Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:20, доклад
«Книга Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы» была опубликована в США 1956 году. Для студентов западных университетов эта небольшая по объему работа в течение практически всех послевоенных десятилетий является классикой, а с недавних пор, после перевода на русский язык, используется и в России.
В качестве теоритического фундамента для классификации мировой прессы авторы избрали идеи свободы и ответственности журналистики, главным образом с точки зрени
«Книга Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы» была опубликована в США 1956 году. Для студентов западных университетов эта небольшая по объему работа в течение практически всех послевоенных десятилетий является классикой, а с недавних пор, после перевода на русский язык, используется и в России.
В качестве теоритического фундамента для классификации мировой прессы авторы избрали идеи свободы и ответственности журналистики, главным образом с точки зрения ее отношений с государственной властью. По словам исследователей, пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. Пресса отражает систему социального контроля, по средствам которой, регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.
С тех пор как появилась первая коммуникация, существует только две или четыре основные теории прессы. Советская теория является продолжением старой авторитарной, теория социальной ответственности, есть просто модификация либертарианской теории. Советы создали нечто столь поразительно отличительное от прежнего известного авторитаризма, именно поэтому и были выделены эти четыре теории.
Рассмотрим подробно все четыре теории.
Согласно авторитарной теории, функции и деятельность прессы контролируются правительством. Средства коммуникации должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помогать ему достичь поставленных целей. В качестве методов обеспечения благоприятной трактовки правительственной политики употреблялись:
Косвенные
методы контроля над прессой: зачисление
правительством на денежное содержание
отдельных журналистов, выплаты
газетам с секретных счетов, взимание
специальных налогов, призванных урезать
тиражи и доходы печатных изданий, не
лояльных правительству.
Либертарианская теория прессы зародилась в конце 17 века. Сначала была принята в Англии, затем в США. Согласно этой теории, главная цель средств массовой информации – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства. Аудиторию позволительно снабжать информацией и мнениями, часть из которых может быть правдивой, другая – ложной, а третья содержать и то, и другое. При этом публика «переваривает» всю информацию, отвергает то, что противоречит общественным интересам и принимает то, что служит интересам личности и всего общества. Каждый, у кого есть что сказать, имеет возможность высказаться, независимо от того, правильно его мнение или ложно, – это может решить только публика. Сторонники либертарианской теории – против государственной поддержки СМИ, поскольку это ведет к контролю содержания журналистских материалов. Либертарианская теория вместо государственного контроля предлагает иное: контроль неформального типа, посредством «возвращения к истине» через свободную конкуренцию на рынке информации, мнений, идей. Право и обязанность прессы – служить инструментом внесудебного контроля над правительством. Пресса удерживает государственных чиновников от злоупотреблений и превышения власти. Она – сторожевой пес демократии, всегда готовый обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия. Чтобы справиться с этой функцией, прессе следует оставаться совершенно свободной от контроля и влияния тех элементов, от которых она призвана оберегать демократию.
Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США, ее цель- информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения; СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы.
При теории
социальной ответственности правительство
не только просто должно разрешить
свободу, но обязано активно ее развивать.
В либертарианской теории нигде
не упоминается о праве
СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики -самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.
Согласно теории основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать “всю правду”. Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения.
Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, вид собственности - общественный, цель - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы.
Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, при советской теории перед пролетариатом.
При советской теории средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.
Самим же исследователям более близка была либертарианская теория, которая в 20 веке под воздействием изменившихся социальных реалий находит свое продолжение в теории социальной ответственности. Основной ее постулат сводится к тому, что «пресса, которая при нашей (т.е. американской) системе находится в привилегированном положении, обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции в массовой коммуникации»1. Но, не смотря на все ее достоинства, по мнению исследователей, теория социальной ответственности испытывает трудности в осуществлении, причины которых очевидны и заключаются в том, что теория социальной ответственности «базируется на добровольном согласии владельцев и издателей на уступки журналистам и обществу на ограничении своих прав. Именно поэтому эта теория так и не стала доминирующей»1.
Информация о работе Четыре теории прессы» Ф.С. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона