Авторское право разъездного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:59, доклад

Описание работы

Творческая деятельность может быть в различных областях не только литературы, но и науки, техники, искусства, художественного дизайна. Творческой называется умственная деятельность, которая завершается созданием чего-то нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей по правилам, формальной логики или иным известным правилам.

Работа содержит 1 файл

Авторское право на творческую деятельность разъездного журналиста.docx

— 23.60 Кб (Скачать)

Творческая деятельность может быть в различных областях не только литературы, но и науки, техники, искусства, художественного дизайна. Творческой называется умственная деятельность, которая завершается созданием  чего-то нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая  деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей по правилам, формальной логики или  иным известным правилам.  

 

Причем, творцами можно  назвать и рабочих типографии, производящих печать нового произведения на основе рукописи автора, и рабочих  завода, собирающих новую модель нового автомобиля по имеющимся чертежам,  и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведённых примерах рабочие лишь реализуют творческие результаты, полученные другими.

Результат творческой деятельности – это выраженный в  объективно форме её продукт, именуемый  в зависимости от его характера  научным или научно-техническим  результатом, достижением, знанием  либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком (регистрация ООО), произведением науки, литературы или искусства. Общим является то, что всем результатам творчества новизна, оригинальность их существенных элементов 
 
Наряду с существенной новизной или оригинальностью результатов все виды творчества характеризуются идеальным характером данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на процесс их создания. 
 
Однако, авторское право не регулирует непосредственно творческую научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-технического и художественного творчества остается за пределами действия его норм. 
 
Авторское право выполняет функции признания авторства на уже созданные творческие результаты, установления их правового режима, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем, отдельные нормы авторского права регулируют отношения по организации (как правило, на основе авторского договора) создания, передачи и использования новых достижений в области научно-технического, художественного и иного творчества. 

Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности — юридический термин, обозначающий совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (то есть интеллектуа́льную со́бственность (англ. Іntellectual property)). Следует отметить, что перевод понятия intellectual property как «интеллектуальная собственность» хоть и является общеупотребительным, но не совсем корректен, так как property — это имущество, а не собственность и право собственности на нематериальные объекты невозможно.

·  2 Виды интеллектуальных прав

  • 2.1 Авторское право
  • 2.2 Смежные права
  • 2.3 Патентное право
  • 2.4 Права на средства индивидуализации
  • 2.5 Право на секреты производства (Ноу-хау)
  • 2.6 Охрана новых сортов растений

 

Авторское право - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. В рекламе: Исключительное право, предоставляемое авторам рекламного объявления Законом об охране авторских прав с целью защиты рекламы от плагиата, продажи или использования ее другими лицами без особо оговоренного на то разрешения авторов.

Журналист заключает с  телекомпанией трудовой договор,

Виды объектов авторского права

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и в других формах.

Авторский договор

существует несколько  видов гражданско-правовых договоров, один из которых авторский. Стоит иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 1286 ГК РФ договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. В последнем случае работникам приходится уповать на обязательность и честность представителей работодателя, так как нередки случаи, когда за выполненную работу выплачиваются гонорары в меньших размерах, чем было обещано, либо существенно задерживают выплату, а иногда и вообще ничего не платят.

 

Авторский договор  следует отличать от иных форм договорного  регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательства, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко прямо заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривалось как трудовые. Например, издательство заключило с П. договор на подготовку слайдов для фотоальбома. При переиздании альбома издательство отказалось выплатить автору вознаграждение, ссылаясь на то, что слайды являются собственностью издательства, поскольку с автором был заключен трудовой договор. В качестве доказательства издательство указывало на то, что с автором был произведен расчет платежным поручением. Но это само по себе никакого значения для определения природы договора иметь не может. Поскольку иных доказательств наличия трудовых отношений с автором издательство не представило, его доводы были признаны судом несостоятельными, и в пользу автора было взыскано вознаграждение за переиздание.

В тех случаях, когда  заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого  указания на его трудовой характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она может носить творческий характер, как, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы, связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских или картографических работ. Здесь важно установить, был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда  совершенно очевидно, что стороны  были связаны трудовым договором, необходимо установить, входило ли создание данного  творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения. Так, З., будучи режиссером-постановщиком научно-популярного фильма, по согласованию со сценаристом написал дикторский текст к этому фильму. Студия отказалась выплатить 3. вознаграждение, ссылаясь на то, что тот является штатным работником студии и за свою работу получает заработную плату. Однако поскольку 3. доказал, что в обязанности режиссера-постановщика не входит написание дикторского текста, его требование было удовлетворено1.

Нередко, особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства, возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадает. В частности, подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т.д. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение, переходящие в собственность другого лица, и т. д. Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства как результат творческой работы автора. Отличия творческой работы от исполнительской подробно рассматривались выше. На практике, конечно, их отграничить друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, — это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда1. Однако, как совершенно справедливо отмечал В. Я. Ионас, копия одной и той же вещи может иметь разные художественные достоинства. Она может быть и ремесленной поделкой, и произведением копировального искусства2. Представляется, что нет никаких оснований для того, чтобы не признавать высокохудожественные копии, которые по своим достоинствам могут превосходить оригинал, объектами авторского права. Соответственно, как авторский, а не подрядный должен рассматриваться и договор, заключенный на изготовление копии, если только последняя не создается с помощью технических средств, не требующих никаких творческих усилий.

 


Информация о работе Авторское право разъездного журналиста