Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 14:46, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение деятельности Совинформбюро в годы Великой Отечественной войны.
Реализации цели служит решение следующих задач:
Рассмотрение истории создания Совинформбюро.
Описание структуры и основных задач Совинформбюро.
Характеристика радиовещания в 1941-1945 годах.
Структура и задачи печати в годы ВОВ.
Прослеживание жанрового разнообразия материалов и форм их подачи.
Рассмотрение Перестройки системы СМИ в годы ВОВ
Анализ Деятельности комитетов под руководством Совинформбюро
Выявление особенностей и значения оперативной информации в военных условиях.
Введение 3
Глава . Перестройка системы СМИ в годы Великой Отечественной войны
1.1. Структура и основные задачи печати в годы ВОВ 6
1.2. Радиовещание в 1941-1945 годах 10
Глава . Деятельность Советского Информационного Бюро.
2.1. Создание Совинформбюро 13
2.2. Структура Совинформбюро 18
2.3. Деятельность комитетов и организаций 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "История отечественной журналистики"
Тема: Деятельность
Совинформбюро в годы ВОВ
Санкт – Петербург
2010
Оглавление
Особенность существования журналистики изучаемого периода заключается в ее организационной и идейной подчиненности этой системе. Об этом свидетельствует создание в 1941 году Совинформбюро. Все это предопределило восприятие роли СМИ в обществе как пропагандиста сложившихся политических отношений, утвердившееся в исследовательской среде в советское время. Обновленные условия развития нашего общества ставят иные, чем прежде, задачи научного поиска. Во-первых, появляется осознанная потребность осмыслить деятельность СМИ в рамках функционирования различных общественных наук – политологии, истории, социологии и ряда других, синкретизирующих журналистскую деятельность наук. Во-вторых, не сбрасывая со счетов привычное восприятие СМИ как инструмента идеологического воздействия, значимым также видится осмысление социокультурного опыта журналистики. Это и определяет актуальность данной курсовой работы.
Источники и изученная научная литература доказывают, что с момента возникновения Совинформбюро эта тема изучена не полностью. Исследовательские работы, касающиеся в той или иной мере курсовой работы, разделены на четыре группы.
В первую группу входят те труды, которые посвящены истории развития информационных агентств и СМИ1.
Во вторую группу входят те научные труды исследователей журналистики, которые уделяли большое внимание развитию средств массовой информации в период Великой Отечественной войны2.
В третью группу были отнесены источники, анализирующие деятельность Совинформбюро.
Целью исследования является рассмотрение деятельности Совинформбюро в годы Великой Отечественной войны.
Реализации цели служит решение следующих задач:
Методологической основой работы стал общенаучный принцип историзма, в основу которого заложено исследование фактов в их эволюционно-поступательном развитии.
Приоритетным стал
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1941 по 1945 гг.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной
литературы.
В годы Великой Отечественной войны для бойцов Красной Армии издавалось около 1 000 газет и 15 журналов, Военно-Морского флота – 143 газеты и четыре журнала. Военная периодика за время Великой Отечественной войны выросла в два раза. Разовый тираж фронтовых газет в конце войны составил 3,5 млн. экземпляров. В действующей армии одна красноармейская газета приходилась на одного-двух воинов, а национальные газеты – на 5-7 солдат и офицеров.
Всего во время войны выходило 110 фронтовых газет на языках народов СССР. В пяти армиях издавались газеты на языках народов СССР. На фронтах Великой Отечественной войны и Среднеазиатском военном округе на языках народов советской Средней Азии и Казахстана выходили 42 газеты и семь журналов. В задачи военных корреспондентов входило – объективное оперативное освещение событий войны, показ героизма советских воинов, пропаганда боевого опыта.
На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. К апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их издание было прекращено. Вместо них большими тиражами выпускались листовки, прокламации. Листковая литература в годы войны приобрела большой размах: тысячными тиражами издавались воззвания, обращения, плакаты3.
Значительный интерес представляют и газеты, выходившие на территории, оккупированной немецкими войсками. Они издавались оккупационными властями, частными издателями и различными партиями профашистской ориентации. Такого рода газеты выходили на Украине, особенно в Западной ее части. Здесь буржуазно-националистическая партия, проповедовавшая идею возрождения самостийности Украины под протекторатом Германии, осуществляла выпуск своих органов.
Организационные вопросы работы печати находились в ведении отдела пропаганды и агитации обкомов ВКП(б). Областные и районные газеты являлись печатными органами областных и районных комитетов ВКП(б) соответственно и находились у них в непосредственном подчинении.
Руководство
партийных органов печатью
1. Организационный контроль, а именно:
2.
Управление материальной
В начальный период войны перед газетами области стояла задача оперативной перестройки работы на военный лад. Этот вопрос регулировали обком и райкомы партии. Нормативной базой реорганизации печатных изданий областей в связи с требованиями военного времени было постановление ЦК ВКП(б) от 20 августа 1941 г. «О районных газетах». Исходя из этого, редакторам районных газет предписывалось подавать докладные записки в обкомы ВКП(б) о выполнении вышеназванного постановления.
Кадровые перестановки в редакциях газет во многом были связаны с началом боевых действий. В связи с уходом сотрудников в ряды Красной Армии на заседаниях бюро РК ВКП(б) отделам кадров райкомов поручалось подбирать и укомплектовывать штаты редакций. Причем подчеркивалось, что эти люди должны быть «грамотными, политически развитыми и проверенными товарищами».
В суровых условиях военного времени на областных и районных газетах лежала важная функция доведения до населения распоряжений и постановлений правительства и местных партийных органов. Например, в связи с началом войны в «Курской правде» от 23 июня был опубликован целый ряд важных нормативных документов. В выпуске содержались указы и распоряжения Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения, нормативные документы, регулировавшие порядок перехода к условиям военного времени. Кроме того, в номере содержался приказ № 1 по Курскому гарнизону (от 23 июня 1941 г.). В нем строго регламентировался новый порядок работы учреждений и предприятий в связи с введением военного положения5.
Особым вопросом в период Великой Отечественной войны были тиражи газет. Их сокращение проводилось с целью экономии, которую требовали тяжелые условия того времени. Ответственные редакторы подавали сведения об использовании лимита тиража газет, где указывали, какое количество экземпляров ушло по подписке, сколько было отпущено для реализации через розничную сеть торговли, а также выслано государственным учреждениям и редакциям других газет для обмена опытом. Редакции районных газет получали доход от реализации номеров через розничную торговую сеть, от продажи бюллетеней со сводками Совинформбюро (которые выпускались практически каждой областной и районной газетой), а также от приема и публикации объявлений. Основные расходы редакций касались приобретения газетной бумаги6.
Обком
и райкомы в своем руководстве
периодической печатью большое
внимание уделяли ее организующей функции.
В связи с этим именно на газеты
возлагалось освещение
Подводя
итоги, отметим, что руководство партийными
органами периодической печатью в областях
страны проводилось практически по
всем ключевым направлениям деятельности
редакций и типографий газет. Строгий
контроль был вполне эффективен в условиях
военного времени, когда печатная пропаганда
и агитация выходили на первый план в поддержании
боевого духа народа.
С первых дней Великой Отечественной войны радиосвязь стала важнейшим средством оперативного управления войсками и информирования населения огромной страны. «От Советского Информбюро» - эти слова, начиная с 24 июня 1941 г. и до конца войны, открывали сводки сообщений с фронта, которые тысячи людей ежедневно с волнением слушали.
В
целях обеспечения
С 6 сентября 1941 г. Центральное радиовещание начало передачи из осажденного Ленинграда, которые продолжались все 900 дней блокады. В октябре вокруг Москвы и многих важных объектов страны были установлены радиолокационные станции, входившие в систему ПВО7.
Большое место в передачах из Москвы занимало вещание для населения временно оккупированных районов страны, а также специально для партизанских отрядов. 2 ноября 1941 г. из Москвы началось радиовещание на украинском языке. Передачи готовила специальная редакция, которая просуществовала три года. Ее материалы шли в эфир через радиостанцию «Радянська Украина». Одновременно из Саратова передачи на украинском языке вела коротковолновая радиостанция им. Т. Шевченко. С 1942 г. ее постоянным сотрудником (радиокомментатором) стал талантливый украинский писатель и публицист Ярослав Галан. 1 января 1942 г. началось радиовещание на белорусском языке. Передачи готовила специальная редакция, действовавшая до 20 сентября 1944 г. Она подготовила 3270 передач на белорусском языке8.