Гендерные сереотипы в женских журналах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6
Понятия пола и гендера………………………………………………………8
Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курс. раб. Гендерные сереотипы в женских журналах.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

- ухоженной:  «Ты должна быть уверена, что  членство в клубе /42 размер /дорогой  стилист – это лично тебе  необходимые вещи, а не навязанные  извне штампы», 

- сексапильной: «Мой бой-френд считает, что  я одеваюсь недостаточно сексапильно,  и что мне следует носить каблуки повыше и юбочки на бедрах»,

- верной: «54 % мужчин убеждены в верности  своей половины», 

- самодостаточной, совершенной: «Каждая женщина должна повторять про себя денно и нощно: я – королева. Я – прекрасна! Я – идеал!»,

- хорошей хозяйкой «Я преклоняюсь перед женщинами, которые… готовы отказаться от собственной карьеры … в пользу домашнего тепла и уюта»,

- матерью:  «Для любой женщины дети важнее  всего в жизни», «Женщины …  активнее, динамичнее мужчин. Они  быстрее приспосабливаются к любым изменениям и всеми силами стараются подготовить к ним детей. Стараются дать им хорошее образование, обучить навыкам, причем заботятся об этом уже с пеленок» [7].

     Мужчины неодобрительно относятся к таким  женским недостаткам, как неухоженность, стервозность, капризность, самоуверенность, амбициозность, мужская логика, упрямство и др. [8].

Второй  вопрос, на который женщина хочет  найти ответ в женских журналах, - «Какой он, современный мужчина?». Знание мужской психологии, привычек, характера, по мнению «представительниц прекрасного пола», должно способствовать нормализации межличностных отношений, выбору «идеального» партнера. Диапазон ответов на данный вопрос весьма широкий. В женской прессе мужской аудитории дается как негативная, так и позитивная характеристика.

     Недостатки  мужчин сводятся к следующим качествам:

- неаккуратный, не поддерживает порядок, необязательный: «Всем женщинам известно: существует  некое стандартное мужское поведение:  он меньше говорит, разбрасывает  свои носки, не перезванивает тебе вовремя…»,

- неверный: «47 % изменяют своим половинам»,

- считает  себя совершенным, исходя их  чего, подвергает сомнению интеллектуальные  способности женщины: «Как хорошо  быть глупой!... Я-то знала, что  я и красавица, и умница. Я  доказывала возможность пересечения двух понятий с пеной у рта и злилась по-настоящему. Мальчики смеялись. И потом в их глазах я видела самое страшное: подозрение, что я умная»; по отношению к женщине не всегда ведет себя уважительно: «Да, с мужиками проблемы. Да, у нас их мало, а хороших мало совсем. У меня к ним очень много претензий. Я ненавижу, когда мне хамят. Я не люблю, когда со мной меряются умом. Мне грустно, что я все больше встречаю мужчин, женившихся по расчету» [9].

     Идеальный мужчина, по мнению авторов женских  журналов, должен

- работать: «Настоящий мужчина должен любить  свое дело»,

- быть  сильным: «…быть хорошим мужем  и заботливым отцом, быть сильным,  умным и добрым».

- не  быть жадным: «распространенный  недуг – не должен быть зациклен  на своем кошельке», 

- решать проблемы: «Он взял все в свои мужские руки. За ним действительно как за каменной стеной! Он такой основательный, надежный»,

- быть  хорошим отцом: «Не секрет, что  хороших отцов не так уж  много. И, конечно же, каждая  мама мечтает о том, чтобы  отец ее ребенка был хорошим»,

- иметь  «мужественную» внешность («Женщин  притягивает брутальность, от которой  сегодня многие представители  сильного пола избавляются в  салонах красоты и модных бутиках» [10].

Однако  женские журналы не ограничиваются обсуждением традиционных качеств женщины и мужчины. В социуме происходят изменения: занятость в профессиональном производстве позволяет женщине не рассчитывать на поддержку мужа, любимого человека. Современный семейный бюджет может полностью состоять из доходов жены в то время, как муж будет вести домашнее хозяйство либо получать низкую заработную плату. Таким образом, женщина превращается в добытчицу, она содержит семью, вследствие чего в ее поведении наблюдаются ярко выраженные черты, которыми еще совсем недавно были наделены стереотипизированные мужские образы. Женская пресса отмечает перемены в жизни женщины, на ее страницах активно обсуждаются:

- преимущества  жизни деловой женщины: «У меня  два красных диплома, отличная  работа, статусная должность, приятная  зарплата», «…стабильность в  семье и на работе, уверенность в завтрашнем дне и комфорт – это ориентиры работающей женщины»;

- профессиональные  качества современницы: «Русский  бизнес если и развивается,  то только благодаря женщинам. Они кропотливы, читают несравненно  больше мужчин…, воруют же несравненно меньше. Они склонны договариваться, а не убивать конкурентов», «…женщине в равной степени с мужчиной присущи деловитость, энергичность и умение отстаивать свою точку зрения. Но девочку с раннего возраста всегда учили быть более скромной, покладистой, уступчивой, послушной. И лишь новое время высвобождает ранее не свойственные женщине черты маскулинности»;

- интеллектуальные  способности женщины: «Откроем  тебе страшную тайну: мужской  мозг практически не отличается  от женского. Миф это все!»,

- изменения в имидже деловой женщины: «Ничто не делает бизнес-леди более привлекательной, чем вещь, взятая из мужского гардероба»;

- независимая  и свободная личная жизнь женщины:  «…около 30 % женщин в экономически  развитых странах не хотят  оставаться с мужчиной под общей крышей и вести с ним «совместное хозяйство»;

- «неженские»  занятия, интересы, увлечения: «Презрев  вязание и садоводство, эти  девушки увлеклись неженскими  видами сорта – и получили  от этого недюжинное удовольствие»  [11].

Издания отмечают, что жизненные обстоятельства меняют и образ мужчины, которому «уже не обязательно доказывать свою мужскую состоятельность физической силой – его могущество скорее подтвердят марка автомобиля и состояние кредитки» [12].

Трансформация ролевых функций и характеристик женских и мужских образов приводит к изменению и гендерных стереотипов, наряду с привычными определениями деятельности женщины и мужчины употребляются новые, которые знакомят с очередными стандартами поведения индивидов в социальной среде, приобщают к ним широкие слои населения.

Выводы  к главе 1

     Гендер  – социальный пол, различия между  мужчинами и женщинами, зависящие  не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

        Концепция гендера появилась  в социологии не так давно:  в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо  привлекать внимание исследователей  с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации  конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

     Пол – системная совокупность биоралогических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

     Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. 
 

 

      Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan») 

       Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для женщин, являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя образы женственности и мужественности, стратегии поведения и модели взаимоотношений, как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современной женщины.

     Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования идентификационной системы, «корпоративного стандарта», следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни презентировать себя в качестве представителя символической общности «настоящих» женщин, определенной среды [17, c.15].

     Иными словами, цель женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит быть «настоящей женщиной» и каким должен быть «настоящий мужчина» в том или ином обществе. Технология репрезентации гендера включает два основных компонента: идеологический или ценностный компонент и этикет и материально-вещную атрибутику.

     Идеологический компонент предписаний включает представление ценностей и мировоззрения, которыми должны обладать женщины. При этом декларируется система женских идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для женщины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления. 
 
 

2.1.Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan» 

     «Cosmopolitan» - самый популярный в мире журнал для молодых женщин. Известный своим ироничным тоном и независимым стилем, «Cosmopolitan» помогает молодым женщинам решать свои проблемы, осуществлять мечты и добиваться поставленных целей. Образ "девушки в стиле Cosmo" вдохновляет миллионы женщин.

     Прежде чем перейти к анализу образа женщины, представленного на страницах журнала Cosmopolitan, необходимо выявить наиболее частичные его номинации. Это можно представить в виде следующей формулы:

     Настоящая девушка + Звездная девушка + Vip-персона = Девушка - Cosmo.

     «Девушка – Cosmo» это определение, предложенное и использованное самим журналом в своей рекламной компании.

     Настоящая девушка. Прилагательное «настоящая» представлено в «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова в начальной форме «настоящий» и имеет пять значений. К данному контексту применителен следующий вариант: «Такой, какой должен быть, представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь. Настоящий человек, настоящая дружба».

     Звездная девушка. Прилагательное «звездная» представлено в «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова в своей производящей словоформе «звезда», которая имеет три значения. Также есть пометка на то, что производное прилагательное «звездный» (н. ф.) подходит к первому и третьему значениям. В нашем случае больше подходит первое: «Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе. Полярная звезда.// Звезда первой величины (также перен.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Верить в свою звезду (перен.: в свое назначение, в свою судьбу). Восходящая звезда (перен. о человеке: новая знаменитость). Звезд с неба не хватает (перен.: о заурядном, ничем на примечательном человеке)». То есть мы видим, что эпитет «звездная» употребителен в переносном значении для определения статуса человека.

     Vip-персона. «Vip» (сокращ. от англ. very important people) - очень важный человек. «Персона» (от лат. persona) - особа, личность [5, c.115]. Можно сделать вывод, что девушка - Сosmo это лучшая, идеальная, образцовая, незаурядная и особенная девушка. Так сказать словами А. С. Пушкина, конечно, не без доли иронии, «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»).

       Внешность

     Чтобы выявить, как выглядит или как должен выглядеть этот «образец», следует обратить внимание на рубрикацию и речевой жанр, представленный в рекламном дискурсе, посвященные внешнему виду девушки - Cosmo.

     Проследим это на примере  Cosmopolitan за июнь 2009 года.

     Для этого в журнале отведены две статусные рубрики:

     1) « Мода & красота»;

     2) «Твое здоровье».

     Первая рубрика представлена разделами:

     -Дышите глубже!

     (Шопинг начинается);

Информация о работе Гендерные сереотипы в женских журналах