилась рубрика «театр у микрофона».
К 1955 году относится возникновение новой передачи — устного рассказа у микрофона. После войны начался интенсивные рост объема вещания для детей, юношества и молодежи. В октябре 1946 года на радио стал выходить ежемесячный литературный журнал «Невидимка». В декабре 1945 года — географический радиожурнал «Клуб знаменитых капитанов». На многочисленные письма отвечали в передачи «Почтовый дилижанс». В декабре 1947 - «Радиоклуб юных географов». 6 апреля 1948 года — день рождения «Музыкальной шкатулки». В ноябре 1949 года - «Золотой ключик» (голос Буратино).
В 1957 году радиовещание и телевидение выделились из системы Министерства культурыСССР. 16 мая 1957 года образован Государвтеный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Структура этого комитете к концу 60-х годов включала в себя 343 вещательные организации. Крупнейшей среди них было Центральное вещание.
С 1 октября 1960 года Всесоюзное радио впервые стало круглосуточным. 15 октября 1962 года было введено новое расписание передач Центрального радио. С 15 апреля ё963 года начала функционировать 5 круглосуточная программа Всесоюзного радио, предназначенная для советских людей, находившихся за рубежом, и для зарубежных слушателей, владеющих русским.
12 апреля 1961 года в 10 часов 02 минуты передали сообщение ТАСС, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
К 1964 году число ежедневных выпусков «Последних известий» восросло до 50. «Маяк» - 24 июня 1964 года.
Заметным явлением в 1965 году стали передачи, посвященные 20-летию Победы (Подвиг народа).
В октябре 1962 года создана радиостанция «Юность» Широкое признание у слушателей получил созданный в сентябре 1959 года «Радиоуниверситет культуры». В торое рождение переживала к тому времени радиодрама. Аудитория радиотеатра по своим размерам превышала аудиторию театра и кино.
Важным эстетическим событием и программным открытием стал цикл документальных спектаклей С.Н. Колосова, первым утвердившего в отечественном эфире жанр многосерийной доку-драмы. («Вызываем огонь на себя»).
Стремясь повысить популярность переда, редакция много внимания уделяла развлекательным программам. Пропаганде различных форм народного творчества, художественной самодеятельности был посвящен сборник «В свободный час».
С 1967 года в стране стало развиваться
трех программное проводное
Радио эпохи социального застоя.
(1970-1985)
Временной границей нового этапа в
истории отечественной
С 1 апреля 1982 года для районов в часовых поясах +6,+5,+4 в эфир стал передаваться еще один дубль 3 программы. С января 1972 года введена 4 программа — музыкальная.
На первое место вновь выходили чисто пропагандистские цели, а проблемы просветительского характера, объективного и достоверного информирования населения по разным вопросам, досуг и эстетическое воспитание отодвигались на второй план, и соответственно на второй план уходили вопросы профессионального мастерства. Расширились «черные списки» имен писателей, музыкантов, артиство, ученых и журналистов, которых не следовало приглашать для участия в радио и телепередачах. Начиная с 1972 года каждая редакция заранее представляла ежегодный, квартальный и месячный планы, на основании которых заполнялись конкретным материальном сетки вещания на неделю и на каждый день. Наибольший интерес слушателей вызывали развлекательные программы, в которые включались сатирические и бытовые материалы, касающиеся различных жизненных, социальных и бытовых проблем. Лидировала передачи «С добрым утром!».
В 1976 году во Всесоюзном эфире состоялась премьера «Радиотеатра улыбки и шутки» («Радио-ТУШ»), в труппу которого входили лучшие артисты московских театров. В ряду передач Главной редакции информации особое место занимали репортажи с Красной площади о праздновании годовщины Октября и Первомая.