Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:58, реферат
Коммуникативная функция, Информационная функция, Идеологические функции, Организаторская функция, Рекреативная функция, Культурно – формирующая функция, Рекламно – справочная функция, Интегративная функция
Введение 2 стр.
1. Коммуникативная функция 4 стр.
2. Информационная функция 6 стр.
3. Идеологические функции 8 стр.
4. Организаторская функция 10 стр.
5. Рекреативная функция 11 стр.
6. Культурно – формирующая функция 13 стр.
7. Рекламно – справочная функция 15 стр.
8. Интегративная функция 16 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 18 стр.
Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, от того, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности ) тех или иных общественных сил.
Таким
образом, сущность идеологических функций
журналистики состоит в том, чтобы
постоянно способствовать росту и развитию
сознательности масс путём всесторонней
ориентации в действительности, выражающейся
в формировании всех компонентов массового
сознания при акцентированном внимании
к задачам по развитию и активизации общественного
мнения.
4. Организаторская функция
Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других “обязанностей” журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях – и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ?
Организаторские
возможности пресса демонстрирует при
проведении пропагандистских кампаний
или, скажем, умелого распространения
правовых знаний (социально-педагогическая
функция). Но кроме таких форм проявления
организаторской функции СМИ есть все
основания говорить о непосредственно-
Непосредственно-
5. Рекреативная функция
Рекреативной (от лат. recreatio – восстановление) функции СМИ. Рекреация – отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают некоторые новые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды.
Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать – это работа. Читать прекрасную литературу – это наслаждение. Но одновременно – напряженный труд мысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Есть серьезная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика. Кстати, развлекательная литература требует большого писательского мастерства. Далеко не каждый серьезный писатель в состоянии создать захватывающий детектив, немало дамских романов стали литературными шедеврами, а юмористическая литература требует особого дара. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч.
Радио – слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов – развлечение. Телевизор – смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе
В любом
случае, поскольку развлекательные
публикации и программы занимают
заметное место в деятельности СМИ,
постольку рекреативная функция
имеет непосредственное отношение
к журналистике. Чрезвычайно важно,
когда функция развлечения “перетекает”
в культурно-просветительскую функцию
СМИ.
6. Культурно – формирующая функция (культурно – просветительская)
Культура – выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека.
Эта функция журналистики заключается в том, чтобы будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.
Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма “Российские университеты”, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
В печатной периодике, кроме специальных публикаций в массовой прессе, сюда можно отнести целый спектр научно-популярных изданий, в том числе, экологическую печать (о которой подробно будет сказано в заключительной главе пособия). Общеизвестна просветительская деятельность российского радио, где большой популярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы и рекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т.д. На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи: “В мире животных”, “Клуб кинопутешественников”, “Очевидное-невероятное”.
Важно
не путать культурно-просветительскую
функцию с образовательной функцией, поскольку
к последней относятся всевозможные регулярные
публикации и циклы передач с дидактическим
материалом. Например, изучение английского
языка при помощи публикаций в журналах
“Англия” и “Америка”, инструктивные
публикации в газетах на темы: “Как стать
рекламным агентом”, “Как работать секретарем-диспетчером
на домашнем телефоне”. Вспомните широкое
распространение в нашей стране учебного
телевидения (некогда на ЦТ существовала
даже Главная редакция учебных программ).
Впрочем, во всем мире существуют различные
радио- и телевизионные университеты,
в том числе платные, которые высылают
своим слушателям тексты лекций и контрольные
задания, а при успешном окончании курса
даже выдают диплом.
7. Рекламно – справочная функция
Очевидно,
что культурно –
8.
Интегративная функция
В последнее
время многие исследователи как
важнейшую стали называть интегративную
функцию СМИ. Подобное мнение представляется
справедливым, поскольку в современном
обществе, разобщенном государственными
границами, национальными особенностями,
религиозными пристрастиями и материальным
неравенством, ни один идеологический
институт не может сыграть той консолидирующей
роли, какую играют средства массовой
информации. Интегративная (консолидирующая,
объединяющая) функция должна решаться
всей совокупностью газетно-журнальных,
радио- и телевизионных материалов, разделов
и направлений журналистской работы в
каждом органе массовой информации и всей
системе средств массовой информации.
Эта функция – главенствующая в формировании
идейной позиции издания, программной
и вещательной политики телерадиоканалов.
Однако, как мы знаем, эту благородную
задачу не всегда и не всем удается решать
успешно. Особенно важно помнить об интегративной
функции журналистики корреспондентам,
работающим в “горячих точках”, в местах
межнациональных конфликтов. Каждая редакция
в полной мере должна осознавать собственную
ответственность при использовании материалов,
рассказывающих о национальном противостоянии,
различных разногласиях, межгосударственных
и межрегиональных проблемах, религиозной
нетерпимости и т.д.
Как видим,
современной журналистике присущ широкий
спектр общественных функций, каждая из
которых в тот или иной период
исторического развития либо увеличивает
свою значимость, либо приглушает ее или
вообще исчезает. Именно в силу подвижности,
динамизма функционирования журналистики
мы наблюдаем некоторые разночтения у
разных авторов, излагающих теорию общественных
функций СМИ. Так, нередко называются:
функция выражения и формирования общественного
мнения, общения, эстетическая. Наверное,
это не совсем справедливо, поскольку
во всех этих случаях речь идет об имманентных,
природных, сущностных свойствах, качествах,
характеристиках СМИ, без которых журналистика
попросту не существовала бы как отдельный
род человеческой деятельности. Ведь журналистика
как раз и есть средство выражения и формирования
общественного мнения, инструмент опосредованного
общения (средство коммуникации), а в ряде
случаев – способ эстетического осмысления
реальной действительности.
Список используемой литературы
1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.
2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.
4. Корконосенко
С. Г. Основы теории