Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:16, доклад
Имиджевое интервью как инструмент PR-специалиста
Имиджевое интервью — жанр PR-текста, представляющий собой текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы, способствующий формированию (приращению) паблицитного капитала базисного PR- субъекта [Кривоносов 2001: электронный ресурс].
Особенностью любого вида интервью является изложение фактов или информации о событиях от лица интервьюируемого, а целью — донесение до общественности информации, основанной на суждениях собеседника. В центре внимания имиджевого интервью находится социально значимая персона — политик, деятель бизнеса или культуры. Выбор источника информации для имиджевого интервью зависит от целей публикуемого в СМИ материала. В этой связи сошлемся на мнение А.Зверинцева: «Одним из правил успешной коммуникации является продуманный выбор как источника информации, так и непосредственного коммуникатора, взвешивание на тончайших весах как сильных, так и слабых сторон вступающего в контакт с аудиторией субъекта» [Зверинцев 1997: 106].
Имиджевое интервью как инструмент PR-специалиста
Имиджевое интервью — жанр PR-текста, представляющий собой текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы, способствующий формированию (приращению) паблицитного капитала базисного PR- субъекта [Кривоносов 2001: электронный ресурс].
Особенностью любого вида интервью является изложение фактов или информации о событиях от лица интервьюируемого, а целью — донесение до общественности информации, основанной на суждениях собеседника. В центре внимания имиджевого интервью находится социально значимая персона — политик, деятель бизнеса или культуры. Выбор источника информации для имиджевого интервью зависит от целей публикуемого в СМИ материала. В этой связи сошлемся на мнение А.Зверинцева: «Одним из правил успешной коммуникации является продуманный выбор как источника информации, так и непосредственного коммуникатора, взвешивание на тончайших весах как сильных, так и слабых сторон вступающего в контакт с аудиторией субъекта» [Зверинцев 1997: 106].
Имиджевое интервью, как правило, является одной из составляющих PR-кампании. При стратегической разработке PR-акций, рассчитанных на привлечение внимания прессы к деятельности фирмы или конкретной персоны, в первую очередь необходимо подобрать значимый информационный повод. Фирма может использовать следующие основания для организации имиджевого интервью:
- отчет фирмы за определенный период работы;
- проведение анализа
работы фирмы и
- получение на российском
и международном рынке престижн
- акция по изучению
потребительского спроса на
- спонсирование выступления известных артистов и другие подобные
поводы.
Политические деятели могут использовать жанр имиджевого интервью в следующих случаях:
- по их инициативе
политика был принят новый
закон, который приведет к
- планируется митинг в поддержку политика;
- победы, награждения;
- комментарии к текущим событиям, имеющим общественное значение и т.д.
Для представителей шоу-бизнеса поводом для имиджевого интервью может послужить:
- новая программа (концертная, телевизионная);
- выпуск нового альбома, запуск новой линии одежды и т.п.;
- скандал, в котором они замешаны;
- благотворительные акции и т.д.
В любом случае в основе имиджевого интервью лежит идея PR-обращения через средства массовой информации к собственной целевой аудитории. Имиджевое интервью, как и все остальные PR-тексты, основывается на каком-либо факте или совокупности фактов, составляющих определенный отрезок действительности, представленный таким образом, чтобы максимально полно служить цели создания благоприятной коммуникационной среды PR-субъекта. В имиджевом интервью все факты должны отбираться в соответствии с просчитанными последствиями их использования [Сандлер 2002: электронный ресурс].
Отличительной особенностью имиджевого интервью от журналистского будет его преобладающий и, пожалуй, единственный тип — интервью-беседа, где отсутствует полемичность. В имиджевом интервью вопросы нацелены на конкретные ответы; и вопросы, и ответы будут в полной мере способствовать формированию оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR. Если в журналистском интервью главным является получение новой, эксклюзивной информации, дискутирование важных общественно-политических, экономических и других проблем с лицами, компетентными в определенной области человеческой деятельности, то в имиджевом интервью информационный повод предлагается самим специалистом по PR, а журналист лишь озвучивает заданный алгоритм. При этом он обязан учитывать все сильные и слабые стороны источника информации.
Предметом отображения в интервью являются событие, процесс, сопряженные с высказыванием первого (должностного) лица базисного субъекта PR.
Имиджевое интервью имеет несколько целей, перечислим их:
Выделим несколько признаков имиджевого интервью:
- присутствие скрытой оценки событий;
- наличие биографических
- если это интервью с руководителем организации, то часто используются данные о годовом обороте фирмы и активах ее банка, а также многих других цифровых показателей, если это интервью с представителем шоу-бизнеса, то распространяются данные о количестве концертов, программ, зрителей, сведения о месте проведения мероприятий (престижно или нет);
- сопровождение текста хорошими имиджевыми фотографиями;
- присутствие подписи
Имиджевое интервью должно содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, служебное положение интервьюируемого, фирма или организация, которую данное лицо представляет. Интервью может сопровождаться факт-листом, который содержит информацию о самом предприятии, его деятельности, продукции и т.п., или биографией персоны, которой посвящен материал.
Обычно имиджевое интервью публикуется в СМИ или корпоративных изданиях. Это зависит от того, какую аудиторию необходимо охватить, внутреннюю или внешнюю. Так, например, информация о благотворительной деятельности организации и беседа по этому поводу с одним из ее первых лиц будет наиболее интересна внешней аудитории. Это позволит сформировать имидж социально ответственного субъекта у потребителей, партнеров, органов государственной власти. С другой стороны, если в организации происходят кадровые перемещения, меняется руководитель или собственник, то необходимо активно использовать внутреннюю коммуникацию, размещая интервью с новыми людьми в корпоративной газете, чтобы внутренняя общественность с ним «познакомилась». Здесь главное оперативность. Своевременное формирование положительного имиджа руководителя позволит свести к минимуму возможное сопротивление персонала, а также может повысить его работоспособность и ответственность. Кроме вышеперечисленных способов такого рода текст может также распространяться и во время проведения пресс-конференций [Кривоносов 2001: электронный ресурс].
В любом случае, имиджевое
интервью является эффективным инструментом
формирования нужного имиджа. Использование
данного жанра в соответствии
с ситуацией обязательно
Мы провели контент-анализ текста интервью с целью определить основные, лидирующие имиджевые характеристики организации, которые несет в себе данный текст. Например:
Выдержка из текста интервью |
Имиджевая характеристика, которая содержится в данном предложении |
…за плечами не один успешный проект… |
Успешность фирмы на рынке |
…не пишут по шаблонам. |
Уникальность товара |
Индивидуальный подход к нуждам заказчика… |
Ориентация на клиента |
Мы проанализировали лексику текста:
1. Имеет место прецедентный текст: «Мы, как и Tchibo, собрали все лучшее…» Можно определить данную фразу как неудачную, так как Tchibo далеко не самый лучший кофе и имеет много негативных отзывов от покупателей. [http://www.prokofe.ru/, http://totalrating.ru/]
2. Клише: коллектив единомышленников, идеология компании, индивидуальный подход, повседневная деятельность, целесообразность и др. Данные словосочетания не портят общего впечатления от текста, наоборот, создают атмосферу профессионализма, устойчивости организации.
3. Присутствуют элементы
разговорной речи, которые «оживляют»
речь, делают интервью более
4. Фраза «эти и пользуемся» звучит несколькосниженно, потребительское отношение к бизнесу бросает тень на положительный образ компании в целом.
5. Употребляется эмоционально-
Если говорить о синтаксисе данного текста, то можно отметить использование коротких, «рубленых» предложений. Они в большинстве своем двусоставные, распространенные, бессоюзные, сложные. Присутствуют вводные конструкции: в сущности, как правило, с одной стороны и др., что усиливает субъективно-авторскую модальность текста.
Мы выделили коммуникационные неудачи реципиента, которые имели место в рассматриваемом тексте:
Коммуникационные неудачи реципиента |
Приемлемый вариант |
…предоставляем свои услуги почти три года. |
…молодая, но успешная компания… |
Создание текстов, в отличие от торговли колготками или ремонта пылесосов… |
Нужен другой пример |
Таким образом, согласно контент-анализу, на первое место фирма ставит заботу о клиентах, ориентируется, прежде всего, на своих заказчиков и только потом на все остальное. На втором месте – качество услуг и успешность фирмы на рынке. Качество - главная характеристика их работы, основное конкурентное преимущество. Успешность – основная имиджевая характеристика, которая привлекает клиентов, партнеров, сотрудников. Остальные характеристики, составляющие образ компании, находятся в равном положении по своей значимости, по тому вниманию, которое им уделяется.
Лексический и синтаксический анализ показал, что текст интервью, в целом, прост для восприятия и понимания и соответствует своей цели сформировать положительный образ компании.
Анализ коммуникационных неудач показал, что они оказывают на образ компании в целом незначительное влияние. Кроме того, возможность их корректировки сводит данное влияние к нулю.
Литература:
1. Зверинцев
А. Б. Коммуникационный
2. Кривоносов А.Д. Жанры PR - текста: Учебное пособие для студентов отделений связей с общественностью. СПб., Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2001.
3. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., доп. СПб., Петербургское Востоковедение, 2002.
4. Сандлер Л.Л. Жанрово-лингвистические особенности PR-интервью. Воронеж, Факультет журналистики ВГУ, 2002. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникации в современном мире», под ред. проф. В.В. Тулупова.
Информация о работе Имиджевое интервью как инструмент PR-специалиста