Авторское право в кинематографе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота. В связи с этим возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Содержание

Введение.
Экскурс в историю авторского права.
Законодательная основа защиты авторских прав на сегодняшний день
Методы защиты авторских и патентных прав.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Авторское право в кинематографе.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Авторское произведение допустимо использовать без согласия автора, но только в личных, некоммерческих целях без извлечения прибыли  и с обязательным указанием имени  автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Закон об охране авторских прав в РФ вступил в силу в 1995 году. 28 июля 2004 года вступили в силу поправки к нему.

Пересмотру и изменению  подверглись важнейшие положения  Закона. Поскольку Закон был разработан до принятия Конституции РФ, некоторые  его положения противоречили  Конституции. Введены понятия «технических средств защиты авторских и смежных прав» (ст. 48-1 Закона) и «информации об авторских и смежных правах» (ст. 48-2 Закона).

Среди наиболее важных поправок, внесённых в Закон, необходимо отметить введение в Закон нового права авторов, исполнителей и производителей фонограмм - права на «доведение до всеобщего сведения», затрагивающего использование произведений, исполнений и фонограмм в цифровых сетях, в частности, сети Internet. Поправки, относящиеся к праву на доведение до всеобщего сведения, вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Кроме того, следует отметить, что теперь в России вместо прежнего 50-летнего устанавливается 70-летний срок охраны авторских прав (после  смерти автора).

Изменились положения, применяемые при нарушениях авторских и смежных прав. Изменения коснулись, прежде всего, сумм компенсаций, которые правообладатели могут требовать с нарушителей, даже без доказывания размера причиненных убытков. Теперь авторы и обладатели смежных прав вправе требовать от правонарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей16.

Кроме того, предусмотрено, что организации по коллективному  управлению правами теперь вправе обращаться от своего имени с заявлением в  защиту нарушенных прав своих членов даже без предъявления специальной доверенности на ведение судебного дела от их имени.

 

 

Методы защиты авторских и патентных прав.

За нарушения авторских  и патентных прав к лицам, виновным в их совершении, могут применяться различные виды юридической ответственности: административная, гражданская, уголовная.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права  рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Уголовная ответственность в  отличие от других видов ответственности устанавливается только законом, а полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никакие иные нормативные акты не могут определять опасные посягательства на субъективные авторские права как преступления, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом17.

Как уже отмечалось выше, в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь статья 146 предусматривает уголовную ответственность за посягательство на авторские и смежные права граждан. Законодатель не дает исчерпывающего перечня способов этих посягательств, он лишь говорит о том, что нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а равно в присвоении авторства. Под незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав следует понимать, например, «переработку» чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста). Это и незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.

Присвоение авторства - это выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.

Адвокату в делах  по защите нарушенного авторского или  патентного права может (если не должен) рассматривать наступление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, лишь в случае причинения крупного ущерба потерпевшему. Ущерб от данного преступления может быть материальным, а также может заключаться в нарушении конституционных прав граждан. Материальный ущерб может быть в виде реального ущерба собственности и в виде упущенной выгоды (недополучение, например, определенной суммы денег, которую мог бы получить автор на законных основаниях).

В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер зарплаты, установленный законодательством РФ.

Уголовная ответственность  за нарушение авторских и патентных  прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.

С субъективной стороны  данное преступление характеризуется  умыслом. Виновный осознает, что он незаконно использует объекты авторского права или смежных прав, либо что присваивает авторство и предвидит возможность причинения крупного ущерба, и желает или допускает эти последствия. Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны (ими можете быть тщеславие, корысть, зависть, ненависть и т.д.).

Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные  лица, нарушившие авторские права  граждан из корыстной или иной личной заинтересованности, должны отвечать за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) либо по ст. 201 УК за злоупотребление полномочиями.

Таким образом, уголовно-правовой способ защиты авторских прав будет  заключаться в возбуждении против нарушителя авторских прав уголовного дела с применением к такому нарушителю мер уголовного наказания. Адвокат, исполняющий поручение потерпевшего, вправе и обязан активно участвовать на предварительном следствии и дознании в ходе исследования обстоятельств дела, а также в суде. При этом, нельзя забывать, что в основе процессуальной формы уголовной ответственности всегда лежит презумпция невиновности.

Доказательством авторства  в суде могут служить:

свидетельские показания;

письменные доказательства к которым, как указано в ст. 71 Гражданско-процессуального кодекса  РФ, относятся акты приемки - сдачи работ, договоры, справки, деловая корреспонденция, документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением истца, дипломы, призы или иные награждения за создание произведения;

экземпляры свидетельств о депонировании и регистрации произведений в Российском авторском обществе - РАО, экземпляры свидетельств Библиотеки Конгресса США и т.д., свидетельства Роспатента на промышленный образец и т.д.

Административная ответственность  наступает за совершение административных проступков, предусмотренных. Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Так Кодекс устанавливает административную ответственность за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений. При этом, законодатель уточняет случаи, когда продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. Такие случаи будут иметь место, если:

    1. экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах
    2. на экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей
    3. на экземплярах произведений уничтожен либо изменен знак охраны авторского нрава или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежных прав.

Мерой административного  принуждения является наложение  штрафа на граждан и на должностных  лиц в размере с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. Конфискованные экземпляры произведений подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Таким образом, административно-правовой способ защиты авторских прав состоит  в рассмотрении жалоб авторов (их представителей, адвокатов) и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов - министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Важным вопросом является защита авторских прав в деловой  жизни. Многие компании в своей практике сталкиваются с творческими произведениями - научными и художественными текстами, дизайнерскими решениями, разного рода композициями и пр.

Ст. 14 Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах» говорит  о том, что исключительные авторские  права на использование авторских  произведений, созданных работником по заданию работодателя, принадлежат непосредственно работодателю.

За автором (работником) сохраняются только личные неимущественные (в международных конвенциях - моральные) права - то есть право считаться автором  данного произведения, право на то, чтобы произведение было издано (опубликовано) под его собственным именем, псевдонимом или не будет подписано вовсе. За автором (работником) также сохраняется право на защиту своего произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству18.

При использовании любых  результатов творческой деятельности необходимо заключить авторский  договор с обладателем авторского права и выплатить ему гонорар, в случае, если не истек срок авторского права.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что от нарушителя авторских прав можно требовать:

1.признания прав, т.е. публичного признания прав автора произведения;

2.восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, т.е. например уничтожения контрафактных экземпляров, указание имени при использовании произведения (если, например, не указали имя в журнале или каталоге, где напечатали произведение);

3.прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, т. е. запрет продажи контрафактной продукции, ее рекламы и т.д.;

4.возмещение убытков, включая упущенную выгоду.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под «убытками» понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права на было нарушено (упущенная выгода).

При этом убытками можно  считать например, затраты на юриста, покупку контрафактной продукции (для доказательства нарушения) и  т.д.19

5.взыскание компенсации морального вреда.

Компенсация морального вреда, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом  в зависимости от характера причиненных  потерпевшему физических и нравственных страданий, а также вины нарушителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Охрана произведений посредством авторского права и  смежных прав является международно и отечественно признанным динамично  развивающимся правовым институтом. Законодательная функция государства  позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить надежной «юридической оболочкой» для соответствующих отношений. Правовыми нормами, составляющими институт авторского права и смежных прав, регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином правовом институте двух указанных групп норм объясняется зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

К основным видам защиты авторских и патентных прав относят  уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовые способы. В России к настоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских патентных прав. Авторские и патентные права защищаются Конституцией РФ и отраслевым законодательством: Гражданским Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» и т.д. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к «усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений. Комплексная регламентация разных видов.

Информация о работе Авторское право в кинематографе