Биография Владимира Лисицына

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:58, биография

Описание работы

Владимир Лисин
Состояние: $15,9 млрд
Возраст: 56
Место рождения: Иваново

Работа содержит 1 файл

Владимир Лисин.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 

Владимир Лисин

Состояние: $15,9 млрд

Возраст: 56

Место рождения: Иваново

Семейное положение: Женат, трое детей

Высшее образование: Сибирский  металлургический институт (1976)

Статус: Председатель совета директоров НЛМК

Место в рейтингах Forbes:№2

Богатейшие бизнесмены России — 2012№41

Российские миллиардеры  в мировом рейтинге Forbes — 2012№1

 

Факты

-Трудовую карьеру  начал электрослесарем на угольной  шахте.

-После окончания института  работал на металлургических  предприятиях: прошел путь от  помощника сталевара до заместителя генерального директора комбината.

-В конце 1980-х работал  заместителем гендиректора Карагандинского  металлургического комбината (Казахстан), гендиректором предприятия был  будущий вице-премьер России Олег  Сосковец.

-Первый самостоятельный  бизнес (начало 1990-х) — поставки медицинской техники в Россию из Италии.

-Был партнером Trans World Group (TWG), контролировавшей крупнейшие  предприятия российской черной  и цветной металлургии.

-В конце 1990-х купил  13% НЛМК и при поддержке менеджмента  возглавил совет директоров предприятия.

-В начале 2000-х выиграл  борьбу за НЛМК у «Интерроса»  Владимира Потанина.

 

 

 

-В декабре 2005 года  НЛМК провел IPO на Лондонской фондовой  бирже. 

-Контролирует более  85% акций НЛМК.

-Владелец UCL Holding, в состав  которого входят морские порты Санкт-Петербурга, Туапсе и Таганрога, Первая грузовая компания. Акционер банка «Зенит».

125,5 млрд рублей —  такую сумму принадлежащий Лисину UCL Holding в октябре 2011 года заплатил  за 75% акций «Первой грузовой компании»,  крупнейшего железнодорожного оператора в СНГ.

-Доктор технических  наук и доктор экономических  наук.

-В базе данных Роспатента  Владимир Лисин значится автором  новых способов промывки доменной  печи, обработки стали в ковше,  получения покрытия на металлической  полосе и еще пары десятков патентов.

-Президент Стрелкового  союза России и Европейской  стрелковой конфедерации. В Дмитровском  районе Московской области построил  стрельбище «Лисья нора».

-Любитель сигар.

-Собрал крупнейшую  в мире коллекцию чугунного  литья, произведенного на заводе в уральском городе Касли (работает с 1749 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Владимир Лисин родился 7 мая 1956 г. в Иваново. Трудовую деятельность начал в 1975 г. в качестве электрослесаря в "Южкузбассугле". В 1979 г. окончил  Сибирский металлургический институт по специальности "инженер-металлург". В 1979-1985 гг. - сталевар, оператор установки непрерывной разливки стали, начальник смены, участка, заместитель начальника цеха ПО "Тулачермет". В 1984 г. закончил аспирантуру украинского НИИ металлургии. В 1985-1989 гг. - работал в Казахстане заместителем главного инженера Карагандинского металлургического комбината, одного из 4 крупнейших комбинатов страны.

 

Сейчас Владимир Лисин - один из двух "настоящих" металлургов  среди отраслевых магнатов. Где были его нынешние коллеги в конце 80-х годов? Где угодно, только не в металлургии. Совладелец "Норильского никеля" Владимир Потанин и глава Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов работали клерками в государственных внешнеторговых организациях. Хозяин "Северстали" Алексей Мордашов и создатель "Евразхолдинга" Александр Абрамов занимались научной работой. Владелец "Русского алюминия" Олег Дерипаска еще только учился в МГУ-на физика.

 

Главный же акционер Нововолипецкого  металлургического комбината в 1989 году уже был заместителем гендиректора на Карагандинском металлургическом комбинате, куда пришел молодым специалистом. Кроме Лисина, только один магнат в отрасли всю предыдущую жизнь работал по специальности - совладелец "Магнитки" Виктор Рашников. Может быть, поэтому Рашников и Лисин легко находят общий язык в бизнесе. Правда

 

 

 

история показывает, что  хозяин НЛМК рано или поздно расстается со всеми партнерами. У него бывают только временные союзники.

 

Первым из них - даже не партнером, а покровителем в бизнесе - в конце 80-х годов стал Олег Сосковец. К началу эпохи частного капитала Сосковец был директором Карагандинского комбината. Под его руководством Лисин приобрел свой первый коммерческий опыт, о чем до сих пор вспоминает с удовольствием. Карагандинский комбинат вместе со швейцарскими партнерами создал дочернюю компанию "ТСК-Стил", гендиректором которой стал Лисин. Фирма воспользовалась лазейкой в законодательстве: экспортировать металлы имели право только государственные посредники, но некондиционный металл (содержащий дефекты) разрешалось вывозить свободно. За рубежом такую продукцию покупали с большой скидкой, но свои $20-25 млн. оборота в год компания "ТСК-Стил" имела.

 

В 1991 году Сосковец стал министром металлургии - последним  в СССР, а в 1992-м вошел в правительство России. Вслед за ним Лисин перебрался в Москву, где познакомился с американским бизнесменом советского происхождения, бывшим заведующим центральным гастрономом Одессы Сэмом (Семеном) Кислиным.

 

Компания Кислина Trans Commodities поставляла на металлургические заводы сырье - частью российское, частью импортное. В какой-то момент его бизнес забуксовал - сразу несколько заводов, словно сговорившись, заявили Кислину, что не могут расплатиться с ним ни деньгами, ни металлом. Кислин рисковал потерять вложенные в дело $30 млн. Тут-то рядом с американцем и оказался Владимир Лисин, который пообещал решить проблему.

 

 

 

Закончилось все тем, что Лисин вытащил деньги, правда история умалчивает о том, как  именно ему удалось это сделать, наверняка просто использовал свои знакомства.

 

После первого удачного опыта Кислин и Лисин закрутили  совместный бизнес. Они первыми поставили  на широкую ногу практику толлинга - в обмен на сырье получали у  заводов готовую продукцию (в  основном черные металлы) и продавали ее на экспорт. Таможенные пошлины при этой схеме не уплачивались. "Я контролировал один, вместе с моим секретарем, 50% экспорта российского чугуна, кроме государственных внешнеторговых объединений у меня конкурентов не было",- вспоминает Лисин. Обороты бизнеса измерялись уже сотнями миллионов долларов.

 

Несмотря на успешную работу, Лисин оставался лишь наемным  работником в Trans Commodities. Статус партнера, кроме самого Кислина, имел только один человек - выходец из Ташкента предприниматель Михаил Черной. А другим "простым" наемным сотрудником компании был Искандер Махмудов, нынешний хозяин Уральской горно-металлургической компании, крупного производителя меди.

 

Стремительный взлет Trans Commodities выглядит неправдоподобно легким. Лисин объясняет это тем, что Кислин был первым человеком, который принес в отрасль большие деньги. "Мы конкретно платили, - объясняет Лисин, имея в виду, что отгрузка товара оплачивалась "живыми" деньгами. - В то время никого больше не интересовала металлургия, полная задница была".

 

 

 

 

Но уже в конце  того же 1992 года Лисин и его российские коллеги нашли более увесистый  денежный мешок. Их новым иностранным  инвестором стал британский торговец цветными металлами Дэвид Рубен. Его привел в Россию младший брат Михаила Черного Лев. Два брата, а также Рубен создали группу Trans World Group (TWG), в сферу интересов которой вошли уже не только черные, но и цветные металлы. Лисин с Махмудовым стали сотрудниками группы. А Сэма Кислина братья каким-то образом уговорили отойти от бизнеса - он уехал в США.

 

Позже к этой группе присоединился  и начинающий биржевик Олег Дерипаска. Он сумел убедить Черных, что сможет организовать скупку контрольного пакета акций Саянского алюминиевого завода, и получил деньги на эту операцию. (Теперь Дерипаска с его компанией "Русский алюминий" владеет дюжиной алюминиевых и глиноземных заводов). Так у Лисина появились новые временные союзники.

 

Цвет металлургии

Уже в 1993 году Владимир Лисин  получил в TWG статус партнера. Вскоре под контролем группы оказалось большинство крупнейших металлургических заводов страны. TWG стала третьим по величине поставщиком алюминия на мировой рынок - годовой объем продаж в 1993 году составлял, по разным оценкам, $4-5 млрд, причем группа в то время еще не владела ни одним заводом. Схема толлинга позволяла контролировать предприятия, не покупая акции. А главным защитником толлинга в правительстве считался все тот же Олег Сосковец, уже занявший кресло вице-премьера.

 

Лисин как представитель TWG входил в состав советов директоров пяти заводов: трех алюминиевых и двух стальных - Магнитогорского и Новолипецкого комбинатов. Юридически группа TWG не была оформлена как единая компания. Это был типичный для того времени конгломерат российских фирм и офшоров, формально не зависящих друг от друга.

 

В 1995 году по отрасли прокатилась  волна заказных убийств. В апреле было совершено покушение (неудавшееся) на коммерческого директора Саянского  алюминиевого завода Валерия Токарева - Лисин в это время был там  членом совета директоров. В том же году были убиты руководители фирм, имевших интересы на алюминиевых заводах,- глава банка "Югорский" Олег Кантор, его заместитель Вадим Яфясов и управляющий российским бизнесом другого крупного экспортера металлов, компании АЮС Феликс Львов. После этих убийств образ TWG в бизнес-сообществе стал демоническим.

 

Однако за стремительным  взлетом TWG последовало столь же стремительное падение. Уже в 1996 году группа начала распадаться. Произошло  это через несколько месяцев  после скандальной отставки Олега Сосковца с правительственного поста. Самые влиятельные на тот момент люди в коридорах федеральной власти - глава президентской администрации Анатолий Чубайс и премьер Виктор Черномырдин компанию TWG не жаловали. Позиции Черных в России стали шаткими, а их непрозрачный бизнес - слишком уязвимым для силовых структур. А тут еще братья разругались друг с другом и начали делить бизнес.

 

Владимир Лисин при  разделе своего не упустил. Работая  в TWG, он все внимательнее приглядывался  к одному из подконтрольных заводов - НЛМК. Параллельно с братьями Черными он понемногу скупал акции. Братья к моменту развала TWG накопили 34% ценных бумаг комбината, Лисин - 13%.

 

 

 

 

Завод был убыточным, как и многие другие. Схема толлинга позволяла зарабатывать миллиарды  структурам, контролирующим экспорт, но не очень помогала самим заводам. Братья Черные, сворачивая бизнес TWG, решили обанкротить завод и продать кому-нибудь его активы. Владимиру Лисину за его труды и 13% акций предлагали отступные.

 

Если бы Лисин согласился - он стал бы мультимиллионером, но никогда уже не нажил бы миллиардов. Однако он пошел наперекор бывшим партнерам и начал осуществлять собственный план. Он решил перехватить контроль над НЛМК.

 

"Надо было на  чем-то одном концентрироваться,  а в Липецке у меня был  уже большой пакет", - так Лисин объяснил свой выбор в одном из интервью. К тому же завод имел современное по российским меркам оборудование.

 

Одним словом, все подводило  его к тому, чтобы расстаться с  партнерами. Без сантиментов, зато с  судебными тяжбами - "с юристами, адвокатами, со всеми причиндалами", - как говорит сам Лисин. Чтобы победить в этой борьбе, он вступил в очередной временный союз - с Владимиром Потаниным.

 

 

Единоличный собственник

В середине 90-х акции  НЛМК скупала не только TWG. В начале 1997 года пакет в 25% акций принадлежал структурам американского финансиста Джорджа Сороса. Еще 25% принадлежали двум гражданам Монако, бизнесменам новозеландского происхождения братьям Ричарду и Кристоферу Чандлерам. Удивительно, как много братьев работало в металлургии в 90-е годы! У Дэвида Рубена тоже был брат-соратник.

 

 

Управляли этими 50% акций  структуры Потанина и финансиста Бориса Йордана. А заводом фактически управлял Лисин. Порвав с братьями Черными, он перевел все финансовые потоки НЛМК на собственную компанию Worslade Trading, зарегистрированную в Ирландии.

 

TWG ответила судебными  исками, обвинив бывшего партнера  в срыве контрактов, а также  в нецелевом использовании кредита  в $65 млн. Эти суды, впрочем, TWG проиграла.

 

После установления личного  контроля над финансами Лисин решил, что пора становиться крупнейшим акционером завода. По информации из его ближайшего окружения, он обратился к Потанину с предложением о сотрудничестве.

 

Владимир Потанин и его приближенные всегда отрицали факт существования  какой-либо договоренности. Лисин наличие договоренности не подтверждает и не опровергает. По данным же источника, близкого к Лисину, два бизнесмена сошлись в первой половине 1997 года на том, что Потанин не будет препятствовать выкупу Лисиным 50% акций НЛМК у иностранцев и по возможности помешает попыткам братьев Черных обанкротить комбинат.

 

С Соросом и Чандлерами Лисин  договорился через год. После  покупки у них ценных бумаг  НЛМК пакет Лисина вырос до 63%. Сумма  сделки не оглашалась, аналитики оценили  ее в $200 млн.

 

 

 

 

 

Следующие два года новый хозяин НЛМК, по его собственным словам, "обсуждал с TWG варианты совместной работы". За это время комбинат пережил провальный 1998 год и переломный 1999-й. После девальвации рубля  выросла рентабельность экспорта, на который шло 60% продукции НЛМК, комбинат нарастил объем продаж и уровень производства, а Владимир Лисин начал возвращать финансовые потоки из офшоров на само предприятие. В результате впервые после приватизации НЛМК получил прибыль - 9,5 млрд рублей при выручке 25,7 млрд рублей.

 

Очередной большой шаг  Лисин планировал сделать в 2000 году. Июньскому собранию акционеров была предложена программа реструктуризации на $1,1 млрд. Деньги комбинату готовы были предоставить компании самого Лисина в обмен на дополнительную эмиссию  акций. После их выпуска доля TWG сократилась бы вдвое.

 

Судя по тому, что вопрос о выпуске новых акций был  включен в повестку дня собрания акционеров, Лисин имел основания  считать, что бывшие коллеги из TWG не будут или не смогут возражать.

Информация о работе Биография Владимира Лисицына