Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:52, творческая работа
Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период от административно-командной системы управления экономикой к рынку, от тоталитарного режима к правовому государству, от приоритетов идеологических ценностей одного класса к «общечеловеческим ценностям» им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политической ситуации.
Анализ текста Р.П.Овсепяна
«отечественная
журналистика в демократически ориентированном
обществе»
Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период от административно-командной системы управления экономикой к рынку, от тоталитарного режима к правовому государству, от приоритетов идеологических ценностей одного класса к «общечеловеческим ценностям» им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политической ситуации.
Провозглашение
демократизации и гласности открыло
перед средствами массовой информации
возможность анализировать
После 70 лет ограничений средства массовой информации заговорили все вокруг в полный голос. Они стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройки, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы.
Откровения новой журналистики эпохи демократии и гласности кружили голову, зачастую вызывали не просто удовольствие, а эйфорию средств массовой информации, уводили от раздумий о возможных последствиях неограниченной свободы слова для общества в целом. Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопартийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменял цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств СМИ, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. Теперь главные правила - писать «начистоту». Журналы превратились в инструмент борьбы за власть. В условиях складывавшихся рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. Отобрать из них наиважнейшие было не просто. Шла «охота» за рекламой, она явилась следствием экономических трудностей, с которыми столкнулась освобожденная пресса. «Страсти вокруг тех или других журналов (кто кого там обижает, какая там критика) показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных»: - писал один из журналистов «Аргументы и факты». «Среди них не осталось места проблемам нашей литературной жизни – втиснуть их за счет отобранного совесть не позволяла».
Заметно выделились несколько направлений.
Первое – это издания, политические по сути, но не связанные с какой-либо организацией, которым приходилось трудиться как бы «в одиночку».
Второе
вызвало к жизни издания, тип
которых формировался в результате
перестроечных процессов и
Третье
было связано с возрождением многопартийности.
Тема: «отечественная
журналистика в демократически ориентированном
обществе»
Идея: Описать
«движение» средств массовой информации
второй половины 80-х – начала 90-х
гг.
Проблематика
текста: Развитие СМИ в условиях
демократизации и гласности. Радикальные
перемены в укладе общественной жизни
страны. Отечественная печать получает
«свободу слова».
Смысл названия:
Название полностью отражает идею текста.
Россия принимает демократию, меняется
всё, в том числе и такая
важная среда, как средства массовой информации.
План:
Термины:
Радикальный – решительный, коренной, наиболее действенный (придерживающийся крайних, решительных взглядов).
Уклад – установленный или установившийся порядок.
Тоталитарный – (франц. Totalitaire) книжн. Характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, уничтожением демократических свобод, отсутствием прав человека.
Идеология – (от греч. Idea - понятие и Iogos – учение) 1)полит. Система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс или политическую партию.2)спец. Совокупность связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий, решений и т.п.
Приоритет – (нем. Prioritat) Преобладающее, первоочередное значение чего-либо.
Адаптация – (от лат. Adaptatio-приспособление) Приспособление органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования.
Ситуация – (франц. Situation) Обстановка, положение, возникшее на основе стечении, совокупности каких – либо условий и обстоятельств.
Анализ – ( от греч. Analysis – разложение, расчленение) Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-либо фактов, явлений.
Информация – (лат. Informatio – разъяснение, изложение) Сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо событиях и т.п.
Компетентный – (от лат. Competentis – соответствующий, способный) Обладающий основательными знаниями в какой-либо области; знающий.
Активизация – переход от состояния покоя к движению, развитию; пробуждение.
Система – ( от греч. Systema –целое, составленное из частей, соединение) 1) Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо. 2)разг. Обычный, привычный порядок, распорядок чего-либо.
Эйфория – ( от греч. Euphoria) книжн.Повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия.
Политика – (греч. Politika – общественное дело) Деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями.
Журнал – ( франц. Journal) Периодическое издание в виде книжки; отдельная книжка этого издания.
Цензура – система государственного надзора за произведениями искусства, средствами массовой информации или личной корреспонденцией; учреждение, осуществляющее такой надзор.
Реклама – (франц. Reclame от лат. Reclamo – выкрикиваю) Широкое оповещение о свойствах товаров, произведений искусства и услуг в целях привлечения внимания и опроса потребителей.
Проблема – (греч. Problёma) Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования.
Организация – (франц. Organisation) 1)Общественное объединение лиц или государств. 2) Государственное учреждение или предприятие. 3) Характер строения, устройства, структуры чего-либо.
Процесс – (от лат. Processus – течение, ход) 1) Последовательная смена состояний в развитии чего-либо; ход, развитие какого-либо явления. 2)Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Возрождение –
возобновление прекратившегося существования
чего-либо; подъём после периода упадка,
разрушения.
В основном, в
тексте употребляется общественно
– политическая лексика (публицистический
стиль). (Государство,
массы, средства массовой
информации, демократия,
активный и д.р.) Просторечных, грубо
– просторечных, сниженных слов в данном
тексте не имеется. Много имеется нейтральных,
межстилевых слов, например: человек,
общество, писать,
слова, издания ,проблемы,
класс, семьдесят, место
и др.
Синонимы:
Радикальные – Большие
Удовольствие – Эйфория
Отобрать – Выделить
Антонимы:
Многопартийные – Однопартийные
Большие – Мелкие
Многозначные слова:
Предложение : «Журналы превратились в инструмент борьбы за власть» (инструмент)
«…поднимать серьезные
социальные проблемы и предлагать пути
их решения…» (поднимать)
Морфологический разбор:
Имена существительные:
Совесть - начальная форма совесть, нарицательное, неодушевленное (по значению), ж. р.; 3 скл.; в форме ед. ч. (мн. ч. не имеет), им. п.
Наиважнейшие - выступает в качестве существительного, по происхождению является прилагательным, поэтому сохраняет грамматические признаки последнего.
Имена прилагательные :
Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн. ч., тв. п.
Местоимения:
Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед. ч., в ф. д. п.
Наречия:
Начистоту - определительное наречие
Там - обстоятельственное наречие
Глаголы:
Шла - неопределенная форма идти , неперех., невозврат., несов. в., 1 спр., в изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж.р.
Причастия:
Переданных - начальная форма переданный, страдательное, прош. вр., сов. в., полное, во мн. ч., пр. п.
Предлоги:
Вокруг - простой, производный
За счет - составной, производный
Союзы:
Или - сочинительный (разделительный), простой
Частицы:
Не - отрицательная.
Синтаксический разбор:
1)
Отобрать из них наиважнейшие было не просто.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.
Отобрать - подлежащее,
выражено неопределенной формой глагола;
было непросто - составное именное сказуемое;
(отобрать) из них - дополнение, косвенное,
выражено местоимением с предлогом;
(отобрать) наиважнейшие - дополнение,
прямое, выражено субстантивированным
прилагательным.